Как правильно выбрать дарбуку


"Выбор Мембраны Барабана Джембе, Думбек, Дарбука Пластик или Кожа?" ⋆ Перкадрамма

us

Достаточно часто при выборе барабана начинающему перкуссионисту приходится сталкиваться с проблемой выбора мембраны своего будущего барабана.

Если раньше в распоряжении человека были лишь природные материалы, то теперь технологии позволяют прибегнуть к синтетическим аналогам.

В этой небольшой статье хочу кратко рассмотреть положительные и отрицательные моменты и первого и второго вариантов в помощь с выбором. Бывает так, что нравится и тот и другой образец и для принятия решения не хватает чьего-то компетентного мнения, и тут вы его найдете. Благодарю за то, что восприимчивы к чужому опыту.

Кожа

Природный материал приятный и гармоничный для взаимодействия с кожей рук.

Но

Зависит от условий окружающей среды. Когда влажно, то кожа растягивается, размягчается, звонкость звука пропадает, отдача становится «рыхлой». Также барабан плохо реагирует на резкое изменение температуры. «На холодную» барабан «не качает».

Кожа по своей природе крайне прихотливый, вредный материал и с ним нужно быть очень бережным и аккуратным, греть и тянуть перед каждой игрой.

Синтетическая кожа

Это и не кожа вовсе. Материал, если лупить по мембране, конечно, не такой эластичный, как кожа, но набить синяки на ладонях и сделать из пальцев «купаты» можно с одинаковым успехом и об кожу и об пластик, но об кожу все же, немного приятней (тут кому как нравится).

Отскок от кожи и от пластика отличаются эластичностью. От кожи отскок эластичнее, если мембрана тугая (сухая), если влажная — отскока вовсе нет, а от пластика — всегда одинаково тугой отскок.

Звучание от кожи отличается не так уж и сильно, но отличие всё же есть. (Это для ценителей исконного этно-звука). Пластики джембе фирмы «Remo», к примеру, покрыты толстым слоем «Fiberskyn», поэтому обертонов нет и звук плотный, практически точь-в-точь аналог коже. Если один только пластик без «Fiberskyn» (был опыт, когда фиберскин с пласта джембе отслаивался в результате механического повреждения) то звук при игре получается такой козий, «плавающий» уа-уа-уа-уа — очень неприятный, долгий, обертонический, как ни тяни. Фиберскин — это своего рода заглушка. На каждом джембе с пластиковой мембраной он есть.

Но

При всех указанных недостатках, пластик удобен тем, что не зависит от условий окружающей среды. Считаю этот момент основным акцентом. Пластику пофиг — можно играть в мороз, можно под дождем, можно даже воды внутрь налить — нифига ему не будет, пластик не растянется, звонкость звука не пропадает, никаких «рыхлых старых задниц» и пердящего бубнежа. Пластик — крайне неприхотливый материал. Он хорошо подходит для походов, не создаёт никаких лишних проблем, как автомат калашникова — просто делает своё дело.

С Арабскими дарбуками примерно такая же история, только у них пластиковое покрытие голое, никакого фиберскина.

Вот, пожалуй, и всё, чем хотел поделиться.

Попробовать поучиться играть ритмы по ходу дела, вы можете прямо сейчас, перейдя по этой ссылке.

P.s. Выбирайте барабан правильно, оставляйте свои комментарии, делитесь статьёй, буду премного благодарен.

www.percudrumma.com

Дарбука — Википедия

Дарбу́ка (тарбука, дарабука, тарамбука, думбе́к) — старинный ударный музыкальный инструмент неопределённой высоты звучания, небольшой барабан, широко распространённый на Ближнем Востоке, в Египте, странах Магриба, в Закавказье и на Балканском полуострове. Традиционно изготовляется из глины и козлиной кожи, сейчас также распространены металлические дарбуки. Имеет два отверстия, одно из которых (широкое) закрыто мембраной. По типу звукообразования относится к мембранофонам, по форме — к так называемым барабанам в форме кубка[1].

Женщина держит барабан в форме кубка. «Песни Девы Марии», XIII век.

Точное время появления дарбуки неизвестно.

В Европе барабаны в форме кубка встречаются со времён позднего неолита и раннего бронзового века, от Южной Дании через Германию (где их найдено больше всего) до Чехии и Польши[2]. В алтайских захоронениях, датированных V веком до н. э., также обнаружены схожие барабаны[2]. Эти барабаны встречаются в разных формах, и похоже, что древние мастера экспериментировали с формой и способами закрепления кожи, пытаясь найти оптимальное решение. Тем не менее в раннем бронзовом веке эти барабаны начинают исчезать. Схожесть этих барабанов с дарбукой позволяет рассматривать дарбуку как наиболее успешный вариант, который прижился на Ближнем Востоке и в Северной Африке, но почему-то исчез в Европе.

