Как правильно выбрать варган


Статья, Выбираем варган, размеры, как выбрать| Muzmart

Варганом называется музыкальный инструмент из семейства язычковых. Отличительной конструктивной особенностью этой группы является гибкая вибрирующая пластина небольшого размера. Она носит название «язычок» и служит для извлечения звука. Чаще всего ее делают из металла или дерева.

У древнего народного инструмента есть множество модификаций. В каждой стране его именуют по-разному: коукином, хомусом, дрымбой, комузом, кубызом, мунхарпой, маультроммелем и морчангом. На Руси в старославянском языке слово «варги» означало рот, оно и дало имя варгану. Он широко распространен в Республике Саха и Алтайском крае.

 

О типах инструмента

 

Варганы удивляют разнообразием форм. По этому признаку их принято разделять на 2 большие группы. В одну из них входят пластинчатые инструменты типа муккури: в пластинке или фрейме сделана прорезь, где имеется язычок. Другую группу составляют дуговые варганы с закругленным либо эллипсовидным основанием. Корпус состоит из двух дек и язычка, расположенного в центре параллельно декам. Язычки вырезаются в цельной пластине (вьетнамский дан мои) или изготавливаются отдельно и крепятся к основанию (хомусы из Якутии).

Разные народы использовали собственный метод изготовления, выбирали подходящую форму и материал. Невозможно найти два абсолютно одинаковых варгана. Однако принцип звукообразования остается общим для всех разновидностей.

Отличие заключается в том, что дугообразный инструмент прижимают к зубам, а пластинчатый зажимают губами. Отсюда возникло разделение на зубные и губные варганы. Язычок приводят в колебательное движение с помощью пальцев. Звучание варгана, его тембр и тональность варьируют, меняя положение языка, артикуляцию, используя в качестве резонатора рот.

Материалом для изготовления варганов служило дерево, кость и даже тростник. В зависимости от этого инструменты существенно отличались по звучанию и прочности. Самым надежным и благозвучным материалом оказался металл, его предпочитают большинство мастеров. Ценность и качество металла влияют на выразительность и разнообразие мелодии. Но во Вьетнаме и Башкирии некоторые исполнители по-прежнему пользуются деревянными инструментами: дан мои и кубызом ручной работы. Многие коллекционеры ценят их за аутентичность.

Выбор типа инструмента во многом зависит от личных предпочтений. Одним больше нравятся губные экземпляры, другим – зубные. Не надо бояться, что зубы могут испортиться от контакта с инструментом, они соприкасаются лишь в 2‒3 точках. Профессиональные варганисты редкие пациенты стоматологов.

 

Магические звуки варгана

 

Сегодня к варгану возвращается былая популярность. Благодаря распространению медитативных практик, он приобрел множество поклонников. Красивые ритмичные звуки и вибрации способны погрузить человека в легкий, приятный транс. Они успокаивают, способствуют гармоничному мироощущению. По этой причине им издавна пользовались шаманы.

Для игры на народном инструменте нет необходимости в специальном образовании, научиться при желании может каждый. Для начала нужно освоить определенную технику игры, приобрести начальные навыки, а дальше – нет пределов совершенству. Давно замечено, что каждый варган имеет собственное, присущее только ему звучание, отличающееся диапазоном и тембром.

Многое зависит от исполнителя, его мастерства и способностей. Алтайское горловое пение в сопровождении варгана собирает множество слушателей, дарит им двойное удовольствие. Несмотря на древнее происхождение инструмента, он продолжает совершенствоваться в руках опытных мастеров. Ведется поиск новых возможностей, техник и приемов игры.

 

Выбор варгана зависит от вашей цели

Для начала определитесь, какую задачу вы ставите перед собой? Возможно, услышав об оригинальном инструменте, решили научиться играть на нем. Тогда ваша цель – производить впечатление на знакомых своей самобытностью или музицировать в дружеской компании.

Другой вариант: всерьез увлеклись медитацией, варган поможет войти в состояние транса, быть может, позволит почувствовать себя немного шаманом. Пока не сформировались четкие требования к инструменту, можно остановиться на универсальном якутском комузе, он подходит для многих задач. Хотите сделать нестандартный подарок, удивить любителя духовных практик или коллекционера? В таком случае лучше приобрести инструмент гарантированного качества.

Когда цель ясна и понятна, выбор сделать намного проще. Если же внятного ответа нет, но есть сильное, ничем не мотивированное желание купить варган, значит, заговорил внутренний голос. Тогда выбор нужно доверить интуиции либо отдать предпочтение комузу, сделанному Павлом Поткиным, известным алтайским мастером. Для начинающего исполнителя это будет оптимальное решение.

Целью музыканта может стать стремление расширить свои исполнительские возможности, воплотить творческие фантазии. Опытному варганисту подойдут сверхчувствительные доромбы Золтана Силадьи, мастера из Венгрии. Его уникальные модели имеют удлиненный язычок и пластину шире обычного.