Что касается Ближнего Востока, то свидетельства существования барабанов кубкообразной формы встречаются ещё в XI веке до н. э.: на вавилонийском диске изображён высокий (приблизительно 90 см. в высоту) барабан на очень короткой основе[3]. Такие барабаны имели ритуальное значение и назывались «лилиш» (в англ.  варианте lilis). Это были храмовые барабаны на специальных подставках. Позже начали проявляться уменьшенные лилиш, так называемые лилишу (lilissu), которые имели уже немного другие пропорции; их можно было уже носить с собой. В Египте, в период Восемнадцатой династии (1550—1292 до н. э.), художником из Фив изображён барабан кубкообразной формы, и в Дейр-эль-Бахри есть также глиняная скульптура человека, играющего на таком инструменте[3]. Эта уменьшенная форма барабана стала известна арабам, в культуру которых успешно и влилась.

Изображение такого барабана встречается в «Песнях Девы Марии» (англ.)русск., написанных во время правления Альфонса X Кастильского (XIII век, время освобождения от арабского господства в Испании). Это изображение еврейской пары, где женщина держит барабан в форме кубка. В арабских источниках (сохранившиеся рисунки и иллюстрации) изображение барабана такой формы впервые встречается в рисунках, выполненных между 1519 и 1590, где персидские цыгане играют на подобных инструментах. В книге XIX века периода правления династии Каджаров в Персии также встречается подобный рисунок[4]. На более ранних средневековых арабских картинах, изображающих музыкантов, чаще всего встречаются люди с бубнами (рик)[4].

Барабан первоначально изготавливали из обожжённой глины, позднее — из дерева (орех, абрикос), а на его верх натягивается телячья, козья или рыбья[5]кожа. В последнее время популярны металлические дарбуки (алюминий или медь), мембраной служит специальный пластик. Встречаются также керамические дарбуки с пластиковой мембраной и металлические в сочетании с кожей.

Металлические дарбуки с пластиковой мембраной выгодно отличаются тем, что можно настраивать звук, контролируя степень натяжения мембраны с помощью болтов, а также тем, что практически неуничтожимы. Глиняные же барабаны гораздо более хрупкие, а кожаная мембрана очень чувствительна к влаге (рыбья кожа чуть более стойка к воде, чем козья или телячья).

Иногда внутрь дарбуки помещают нечто вроде бубна — небольшие съёмные металлические сагаты, позвякивающие при игре.

Средняя высота инструмента — 350—400 мм, диаметр — около 280 мм, хотя встречаются, конечно, разные. В зависимости от размера и, соответственно, звучания, дарбуки могут носить разные названия. Например, в Египте существует деление на табла (соло-барабан), дохолла (басовая дарбука) и симбати (сумбати) — нечто среднее между таблой и дохоллой[6].

Есть два основных типа дарбук: египетская дарбука и турецкая. У египетских дарбук края верхней части барабана сглажены (такие дарбуки часто называют думбеком), у турецких — нет. Такое строение даёт свои преимущества в технике игры для каждого типа: округлые края египетского думбека щадят пальцы и облегчают перекаты пальцами, но затрудняют щелчки; у турецкой дарбуки — наоборот. Однако, не следует думать, что тип барабана делает какую-то технику невозможной.

У инструментов «традиционного изготовления» мембрана закреплена верёвкой; у металлических дарбук мембрану сверху охватывает металлическое кольцо, крепящееся к корпусу болтами. У египетских дарбук эти болты утоплены в кольцо, у турецких вынесены вовне, что может мешать новичкам. Количество болтов обычно от пяти до восьми. Чем больше болтов, тем точнее можно настроить звучание барабана[7].

Возникающий из-за кубкообразной формы резонанс Гельмгольца позволяет добиваться гулкого и глубокого баса при несильном ударе. Этим же объясняется то, что думбеки с узкой «шейкой» корпуса генерируют более низкий звук при ударе по центру мембраны, чем те, у которых «шейка» шире.

«Дарбука» — это только одно из многочисленных названий этого инструмента, этимологически связанное, по всей видимости с арабским словом «darba» (ударять). Среди других названий используются следующие: «табла» (Верхний Египет), этимологически близкое к предыдущему названию «таблак» (Средняя Азия), «хога» (распространенный среди лодочников Нила), «дербока» (Марокко и Тунис), «дарабукка» (Алжир), «деблек» (Турция) и многие другие. Существуют две основные разновидности дарбуки — турецкая, с острым краем и египетская — с закругленным (её часто называют думбеком, особенно в европейских странах и Америке).

В зависимости от региона, эти барабаны могут называться по-разному. Соответственно, структура может слегка отличаться.

Профессиональная египетская дарбука

Турецкая дарбука с прямыми углами у пластиковой мембраны

Дарбука GEF

Позиция инструмента[править | править код]

Инструмент традиционно держат с левой стороны. Играют чаще всего сидя (барабан на коленях, левая рука его придерживает; или же дарбука зажимается между колен) или стоя (барабан прижимается к левому боку, подвешивается на специальном ремне или кладётся на левое плечо). Играют на дарбуке ладонями и пальцами обеих рук. Ведущей при этом является правая рука, левая же используется в основном для орнаментирования ритма[9]. Такое положение инструмента и сам принцип игры на нём очень схожи с техникой игры на рике.

Существует также техника комбинированной игры рукой и палочкой (в Турции такую палочку называют çubuk[10]), распространённая в Турции, на Балканах и в Египте. Эта техника широко применяются местными цыганами.

Техники извлечения звуков[править | править код]

Основных тонов два: низкий, получаемый от удара ближе к центру мембраны, и высокий, когда пальцы бьют по краю барабана. Несмотря на это, есть множество способов извлекать звуки, поэтому ритмы очень насыщены и богаты декоративными элементами, вроде щелчков или тремоло.

Разнообразие способов извлечения звуков велико: простые удары ладонью в район центра дарбуки (низкий), удары пальцами по краям, различные техники перекатывания пальцев (например, сплит-фингер), звонкие шлепки ладонью, звонкие и глухие щелчки, удары по корпусу дарбуки, просовывание руки внутрь барабана для изменения тембра низкого удара, игра на внутренней поверхности мембраны, трение мембраны, приглушение звука прижиманием мембраны пальцами/ладонью и т.д. Для заполнения ритма в интервалах используются и хлопки в ладоши.

Ритмы[править | править код]

Армянский Думбек.

Ритмы записываются с использованием несложного обозначения для звуков, например:
1-+-2-+-3-+-4-+-
D-D-tkT-D-tkT-tk
, где
D — это Dum, низкий звук при ударе ладонью в центр барабана;
t — tek, не очень высокий звук удара правой рукой по краю дарбуки;
k — ka, тот же tek, но для левой руки[11].
T — Tek, высокий звук удара правой рукой по краю дарбуки;
K — Ka, тот же высокий Tek, но для левой руки
То есть можно прочитать ритм как «ДумДум-текаТек-Дум-текаТек-тека». Повторив несколько раз без паузы между повторами, можно уловить ритм.

Прописные буквы используются для передачи акцентированных ударов, строчные — для передачи обычных. Основу ритма составляют акцентированные (сильные) удары, в то время как более слабые удары являются декоративными, то есть «заполняют» ритм. В этом примере основной ритм — D-D-__T-D-__T-__, все неакцентированные t и k — заполнение. Последняя комбинация tk обычно называется «мостиком» и служит для органичного соединения ритма.

Наиболее популярные ритмы[12]
ритм название примечание
1-+-2-+-3-+-4-+-
D-T-__T-D-__T-__
D-T-tkT-D-tkT-tk
максу́м (maqsoum) 4/4 Распространён повсеместно.
1-+-2-+-3-+-4-+-
D-D-__T-D-__T-__
D-D-tkT-D-tkT-tk
ба́лади (baladi) 4/4 Более фольклорный вариант максума, играется медленнее.
1-+-2-+-3-+-4-+-
D-T-__D-D-__T-__
D-T-tkD-D-tkT-tk
саи́ди (sayidi) 4/4 Удвоен средний dum; популярен в Верхнем (Южном) Египте.
1-+-2-+-3-+-4-+-5-+-6-+-7-+-8-+-
D---__T---__T---D---D---T---____
D-tkT-T-tkD-T-tkD---D---TktkT---
чифтете́ли (shiftatelli) 8/4 Популярен в Греции и Турции, играется медленно.
1-+-2-+-3-+-4-+-5-+-6-+-7-+-8-+-
D---D---____T---D---____T---T---
D---D---tktkT-tkD-tktkT-TktkT-tk
масму́ди (masmoudi) 8/4 Масмуда (англ.)русск. — одно из племён берберов в Марокко.
1-+-2-+-
Dk-kD-k-
DtktDktk
фалла́хи (falahi) 2/4 Играется в два раза быстрее, чем максум. «Простонародный» ритм (см. феллах). Популярен в Верхнем Египте.
1-+-2-+-
D--kD-T-
D-kkD-S-
айю́б (ayub) 2/4 Похож на фаллахи, распространён повсеместно. В медленной форме используется в ритуальном трансовом танце «зар» (иногда этот ритм так и называют — «зар») в Северной Африке.
1-+-2-+-
D--T--T-
DkkTkkTk
малфу́ф (malfouf) 2/4 Очень популярный ритм, часто используется в современной поп-музыке в Египте и Ливане.
1-+-2-+-3-+-4-+-5-
D-__T-__D-__T-T-T-
D-kkT-kkD-kkT-T-T-
D-tkT-tkD-tktkT-T-
карсила́ма (karsilama) 9/8=2+2+2+3 Означает «лицом к лицу», играется сначала медленно, а затем быстро: 1 2 3 123. Популярен в народных греческих и турецких песнях, а также в современном турецком джазе.

Множество ритмов являются синкопированными, то есть ритм образуют как сильные, так и слабые звуки.

Дарбука в других музыкальных традициях[править | править код]

Впервые дарбука в западной классической музыке была использована в опере Гектора Берлиоза «Троянцы» (Les Troyens, 1863), в «Танце нубийских рабов» в IV акте. Первые композиции для дарбуки и оркестра были написаны Халимом Эль-Дабхом (англ.)русск. в 1950-х годах; премьера его Fantasia-Tahmeel состоялась в Нью-Йорке в 1958 году. Струнным оркестром дирижировал Леопольд Стоковский. В середине 1960-х годов дарбука становилась всё популярнее в арабских оркестрах, в 1966 году она уже играла значительную роль в классической пьесе «Факаруни» (в исполнении Умм Кульсум). Сейчас дарбука широко применяется в современной арабской поп-музыке.