За счет двусторонних ударов возрастает темп игры, мелодия становится динамичной, яркой. Длина язычка увеличивает продолжительность звука. Конечно, понадобится некоторое время, чтобы приспособиться к нестандартному инструменту, но результат того стоит. Доромбы, как и якутские хомусы, отличаются широким диапазоном нижних и верхних тонов.

 

Что учесть при выборе варгана

Правильный выбор подходящего музыкального инструмента ‒ дело непростое. Требуется учесть немало различных факторов: индивидуальные предпочтения, соотношение цены и качества, форму, особенности звучания и другие. Мы поможем разобраться с некоторыми из них.

 

Размер имеет значение

Покупая варган для личного пользования, «примерьте» несколько моделей и остановитесь на той, что окажется более удобной для вас. Конечно, существуют некоторые закономерности. Например, решив приобрести дан мои, крупные люди обычно выбирают басовую разновидность. Это большой инструмент с громким, брутальным звуком. Утонченные исполнители часто отдают предпочтение алтайским комузам с высоким голосом и прозрачным тембром.

Изящным девушкам нравится стандартный вариант вьетнамского губного варгана из латуни: небольшой, с нежным и высоким звучанием, богатством обертонов, хорошей динамикой. Игра на дан мои не требует особых усилий. Инструмент прижимают к приоткрытым губам: язычку нужно место для движения вперед-назад. Пальцами правой руки легко ударяют по его кончику.

Многое зависит от личных пристрастий. Если инструмент не хочется выпускать из рук, а его звук поднимает настроение – выбор ясен. Покупаете в подарок – подумайте о предпочтениях адресата.

 

На что влияет высота звука

Учитывайте высоту звучания варгана в зависимости от того, что вы предпочитаете: мелодичность или ритм. Чем выше звук, тем больше шансов сыграть красивую мелодию с множеством обертонов. Удлиненный язычок обеспечит продолжительное, красивое звучание.

Если вам нравится четкий, быстрый ритм, выберите инструмент с низким тембром. В этом случае язычок должен быть жестким. Инструменты со средним диапазоном звучания могут успешно решать обе задачи. Башкирский кубыз отлично подходит для игры в высоком темпе, с использованием двойного или даже тройного удара. Он отличается тугим язычком повышенной прочности.

 

О соответствии цены и качества

Высокая цена не всегда гарантирует хорошее качество и блестящие характеристики инструмента. Но зато обеспечит презентабельный вид: безупречную полировку, хорошо заточенный язычок, ровные очертания. Выбор зависит от значения, которое придается внешней красоте варгана. Кто-то предпочтет неброский инструмент ручной работы, имеющий скромный вид, но отличное звучание. Дополнительный критерий: играть на выбранном варгане должно быть легко и приятно.

Новичку выбрать варган сложнее. Придется протестировать десятки разнокалиберных инструментов, прежде чем найдется тот, что устроит по всем параметрам. Мы предлагаем ориентироваться на красоту, чистоту и гармоничность звучания – это главная качественная характеристика. Но в этом вопросе многое зависит от ваших музыкальных предпочтений. Многим нравятся кованые варганы. Они дороже латунных, при неправильном хранении могут покрыться ржавчиной, зато издают более мощные и выразительные звуки.

 

Инструмент для души и тела

Варган – один из любимых инструментов поклонников этнической музыки. Они появились сотни лет назад в разных местах планеты и быстро стали популярными в народной среде. Несмотря на некоторые различия в конструкции и материале их объединяет доступность, простота обучения и хорошая репутация. Среди исполнителей сложилось твердое убеждение, что вибрирующие звуки варгана полезны для здоровья музыканта и слушателей. Они помогают избавиться от стресса, расслабиться, ощутить гармонию души и тела.

Для того чтобы вам было проще выбрать «свой» инструмент, полезно послушать звучание варганов разного типа. Это можно сделать в формате online. Получить дополнительную конкретную информацию помогут подробные описания тех или иных экземпляров. Сомневающимся людям рекомендуем посмотреть, как учат играть на варгане-комусе алтайские мастера. Легко убедиться, что простые приемы игры доступны даже ребенку. Дерзайте, все в ваших руках!

 

Приобретайте качественный инструмент в Muzmart

muzmart.com

Как выбрать свой первый варган?

В начале, встретившись со всем разнообразием мира этих удивительных инструментов, каждый из нас задаётся вопросами: «Какой лучше выбрать?» или «На каком проще и удобнее учиться играть?». В этой статье мы ответим на них.

– Каждый варган, резонируя с вашим телом, выдаёт уникальное звучание. Очень важно, чтобы это звучание было приятным и гармоничным для Вас.

– В нашем магазине в Екатеринбурге – мы научим Вас играть, издавать свой первый «бяу», и поможем найти варган, который идеально подойдёт именно Вам.

– Удобнее всего учиться на качественных варганах с хорошим потенциалом, они детально озвучивают приёмы, которые Вы используете во время игры. Это позволит Вам точно знать, как тот или иной приём влияет на звучание и доставит больше приятных ощущений и восторга в процессе обучения.

  

– Если Вы выбираете на нашем сайте,  то можете обратиться к онлайн-консультанту, это опытный специалист по индивидуальному подбору. Он задаст несколько вопросов и предложит модели относительно Вашего уровня игры, пожеланий по звучанию и подробно расскажет о любой заинтересовавшей Вас модели.

– Поскольку, относительно своего потенциала, варганы имеют достаточно большой разброс в ценах, мы рекомендуем в качестве первого инструмента следующие модели:

ЭКСТРА-БЮДЖЕТНЫЕ ОТ 500Р

   

 

БЮДЖЕТНЫЕ ОТ 1500Р

"Парус"

Потеницал: Большой 

Удобство: Хорошо

"Пилот"

Потенциал: Большой 

Удобство: Отлично

"Волна"

Потенциал: Большой 

Удобство: Хорошо

  

СРЕДНЯЯ ЦЕНА ОТ 2000Р

"Пастух"

Потенциал: Большой 

Удобство: Отлично

"Радуга"

Потенциал: Большой 

Удобство: Супер

"Звук Земли"

Потенциал: Средний 
Удобство: Нормально

   

ЛУЧШЕЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ОТ 3800Р

"Альфа"

Потенциал: Супер

Удобство: Отлично

"Уран"

Потенциал: Большой 

Удобство: Супер

"Фантом"

Потенциал: Супер x2 

Удобство: Cупер x2

 

vargan-ekb.ru

музыкальный инструмент народов севера. Как выбрать варган?

Человеку свойственно интересоваться чем-то таинственным, поэтому шаманизм зачастую играл важную роль в жизни людей. Загадочные обряды под трансовую музыку сопровождают нас на протяжении длительной части истории человечества. Одним из первых инструментов, сыгравших особую роль в этнической культуре разных народов земли, стал варган. Многие считают, что варган — губной музыкальный инструмент народов севера: якутов, чукчей, бурят, алтайцев. Кто-то имеет лишь общее представление и даже не знает его названия. На самом деле, варган — это нечто большее, чем простой в освоении самозвучащий язычковый инструмент, в основе звукоизвлечения которого лежит вибрация.

Классический музыкальный инструмент варган представляет собой язычок, закрепленный одним концом на металлической основе. Сам по себе он звучит тихо. Чтобы получить богатый звук, необходим человек. Достичь хорошего звучания можно, если приложить варган к зубам или губам, тогда рот и дыхание человека будут служить резонатором и усиливать звук. Народы севера дополняли игру на варгане горловым пением – исполнитель издавал звуки похожие на крики птиц и зверей. Природные звуки и ритмичный бой на варгане вводили в транс музыканта и окружающих. Таким образом предки лечили болезни и просили о милостях духов.

Где появился первый музыкальный инструмент варган?

История появления насчитывает тысячелетия. Первые находки датируются 3 тысячами лет до нашей эры. Изначально его делали из костей или дерева, реже из бамбука. Но подобные экземпляры были хрупкими. Поэтому, как только человек научился обрабатывать металл, следующие версии стали производиться из него.

Точное место появления варгана установить практически невозможно. Инструменты с похожим принципом игры возникали по всему миру, не сильно отличаясь друг от друга. Все они имеют свои названия. Их количество превышает сотню. Так, на Алтае его называют Комус, в Якутии — Хомус, в Татарстане и Башкирии — Кубыз, в Индии — Морсинг, бурятский варган — Аманхуур, чукотский — Комыс и так далее. Примечательно, что в Америке его называют еврейской арфой, объяснение этому не могут дать даже сами американцы. Считается, что такое название является ошибкой. Вероятнее всего, произошла путаница из-за созвучия в английском языке слов еврей (англ. jew) и челюсть (англ. jaw).

У каких народов встречается похожий на варган инструмент?

Якутский музыкальный инструмент варган (Хомус) — с громким звуком, характерными трескоподобными обертонами. Такое звучание достигается за счет увеличения размера язычка. Изготавливается из кованой стали. Считаетс

dominantamusic.ru

Как выбрать варган

Как выбрать варган

Выбор варгана – очень важный и ответственный момент. Ведь от того, насколько вы правильно выбрали этот музыкальный инструмент, будет зависеть степень удовольствия от игры.

Перед тем, как обратиться в онлайн-магазин музыкальных инструментов или в другое место распространения варганов, следует решить несколько задач.

Цели покупки. Игра для себя, шаманство, музицирование, испытание на прочность нервов соседей, подарок другу – от этих и других задач, в основном, и зависит выбор инструмента. Хотя порою, стоит признать, выбор зависит от каких-то внутренних побуждений. И это нормально.