Думбек также используется во многих музыкальных коллективах. Традиционный танец живота без этого инструмента немыслим. Дарбука также используется в музыке для народного танца дабке, популярного в Леванте.

Египетская дарбука (симбати) работы Gawharet el Fan серии Mother of Pearl с инкрустацией перламутром

И больше ни слова про все эти звуки.
Да пощадит Господь разум всех,
Играющих на тарабуке!

(Борис Гребенщиков[14])

  1. ↑ Существует очень много вариантов классификации музыкальных инструментов; другие типы, кроме «goblet drum», перечислены здесь Архивная копия от 10 февраля 2012 на Wayback Machine.
  2. 1 2 Resonators and Receptacles: a summary of an acoustic enquiry into Late Neolithic pottery goblet drums from Europe (недоступная ссылка)
  3. 1 2 Goblet drums through history
  4. 1 2 Middle Eastern Drum History (англ.)
  5. ↑ Здесь Архивная копия от 11 мая 2008 на Wayback Machine утверждается, что из нильского осётра. Тем не менее, такого, похоже, не существует; вероятно, имеется в виду другая рыба.
  6. ↑ Изображения можно посмотреть здесь Архивная копия от 8 марта 2009 на Wayback Machine.
  7. ↑ Однако шесть болтов — не повод отказываться от барабана. У большинства качественнейших инструментов их как раз шесть.
  8. ↑ Нельзя путать египетскую таблу с индийской. В Индии это два барабана, на которых играют одновременно и пользуются для этого совсем другой техникой. В Египте же табла — лишь один из нескольких типов дарбуки: tabla, simbati, doholla (изображения см. выше).
  9. ↑ Техника описана для правшей. Для левшей, соответственно, наоборот.
  10. ↑ Что означает, собственно, «палочка».
  11. ↑ Есть, конечно, обозначения и для других типов звуков, например, S для шлепка (slap) или r для переката (roll).
  12. ↑ Первая строка — счёт, вторая передаёт «чистый» ритм, без орнаментирования и переходов; третья строка — наполненный ритм.
  13. ↑ Сайт Орхана Агабейли (неопр.).
  14. ↑ Пушкинская 10 (2009)

Видео[править | править код]

ru.wikipedia.org

Как правильно выбрать арбуз: рекомендации 


При выборе арбуза главное – внимательность. Причём это касается не только самого продукта, но и места, где он продаётся. Например, перед покупкой необходимо убедиться в том, что на него не падает солнечный свет и что поддоны для хранения находятся достаточно высоко над полом. Кроме того, важно удостовериться, что у продавца имеется сертификат службы Эпиднадзора. А более подробно об особенностях выбора арбуза будет рассказано ниже. 

1. Внешний вид 

Все стремятся выбрать такой арбуз, чтобы он был спелым и сладким. Сделать это на самом деле не сложно, достаточно просто посмотреть на продукт. 

Если арбуз вкусный 

Перечислим основные признаки спелого и сладкого арбуза.

  1. Полоски, которые образуют рисунок, должны быть чёткими.
  2. Кожура должна быть глянцевой и достаточно твёрдой. Если повредить её без усилий сложно, значит, арбуз спелый.
  3. Если кожура будет повреждена, появится хорошо узнаваемый запах свежескошенной травы.
  4. Насколько сладким является арбуз, можно определить по расстоянию между полосами на его кожуре. Чем оно больше, тем лучше.
  5. На одной из сторон арбуза должно быть жёлтое пятно. Оно появляется на той части арбуза, на которую не попадает солнечный свет. По этому пятну также можно определить спелость. Чем оно желтее, тем лучше. А вот по размеру оно не должно быть слишком большим. Крупное пятно – это свидетельство того, что ягода долго созревала и что выращивали её не в самых лучших погодных условиях. Разумеется, такие плоды обладают не лучшими вкусовыми качествами.
  6. Выбирая арбуз, обязательно нужно обращать внимание на то, имеются ли на его поверхности какие-либо повреждения. Если они есть, от покупки стоит отказаться. Даже небольшие трещины, вмятины и другие дефекты свидетельствуют о низком качестве продукта. «Всё равно куплю арбуз, трещина ведь небольшая», – так может подумать покупатель. Но стоит помнить о том, что сочная мякоть арбуза – это среда, в которой очень комфортно будут себя чувствовать микроорганизмы. Если съесть такой арбуз, то можно получить отравление. 

По этой же самой причине не следует покупать арбузы, которые предварительно были разрезаны. Ведь бактерии ждать не будут, они могут поселиться в сочной мякоти очень быстро. Поэтому не стоит пытаться сэкономить, покупая только половину арбуза или, например, его треть. Ведь это будет не что иное, как экономия на собственном здоровье. Лучше уж выбрать арбуз поменьше, но целый.