Для музицирования подойдет венгерский доромб, а для медитации – хакасский хомус. Как подарок прекрасен варган Склемина.

Высота звука.

Звук варгана может быть высоким, средним, низким и даже очень низким. От его высоты будет зависеть назначение варгана, ведь высокие являются более мелодичными, а низкие – более ритмичными. В целях медитативных отлично проявляет себя варган с долгим, тянущимся звучанием. В музицировании лучше всего использовать высокие варганы.

Средний тоновый диапазон варгана считается наиболее универсальным. Якутский хомус и венгерский доромб, в отличие от других варганов, имеют больший диапазон частот. К низким варганам относятся хакасский хомус, доромб Тибет. К высоким – украинская дрымба, индийский морсинг.

Четкая игра или богатство обертонов

Если вы хотите вместе с варганом получить насыщенный звук и богатство обертонов – для вас хакасский хомус. Если же вы хотите, чтобы у вашего варгана был четкий ритм, то вам подойдет якутский хомус – музыкальный инструмент невероятно красивый. Это лишь примеры. Вы можете выбрать и иные варганы, посоветовавшись с консультантом.

Длительность звука и длина язычка

Объемный варган, имеющий длинный язычок, воспроизводит удивительный, тянущийся звук, под который можно отдыхать, медитировать. А небольшой варган очень динамичен, имеет быстрые ритмы, легко воспроизводит мелодии.

Размеры и удобство

Если вы планируете проводить за игрой на варгане много времени, то о таких показателях, как размер и удобство следует непременно подумать. Это же касается и того случая, когда варган приобретается в подарок. Люди небольшого роста выбирают чаще высокие и небольшие варганы. Люди с крупным телосложением предпочитают низкие и большие варганы.

Последний аспект при выборе варгана – его внешний вид. Следует понимать и помнить, что внешний вид варгана никоим образом не влияет на качество звучание инструмента.

Учтя все приведенные выше советы, вы выберете удобный и подходящий вам варган.

drymba-shop.ru

Как выбрать варган. Мнение Аксентия Бескровного.

Как выбрать для себя варган? На что обратить внимание? Как не ошибиться? Несколько ценных советов от 2kryla которые стоят многого.

Глубокий, насыщенный и медитативный звук - это не всегда зависит от тембра. Многие якутские хомусы, например, более высоко звучат, чем другие варганы, но если на них как следует разыграться, то звук наполняет собой чуть ли не всё тело. (-: Хотя, на первых порах такого результата достигнуть может быть сложно, но со временем всё будет получаться. Как только разработаются соответствующие мышцы - на якутских хомусах можно будет осваивать такие вещи, которые не доступны для освоения на многих других инструментах.

Другое дело - начинать сразу с хомуса - это не всегда удобно. Всё-таки, это достаточно тяжелый инструмент (в обычном смысле - кованная сталь, довольно жесткий язычок), для комфортной игры на котором требуется определенная практика. Поэтому, лично я бы посоветовал взять не только хомус, но и какой-нибудь неплохой и более легкий западный варган, который бы больше подходил для ритмичной расслабленной игры. На мой взгляд, оптимальный вариант - какой-нибудь венгерский доромб. Например, Black Fire. Он и урчащий, и низкий и отзывчивый. В общем, самое то. (-:

А что именно из якутских хомусов брать - это лучше решать индивидуально, какой больше глянется. Они все очень разные по звуку, даже работы одного и того же мастера могут быть совсем непохожими друг на друга. Но я бы посоветовал обратить внимание на работы таких мастеров, как Иннокентий Готовцев, Пётр Осипов, Револий Чемчоев и Михаил Мальцев. Ещё многие хвалят работы Ивана Христофорова и Павла Михайлова. В общем, что у вас в руках лучше зазвучит - то лучше и взять. (-:

Хорошим вариантом было бы взять два инструмента - и попроще и потяжелее. (-: И если денег хватает только на один, то лучше уж сразу всё-таки якутский. Потому что потом, скорее всего, всё равно захочется перейти на более серьёзный инструмент. (-:

"Особенные вещи" - это более точное управление мышцами глотки, диафрагмы полости рта, нёбной занавеской. С помощью игры на открытом горле, напряжения стенок глотки, усиляющего дыхания и правильно поставленного удара - варган начинает звучать очень сильно и глубоко. Если же мы говорим о якутских хомусах, то если подобным образом усилить звук на инструменте работы хорошего мастера, то можно на время игры попросту перестать слышать окружающие звуки, насколько громкими бы они ни были. Кроме того, звук инструмента начинает резонировать не только с черепной коробкой, глоткой и легкими, как это обычно бывает, но и ниже - весьма ощутимо со всем позвоночником и тазовой костью.

Источник (с обработкой):

www.varganca.ru

Варган - магический инструмент шамана

Варган – довольно неоднозначный инструмент. Кто-то даже не слышал о нем, но кто слышал точно не остался равнодушным к этим завораживающим, а иногда пугающим и мистическим звукам. Не зря варган ассоциируется с северными шаманами и погружением в особое состояние сознания, ведь многие замечают, что игра на варгане помогает расслабиться, отключиться от суеты и войти состояние легкого транса. Варган, как никакой другой инструмент, отлично подходит для импровизации особого выражения чувств через звуки.


Варган представляет собой простой самозвучащий язычковый музыкальный инструмент. Металлический язычок, закрепленный одним концом на металлическом каркасе, может свободно двигаться. Ударяя пальцами по язычку, вы создаете вибрации, которые передаются в ротовую полость, служащую резонатором: изменяя ее контур, можно добиться различного тембрального окраса звучания инструмента. Каркас, к которому крепится язычок, предназначен для фиксации инструмента перед зубами играющего пальцами другой руки. Варган нужно плотно прижать к передним зубам, но между зубами должен остаться промежуток, позволяющий свободно проходить язычку инструмента.


Если говорить о технике исполнения на варгане, то для извлечения звука применяются губные, языковые, глоточные и гортанные способы с использованием дыхательных путей, легких и диафрагмы. Определенной и «настоящей» технике игры на варгане научить невозможно, в процессе регулярных тренировок исполнитель сам придет к ней. Обучение игре происходит интуитивно и основано на экспериментах с различными положениями языка, гортани и дыхательными приёмами.


Варган может помочь вам лучше узнать возможности собственного тела при помощи звуковых волн и вибраций. Кстати, научно доказанным является тот факт, что регулярная игра на варгане способствует нормализации кровообращения и улучшению работы всех внутренних органов человека. Варган, можно отнести к инструментам самогипноза, так как после игры на нем улучшается общее психическое состояние музыканта.

Научиться играть на варгане довольно просто и доступно каждому, кто усидчив и имеет чувство ритма.

Варган и подобные ему инструменты существуют у всех народов мира и имеют свои названия. Например, во Вьетнаме это Дан Мои, на Алтае - Комус, в Австрии – Маультроммель, в Индии - Мурчунг в Индии, в Китае - Коу Ксиаг. Однозначно назвать родину варгана сложно, но повсеместно он использовался как ритуальный инструмент. Сегодня варган набирает популярность, как и интерес к этнической культуре.


Виды варгана

Варган состоит из рамы и язычка. Рама состоит из дек, которые прижимаются к зубам, и кольца, к которому крепится язычок. Основание язычка крепится к кольцу, а подвижная часть определяет звучание инструмента. Конструкция варгана может быть цельной, когда язычок просто вырезается в центральной части инструмента, так и составной, когда язычок прикрепляется к основе. По форме варганы можно разделить на дугообразные и пластинчатые.

Дугообразные варганы изготавливают методом ковки из металлического прута, к которому прикрепляют язычок из стали с крючком на конце.


Пластинчатые варганы представляют собой цельную пластину с прорезью и с прикрепленным или вырезанным язычком. Пластинчатые инструменты обычно изготавливают из дерева, бамбука, кости, реже из металла.


В связи с широким распространением варгана по всему миру, можно выделить множество его разновидностей, присущих определенному народу или географическому положению. Рассмотрим лишь некоторые из них.  

  •   Якутский хомус – такой варган традиционно изготавливают из кованой стали, он отличается увеличенным язычком, и как следствие громким и продолжительным звучанием с тембральным окрасом, напоминающим треск.


  • Вьетнамский Дан Мои – пластинчатый варган, который прижимается не к зубам, а к губам. Обладает мягким, долгим и высоким звуком.

  • Непальская мурчунга имеет удлиненный в обратную сторону язычок, что обеспечивает ему неповторимое и удивительное звучание.

Можно отметить и факт существования двух- и трехязычковых, электронных многоканальных и других варганов, которые появились на свет благодаря стремлению музыкантов усовершенствовать свой инструмент.


Характеристики варгана

Варган можно оценить по его потенциалу, то есть совокупности характеристик, которые могут влиять на его звучание. Среди них: ширина диапазона обертонов, протяжность звучания, громкость, сила вибраций во время игры, удобство для удержания и постановки на зубы. Варган с большим потенциалом способен подарить яркое и насыщенное звучание, а также комфорт и приятные ощущения во время исполнения.

1. Размер

Тут всё просто: варганы бывают маленькие и большие. Первые больше подойдут музыкантам с небольшими ртом и кистями рук (например, женщинам), имеют более высокий и менее протяжный звук. Крупные инструменты имеют более низкий и длительный звук, на них удобно играть людям с крупными руками и губами.