Если арбуз невкусный 

О том, что арбуз ещё не достаточно спелый, свидетельствуют следующие признаки:

  1. Нечёткие полосы и нарушенный рисунок;
  2. Матовая кожура;
  3. Слабая корка, которую легко можно повредить, просто слегка надавив ногтем;
  4. Небольшое расстояние между полосами на кожуре. 

2. Размер 

Многие, выбирая арбуз, обращают внимание на его размер. Конечно, более крупные плоды привлекают к себе больше внимания. Большому арбузу и глаз радуется.

Однако крупный размер – это зачастую свидетельство того, что при выращивании использовались нитраты. Впрочем, и слишком маленькие арбузы – это тоже не лучший вариант, так как они обычно недозревшие. Поэтому лучше всего отдавать предпочтение тем ягодам, которые имеют средний размер. 

3. Сезон 

При покупке арбуза важно помнить о том, какое сейчас время года. Известно, что наиболее вкусные ягоды созревают в конце лета и начале осени. Ну а те арбузы, которые продаются в первой половине лета, скорее всего насыщены нитратами. 

4. Постукивание 

Пожалуй, все знают, что спелость арбуза можно определить, если просто по нему постучать. Этот метод действительно оказывается весьма надёжным. Вот только далеко не все знают, каким именно должен быть звук, издаваемый спелым арбузом. О спелости и сочности ягоды свидетельствует звонкий и гулкий звук. А если арбуз недостаточно спелый, звук будет глухим.

5. Надавливание 

Ещё один хороший способ определения спелости и сочности арбуза заключается в надавливании. Достаточно просто сжать ягоду и убедиться в том, что она немного потрескивает. Небольшое похрустывание – это верный признак спелости. 

6. «Пол» арбуза 

Многие знают, что арбузы могут быть «девочками» и «мальчиками». И если обращать внимание на «пол» ягоды, проще будет выбрать ту из них, которая является более спелой, сочной и сладкой. Тот, кто умеет определять «пол» арбуза, как правило, старается отдавать предпочтение «женским особям». 

Определить «пол» ягоды можно по внешнему виду. Достаточно просто посмотреть, как выглядит пятно, расположенное в том месте, где во время цветения растения был цветок. Большой размер этого пятна свидетельствует о том, что арбуз является «девочкой». Если же оно маленькое и, к тому же, ещё выпуклое, значит, перед нами лежит «мальчик». 

7. Хвостик 

Огромное значение при выборе арбуза имеет также его плодоножка. Она должна быть сухой. Зелёный же хвостик свидетельствует о том, что плод к моменту сбора урожая не до конца созрел.
Впрочем, важно обращать внимание не только на цвет плодоножки, но и на её хрупкость. Если арбуз спелый, то его хвостик легко можно будет отломить. 

8. Сорт 

Выбрать хороший арбуз помогает знание сортов. Самыми популярными являются астраханские арбузы, херсонские и Кримсон Глория. 

Астраханский 

Астраханские арбузы наиболее востребованы в России. Они отличаются наличием шипообразных полос, крупных зёрен, ярко-красным цветом мякоти. Их средний вес – чуть менее 10 кг.

Херсонский 

Большой популярностью пользуются также херсонские арбузы. Их вес также может достигать 10 кг, но обычно не превышает этот показатель. Ягоды имеют округлую форму. Толщина их кожуры – около 1 см. 

Кримсон Глория 

А сорт Кримсон Глория отличается длительным сроком хранения и хорошей стойкостью к различным заболеваниям. Именно поэтому становится возможной транспортировка таких ягод на дальние расстояния. Их средний вес – 13-14 кг. Больше всего они распространены на юге России. 

9. Где продаётся арбуз? 

При выборе арбуза нужно обращать внимание не только на саму ягоду, но и на то место, где она продаётся. 

10. Чистота ножа 

Нередко продавцы, пытаясь убедить покупателя в том, что их товар является спелым и сочным, разрезают арбуз и дают немного попробовать. В этом случае необходимо обращать внимание на нож. Он должен быть чистым. 

Важно! А если будет куплен не целый, а разрезанный арбуз, его нужно стараться как можно скорее употребить. Даже в холодильнике разрезанный арбуз нельзя хранить долго. 

11. Сертификат 

У продавца должен быть сертификат, в котором говорится о том, где был собран урожай, как долго его собирали, сколько нитратов содержится в ягоде и пр. Обязательно нужно попросить показать этот документ. 

Если вместо самого сертификата будет предложена его ксерокопия, то она должна быть цветной, а символы – чёткими. Также у продавца должны быть документы, которые свидетельствуют о том, что товар закупался у проверенных поставщиков. 

12. Удалённость от трассы 

Следует отказаться от покупки тех арбузов, которые продаются возле обочины. Ведь от машин исходит огромное множество вредных веществ. И это лишь увеличивает вероятность отравления, тем более если речь идёт о покупке не целого, а разрезанного арбуза. 