2. Жёсткость язычка

Жесткость язычка варгана влияет на высоту тона и на четкость звука. Стоит также отметить, что мягкий язычок меньше «отдается» в зубах и голове, тогда как вибрации от жесткого язычка для неподготовленного человека могут показаться уж очень сильными и неприятными. Мягким язычком варгана легко управлять, а звук получается низкий, плавный, негромкий, что хорошо подойдет для неторопливых мелодий, релаксации и медитации. Варганы с более жестким язычком подарят яркий и четкий звук, они отлично звучат при исполнении ритмичных мелодий.

3. Длина язычка

Длинный язычок позволяет издавать протяжные звуки со множеством низких обертонов, что отлично подходит для исполнения медленных мелодий и медитаций. В то же время это негативно сказывается при игре в быстром темпе, когда варган может потерять управляемость и «захлебнуться». Для такой игры лучше предпочесть варган с коротким язычком, имеющий больше высоких обертонов и позволяющий звучать инструменту весело и звонко.

4. Размеры колена и кольца.

Большое колено варгана, также как и длинный язычок, подойдет для медленной игры, обеспечивая преобладание низких обертонов. Новичкам можно посоветовать выбирать варган с большим кольцом на язычке, так как он более удобен и позволяет отрабатывает точность и технику игры. Слишком короткое колено может быть не совсем удобно в игре, когда задевая рукой за щеку, трудно попасть по кольцу, но короткое колено звучит лучше при игре в быстром темпе. Можно встретить очень малое кольцо у варгана или даже его отсутствие, что делает звук более высоким, но в плане техники игры такой варан не всем удобен и требует особой техники.

5. Материал

Материал варгана оказывает влияние на ощущения при игре и тембр инструмента. Варган может быть изготовлен из металла (стали, латуни, меди), дерева, камня, кости, оргстекла и т.д. Деревянные варганы звучат мягче и глуше, чем металлические, приятны в использовании, меньше «отдают» в зубы.


Сталь подарит вам яркий, четкий и громкий звук, обогащенный высокими обертонами. Стоит заметить, что более яркий и богатый звук имеют кованые варганы, но они дают большую вибрацию, чем пластинчатые гнутые. Сталь подвержена коррозии, поэтому лучше выбрать стальной варган со специальным черным покрытием.


Медный варган звучит более мягко, нежно и тише, к тому же они приятнее в использовании по тактильным ощущениям.


6. Звук

Варган имеет специфическое звучание, складывающееся из вибраций язычка, корпуса, ротовой полости. Звуковой спектр варгана представляет собой набор обертонов, получаемый путем изменения объёма полости рта, и положения языка. Таким образом, звук варгана во многом определяется артикуляционными способностями исполнителя.

По высоте звука варганы можно разделить на следующие виды:    

  • очень низкий (супербас)

  • средний низкий

  • средний

  • низкая середина

  • высокая середина

  • высокий

  • очень высокий.

Высокие варганы способны выдавать ясные ноты и позволяют легко играть мелодии.

«Средние» варганы более универсальны, они подходят для   исполнения ритмичных рисунков.

Низкие варганы идеально подходят для ритмов и медитаций, задают темповый настрой музыки, фон.

7. Тоновый диапазон

Под тоновым диапазоном подразумевается самый низкий и самый высокий тона, которые может выдать варган. Данный диапазон зависит от конструкции варгана: длины и размеров язычка, геометрии дек, качества рамы. Обычно варганы с большим и жестким язычком имеет более высокий тоновый диапазон, чем варганы с коротким и мягким язычком.

Как вы уже, наверное, поняли, существует множество вариантов данного инструментов. Растеряться и потеряться в этом выборе довольно легко. Изучите вышеизложенные характеристики, определитесь с целью покупки. Что вы хотите исполнять, чего хотите достичь, какого эффекта ждете? Изучите вышеизложенные характеристики, определитесь с целью покупки и действуйте.

Если вы только собираетесь освоить этот загадочный инструмент и не можете утверждать, что продолжите это занятие, то лучше остановить свой выбор на алтайском комузе. Если вы его уже переросли или хочется каких-то более оригинальных звуков, то можете попробовать белорусскую дрымбу, татарский кубыз или вьетнамский классический варгана.


Если у вас возникло желание играть на варгане, обязательно следуйте ему. Этот необычный и загадочный инструмент никого не оставляет равнодушным. Успехов в творчестве!

pop-music.ru

Что такое варган? Виды варганов, как выбрать варган ― Шаманика

Варган — древнейший язычковый музыкальный инструмент. Русское название «варган» произошло от старославянского «Варги» – рот, уста. В разных уголках мира можно встретить также другие названия этого инструмента: комуз – на Алтае, хомус – в Якутии, дрымба – на Украине и Беларуси, кубыз – в Башкирии, маультроммель – в Германии, миккури – в Японии, кумбинг – на Филлипинах, коу ксианг – в Китае, мунхарп – в Норвегии, морчанг – в Индии.