13. Солнечный свет 

Лежащие на прилавке арбузы должны быть защищены от прямого солнечного света. Если они продаются на улице, то защиту может обеспечить навес.

Заключение 

Есть множество способов определить, насколько спелым является арбуз. Прежде всего стоит обращать внимание на его внешний вид. Немалое значение имеет также расположение торговой точки. И всегда нужно помнить о том, что мякоть арбуза – это такая среда, которая идеально подходит для обитания микроорганизмов. Если правильно сделать выбор, то купленный арбуз подарит только наслаждение, без каких-либо негативных последствий.                

nyamkin.ru

Дарбука в Краснодаре — 9 репетиторов, 11 отзывов на PROFI.RU

Когда мы решили заниматься вокалом, то взгляд сразу почему-то упал на Алимжана. Шестое чувство подсказало, да и отзывы помогли, что нам нужно именно к этому преподавателю. На первом занятии мы в этом окончательно убедились. Во-первых, преподаватель очень легко находит общий язык с детьми. С... Читать дальше

первых минут они становятся друзьями, но, никакого панибратства. Во-вторых, Алимжан действительно профессионал, хотя и молодой преподаватель. Это поймёт всякий, кто хотя бы раз в своей жизни сталкивался с музыкой вплотную. В-третьих, репетитор обладает превосходным музыкальным вкусом, который прививает и своим воспитанникам. Каждый урок начинается со специальных упражнений. Преподаватель учит правильно дышать, подавать звук, пользоваться артикуляционным аппаратом и голосовыми связками. Даёт много попутной информации на языке, понятном детям, о том, почему, что и как происходит во время пения. Обладая прекрасным чувством юмора, даёт ребёнку отдохнуть между упражнениями. Для исполнения подбирает только качественный музыкальный контент, как выразилась моя дочь. Параллельно идёт обучение и английскому языку, на котором звучит выбранная песня. Преподаватель очень терпеливый, спокойный, по сто раз объясняет как произносится то или иное слово, звучит та или иная нота. И дети его обожают, заглядывают ему в рот и ловят каждое его слово. Несмотря на то, что ездить на занятия нам приходится по полтора часа в одну сторону, к такому репетитору мы ездить будем. Занимаемся мы только месяца два, но я уже вижу, как дочь расправляет потихоньку свои крылышки, становится свободнее и увереннее, появляются первые навыки. Если многие вещи в жизни делать бывает лень, то ехать или нет на занятия к Алимжану, даже вопроса такого не встаёт. Преподаватель очень гибкий, подбирает время, которое удобно каждому ученику. Коммуникабельный, всегда на связи. С ним всегда приятно общаться, а как он поёт, какой тембр, харизма... Но это уже отдельная история....

ksdr.profi.ru

Как правильно выбрать лады и не запариться — статья для музыканта: mux22 — LiveJournal

Итак, лады на вашем инструменте протерлись настолько, что мастер уже отказывается их шлифовать и может предложить только замену. А возможно, необходимость в новых ладах возникла не из-за износа старых, а по причине искривления грифа или другого серьезного дефекта.

Или, может быть, вы заказываете себе гитару и думаете, что бы туда поставить - Jescar, Sintoms или Dunlop?.. А ведь еще и Stewmac, и Hosco, и всякие китайцы есть.

В этом посте я расскажу, как подобрать лады под свою задачу, и как отделить форумные мифы от важных вещей.

***

Начну с просьбы: перестаньте, пожалуйста, мыслить брендами.

Конечно, маркетологи приложили немало усилий к тому, чтобы мы выбирали товары исключительно по лейблу. Иногда это даже работает, но в случае с ладами есть нюансы. К примеру, у Sintoms в прайсе присутствует около десятка разных ладов одного и того же размера, но из разного материала и с разным профилем. Сказать, что Sintoms - говно (или не говно), при всем желании невозможно: в упомянутом списке найдутся как неприемлемые для гитары лады, так и идеально для нее подходящие. Наша задача - понять, чем лады могут отличаться ВООБЩЕ, независимо от лейбла.

Тем более, что ничего нового в производстве ладов почти не происходит. Не бывает такого, что одна фирма использует волшебный суперсплав, а все остальные бегают кругом и страдают. Сплав не очень-то запатентуешь, если ты - не DuPont. Поэтому если один производитель станет закупать металлопрокат определенной марки, то ничто не помешает всем остальным начать выпускать лады из того же материала. А придумывать специально для производства ладов новый сплав никто не будет, лень им. Так что пространства для магии тут совершенно нет.

Любая из упомянутых фирм продает лады из разных материалов, а также с разными размерами и профилями. Кроме того, теоретически, есть вопрос качества изготовления: насколько точно выдержаны размеры, хорошо ли сделана ножка лада и т.д. Но на практике музыканту нет никакого смысла об этом думать - все равно в случае чего страдать будет мастер :) Я, впрочем, ни разу не натыкался на бракованную ладовую проволоку за семь лет работы с ней.

Рассмотрев типичные сплавы, размеры и профили ладов, я опишу практически все реальные различия между ними. Хотя, по мнению гуру, американские лады ну просто никак не могут быть такими же, как белорусские :)

***

Сплавы

Самый распространенный сплав для ладов - это нейзильбер. В английском он называется Nickel Silver (в значении "серебро из никеля"; настоящего серебра в нейзильбере нет). Если на гитаре светлые, слегка белесые лады - это наверняка нейзильбер.


Типичные нейзильберовые лады. На переднем плане - Sintoms, на заднем - Hosco.

Интерес представляет состав сплава. Нейзильбер делается из меди, цинка и никеля. Цинка в ладовой проволоке всегда 20%, никеля от 8 до 18 процентов. Все остальное - медь. Чем больше в нейзильбере никеля, тем более прочным получается лад. Западный стандарт ладовой проволоки - 18% никеля. Практически любые американские нейзильберовые лады именно столько и содержат.

В случае с Sintoms все сложнее: их стандартная серия нейзильбера содержит 12% никеля, а лады из 18%-сплава, аналогичного сплаву западных ладов, называются Extra Hard ("e.h." в прайсе). Такая система обозначений вносит жуткую путаницу, а также портит репутацию синтомса среди неграмотных мастеров (подключенных, тем не менее, к интернету). Спору нет, "стандартная" серия синтомса всегда уступает американским ладам: двенадцатипроцентная проволока будет быстрее изнашиваться и мутнеть, чем восемадцатипроцентная. Что мешает заказать соседнюю позицию в прайсе, вместо того, чтобы ныть на форумах - я не знаю.

Вывод такой: если вы решили ставить нейзильбер, можно без вопросов использовать Extra hard-версию Sintoms, либо любые американские лады. Прочие производители не всегда указывают содержание никеля. Не вредно поговорить об этом с мастером , если тот предлагает лады неизвестного происхождения (кто-то из вас точно станет умнее). Помните, что стремиться надо к 18% никеля - такие лады проживут максимально возможный срок.

О долговечности. Нейзильбер гораздо мягче большинства металлических струн, поэтому лады неизбежно будут изнашиваться. Сколько они проживут? Если вы не профессиональный музыкант и гитара для вас - хобби, то можно смело прогнозировать несколько десятилетий. Профессионал (особенно играющий на стальных струнах) может убить лады на порядок быстрее. Александр Розенбаум, например, стачивает первые лады своего основного Ovation примерно за год - это из того, что вспомнилось.


Эти лады точно пора менять

Хороший способ увеличить срок жизни ладов - поставить размер покрупнее. Чем больше сечение лада, тем дольше струна будет протирать его до накладки. Терпеть протертые ямки на крупных ладах не обязательно: можно раз в несколько лет ходить к мастеру шлифовать лады. Это гораздо дешевле замены, но поверхность лада получается такой же свежей.


Лады с такими ямками обычно можно обновить без замены

Еще нейзильбер любит мутнеть, покрываясь серо-матовым налетом (и даже зеленеет иногда). Выглядит примерно так:


Лады уже старые, но сверху отполированы, а снизу - нет.

Достоинства нейзильберовых ладов - низкая цена, легкая обработка и традиционный внешний вид. По живучести есть и более интересные сплавы, но они дороже.

***

Редкий и бесполезный вариант материала ладов - латунь, то есть сплав меди с цинком. На современных инструментах что-то подобное использует только Warwick и некоторые бесплатные китайцы. Лады желтые, не сохраняют блеск, изнашиваются быстрее стандартного нейзильбера. Ставить их не следует (впрочем, мастера и не предлагают). Если вам нравится золотистый цвет, поставьте бронзу - она тоже желтая, но гораздо дольше живет и не мутнеет. Правда, латунные лады выходят на порядок дешевле бронзовых, но мы ж гитару не для экономии заводим.

***

Далее - бронзовые лады. Очень модная штука. Мне известны два варианта таких ладов: Jescar Evo Gold и Sintoms Special Bronze (SBZ). По конечным свойствам они практически одинаковые. Цена тоже похожая, и более высокая, чем у нейзильбера.

Большую часть бронзового сплава, как и у нейзильбера, составляет медь. Бронза, в принципе, не особо твердый материал, но очень скользкий, поэтому струна в него не закапывается (и бендить ее легче). Бронзовые лады можно считать практически вечными. Только профессиональный музыкант имеет шансы заездить их за несколько десятилетий, и то не факт. По крайней мере, Sintoms SBZ мои клиенты за несколько лет не сносили до хоть какого-нибудь износа. По джескару такой статистики у меня пока нет, но, судя по чужим отзывам, он ничуть не менее стойкий.


Бронзовые лады. Сзади Jescar Evo Gold, спереди Sintoms SBZ.

Минус у бронзы один, и он же - плюс: золотистый цвет. На гитарах с позолоченной фурнитурой это может очень хорошо смотреться, но вот на каком-нибудь рогатом черном джексоне... С другой стороны, черные лады еще не придумали. А по рабочим свойствам бронза всегда будет лучше нейзильбера.