Примечательно, кстати, что практически во всех этих странах варган считается народным музыкальным инструментом, отличается от других по форме, материалу и технологии изготовления. Это говорит о том, что изобретался варган везде независимо, благодаря чему каждый отдельный инструмент обладает набором неповторимых, присущих только ему характеристик.

Неизменным же с древних времен и до сих пор остаётся принцип извлечения звука: неподвижное основание варгана прижимается к губам или зубам, после чего приводится в движение язычок. Ротовая полость при этом служит естественным резонатором. Изменение артикуляции рта (объёма ротовой полости, положения языка, и т.д.) позволяет изменять тон и тембр инструмента.

Виды варганов

Варганы делают из металла и дерева, кое-где можно встретить инструменты из кости и других более экзотичных материалов. Непосредственно от материала и технологии изготовления зависит как звучание будущего инструмента, так и его надёжность и долговечность. Именно поэтому мастера в качестве материала предпочитают использовать металл. Как правило, чем сложнее процесс изготовления и чем дороже металл, тем интереснее и богаче звучание варгана.

По форме варганы разделяют на два вида: дуговые и пластинчатые. У дуговых варганов основание корпуса чаще всего закруглённое, имеет форму окружности или эллипса, переходит в две деки параллельные язычку. Язычок же прикреплен к основанию и как будто делит варган пополам, параллелен двум декам. Пластинчатые варганы представляют собой монолитную пластину (фрейм), с прорезью в центре и закрепленным или вырезанным в прорези язычком.

Магия звука

Варган имеет необычное, бархатное «металлическое» звучание, приятное уху, успокаивающее и настраивающее на размышления. Важно заметить, что тембр и диапазон, все оттенки звука зависят от каждого конкретного инструмента и, что не менее важно – конкретного исполнителя. В руках у разных людей варган всегда звучит по-разному. Варган позволяет извлекать невообразимое множество красивых звуков и призвуков, а в сочетании, например, с горловым пением (в России традиционно популярным на Алтае) потенциал инструмента просто-напросто перестаёт укладываться в какие-либо рамки.

Чтобы играть на варгане не требуется музыкального образования. Научиться извлекать звук очень просто, а совершенствоваться в этом навыке можно бесконечно. Существует огромное множество техник игры и вариаций звука. Варган можно настраивать варган на определённую ноту, но это имеет смысл разве что при игре в ансамбле, а варган в большей степени сольный инструмент.

Мастерская игра на варгане – завораживает, уводит от окружающей реальности, заставляет проникнуться повествованием играющего, песней варгана. При извлечении звука колеблющийся язычок варгана рождает вибрации, которые передаются и человеку, изменяя и дополняя тем самым восприятие музыки. С помощью этих вибраций и необыкновенного звучания варгана можно выходить в состояние лёгкого контролируемого транса. Именно это свойство варгана используют в шаманских медитативно-трансовых практиках.

Многое о варганах ещё только предстоит узнать. Мастера изобретают новые виды варганов, ищут способы улучшить их звучание, доводят до совершенства свои инструменты. Музыканты работают над техникой игры, открывают новые приёмы и способы извлечения звука. Каждый человек способен открыть для себя что-то новое благодаря варгану.

Как выбрать варган?

Итак, вы хотите купить варган, но не знаете, какой из множества моделей, которые можно найти сейчас на рынке, выбрать? 

Тем, кто ни разу не играл на этом инструменте, но готов, что это вообще такое, можно посоветовать алтайский комус. Это самый недорогой варган с отменными акустическими свойствами; на нем легко начинать играть. Если же вы уверены в себе, и чувствуете, что на полке инструмент пылиться не будет, попробуйте рассмотреть более серьезный инструмент, лучше всего из средних моделей. Если же предпочтение отдаете звучанию каких-нибудь варганов, вроде мурчунг или пластинчатых дан мои, то можно стартовать и с них (модели Круглая и Дубовый лист из первой группы и Мини, Стандартный, Басовый из дан мои). 


Указанные выше модели рекомендуем иметь ввиду только лишь как отправные точки; это ни в коем случае не "лучшие" варганы (таких просто не бывает - все хороши!). 

Хочется новых ощущений?
Обладателям рамочных варганов можно порекомендовать вьетнамские пластинчатые дан мои, а то и коу-сяны (впрочем, одно другому не мешает). Эти три класса варганов довольно сильно далеки друг от друга и набор из одного экземпляра из каждой охватит широкий спектр приемов игры, звуков и впечатлений. Кроме этого, можно дополнить нежный варган грубым кричащим; характера звука, найдя новый тембр; чувствительности, объединив сильный динамичный инструмент с мягким и восприимчивым. 