бронзу рекомендуется подавать с черным деревом и латунными инкрустациями

***

Замыкает список нержавеющая сталь (никакой другой стали на ладах не встретишь). Это классический материал для "вечных" ладов, который, к тому же, стоит дешевле бронзы, а внешне почти неотличим от нейзильбера. Однако работать с нержавейкой очень тяжело, поэтому мастера просят за установку таких ладов еще больше, чем за бронзу с нейзильбером. Возможно, это и обеспечило успех бронзовым ладам, появившимся относительно недавно: хотя сами лады чуть дороже нержавейки, обрабатывать их легче, а живут они практически столько же.

Мне доводилось слышать о музыкантах, ухитрявшихся спилить бронзовые лады за несколько лет (моей практикой это не подтверждается), поэтому, если долговечность ладов крайне важна, следует предпочесть нержавейку. Но с точки зрения большинства гитаристов бронза и нержа будут различаться только цветом.

С материалами все, идем дальше. Осталась разная экзотика типа титановых ладов или фирменных ладов Эда Романа, но вряд ли вы такое встретите.

***

Размер и профиль

Гитаристу могут быть интересны только размеры шляпки лада (с ножкой разбирается мастер). А шляпка исчерпывающе описывается тремя параметрами: шириной, высотой и профилем сечения.

Ширина типичного лада на гитаре и басу - от 2 до 3 миллиметров. Высота - от 0,8 до 1,5 мм. Профиль, как правило, каплевидный, но изредка попадаются и треугольные лады, чье название говорит само за себя. Вот, например, популярные размеры ладов Sintoms (увеличенная картинка - по клику):

Я не поклонник лирических наименований типа "extra jumbo" и доверяю только штангенциркулю. Даже если вы точно знаете, что вам нужны лады именно "Medium wide", и просите мастера их поставить, - обязательно проверьте, совпадают ли ваши представления об этих обозначениях. Ей-богу, с миллиметрами как-то надежнее...

***

Треугольные лады - штука экзотическая. Я думаю, что польза от них скорее дизайнерская, и в реальной работе они живут практически так же, как обычные. Стюмак их почему-то называет "пирамидальными" :)


Треугольные лады 2,5×1,2×R1


Они же, вид сверху - мало чем отличаются от обычных

***

Чем больше ширина и высота лада, тем дольше он проживет. Это стоит учитывать, если лады будут нейзильберовые или латунные. А бронза и сталь до того крепкие, что даже мелкие лады из них прослужат долго.

Многие инструменты диктуют определенный размер ладов одним своим видом. Ставить на винтажный фендер гигантскую "трешку" - просто моветон, некрасиво это. А суперстраты, наоборот, странно смотрятся с мелкими ладами. Функционал в этих случаях не потеряется, речь исключительно о культуре и красоте.

Но важнее всего - мнение музыканта. Замечу, что большинство гитаристов не имеют никакого мнения относительно размера ладов, и это нормально. Если у вас все же сложились некие предпочтения, непременно озвучьте их мастеру. Приличный мастер, впрочем, сам затронет этот вопрос, когда вы придете менять лады.

***

Два слова про звук

Ну да, как же без этого. В любом тематическом треде найдется пара ушастых товарищей, которые начнут друг другу доказывать, что одни лады звучат, а другие нет. Такие споры бесконечны. Расскажу, что думаю я.

Внятных доказательств тому, что материал ладов существенно влияет на звук электрогитары, я не встречал. Люди, как водится, обожают винить в изменившемся тембре инструмента новые лады - но забывают, что при замене ладов также подкручиваются практически все винтики на машинке, ставятся новые струны, а верхний порожек перетачивается либо меняется. Замена ладов - достаточно серьезная процедура в плане воздействия на гитару, и кроме самой проволоки, в ней меняется много всего.

Но это еще не самое интересное. Важнейший вопрос - насколько хорошо лад сидит в дереве. Если лады, грубо говоря, "шатаются" в деревяшке, то часть энергии струн будет на них гаситься. Наоборот, хорошо вклеенный лад составляет с грифом единое целое - и гитара с такими ладами будет играть лучше (обертонистей, сустейнистей и т.д.), чем с непроклеенными!

Проверить все это можно, но ведь никто не хочет заморачиваться. Гораздо веселее прибежать на форум и там сказать, что из гитары после замены ладов ушел звук. А там хор подхватит.

Стальные лады за "бедность звука" ругают гораздо чаще, чем любые другие. Лично я не нашел этому подтверждения, но на всякий случай упомяну. Интересно, что бронза подобных нареканий не вызывает.

В любом случае, всегда можно спокойно выбрать точно такие же лады, какие стояли на инструменте первоначально, и не париться.

***

Если будут вопросы, пишите в комментарии или на емейл ([email protected]). Спасибо за внимание.

P.S.: не советую покупать лады самостоятельно. Вероятнее всего, вы заплатите втридорога и купите не то. Кроме того, мастера закупаются крупными партиями ладов, которые приходят в длинных отрезках, а то и вовсе в бухтах (как кабели). В работе эти форматы гораздо удобнее, чем мелкие огрызки из "магазинной" упаковки. В общем, пусть лады предоставит тот, кто будет их ставить.

mux22.livejournal.com


Смотрите также