Пробуя варганы...
Обычно, первый раз взяв новый инструмент, первым делом обращают внимание, оценивают его по звуку. Хочется заметить, что это не единственный параметр инструмента. Успех его ритмического и мелодического использования главным образом зависит от удобства управления, т.е. как комус-хомус-доромб отвечает на все приемы игры. Но все способы перебрать может только профессионал, ими владеющий; так же, новая модель может обеспечивать такие варианты извлечения звуков, о которых игрок ранее и не догадывался - а обнаружить их можно только в процессе самой игры. Можно посоветовать при первом знакомстве с новым инструментом не зацикливаться на извлечении простых звуков и уже привычных приемов, а попробовать исполнить хотя бы простейшую мелодию. Если удастся быстро расслабиться, отстраниться от отвлекающих факторов и начать небольшие акустические эксперименты, то это поможет лучше понять варган.

www.shamanika.ru

Советы по приобретению варгана

Выбор варгана - дело тонкое и сугубо индивидуальное (рекомендации Ольги Шотландии)

Поэтому не спешите покупать ни самую дешевую, ни самую дорогую модель, пока вы не определили, какой инструмент вам действительно нужен. Будет лучше, если можно попросить продавца поиграть на разных моделях. Выберите инструмент именно с теми вибрациями, которые вам подходят, то есть нравятся.

Если кратко, то:

  • Не начинайте выбор варгана с прайс-листа! Цена не значит, что самый дорогой варган подойдет ИМЕННО ВАМ. Также и не значит, что дешевый варган доставит вам радость! Цена инструмента не всегда связана с именно с качеством - есть много тонкостей, таких как материал, технология, особенности звука.
  • Сначала надо определиться, варганы какой группы Вам больше подойдут, так как выбор варгана во многом зависит от склада Вашего характера и предпочтений

Алтайские варганы (комусы)

Алтайские комузы очень нежные, высокоголосые, изящные, с ярким прозрачным тембром - для мягких и тонких людей с чувствительной психикой, очень хороши для женщин изящного склада тела и души. Требуют аккуратности в игре и легкости. Я сама на алтайских чаще играю, хотя другие варганы обладают вовсе не худшими качествами и тоже есть среди моих личных инструменов. Для моего характера все остальное слишком уж по-мужски напористы и низковаты. Если вы взяли себе никнейм "Эльф", "Снежинка" или "Шотландия" :) - это ваш варган.

Русские варганы

Варганы русской традиции обладают мягким грудным основным тоном с хорошо выраженными верхними. довольно жесткие, но не агрессивные по характеру и очень быстро вводит в измененное состояние сознания. Их часто выбирают те люди, для которых шестигранные - слишком уж басовиты и напористы. Это инструменты для людей ник-неймом "Коза".

Шестигранные (полукованные) варганы

Шестигранные (полукованные) инструменты отличаются гораздо более глубокими и богатыми нижними тонами. Они на мой взгляд несколько напористые и даже воинственные, но и грубоватые тоже :)) Современные городские жители, особенно зрелые мужчины и активные женщины, часто отдают предпочтение именно шестигранным инструментам. Если способны взять себе никнейм "Непобедимый", "Гроза" или "Гоблин" - это ваши варганы.

Башкирские варганы (кубызы)

Варганы (по-башкирски кубызы) изготовлены знаменитым мастером и исполнителем Робертом Загретдиновым. Имеют тугой язычок и короткий загиб. Высокоголосые, сочные, с ровням обертоном. Идеальны для быстрой игры двойным или тройным ударом. Эти варганы, к тому же, практически нереально сломать :) По наблюдениям, на эти варганы западают приверженцы среднеазиантской культуры. "Хан" и "Али-Баба" - эти варганы для вас!

Якутские хомусы

Якутские хомусы бывают разные - и аналоги, изготовленные в Москве, и "родные" якуты от разных-разных мастеров. Изготавливаются методом ручной ковки. Ну что ж. Тут выбор сложен, а цена высока - мешьше 50 долларов такой варган не стоит, обычно же - не меньше 100. Поскольку ходят самые разные хомусы, то тут я затрудняюсь дать определенные рекомендации по выбору.

Только не поддавайтесь распространенному заблуждению, что "сначала я куплю подешевле, а потом...". Вы научитесь играть настолько, чтоб чувствовать качество инструмента, за неделю.

www.varganca.ru

Советы мастерам - каким делать варган

Введение

Этот материал содержит стратегические рекомендации, на что следует обратить внимание при изготовлении варгана и относится больше к конечному результату - к чему стремиться и в конструктивном (материальном) плане, и в плане использования (абстрактном). Технология изготовления - как делать (в какой руке держать молоток и какую зарнистость использовать и тп) - личное дело каждого каждого, зависящее от привычек и доступных возможностей - здесь не рассматривается.

Зазоры

Зазоры между язычком и деками должны быть минимальными и идеально ровными.

Всего лишь одно предложение, простое, понятное и, в наши дни, известное практически всем мастерам… Когда же дело доходит до практики, обычно внимание рассеивается на огромное количество мелочей, как окружающих сам процесс, так и касающихся чисто внешних элементов конструкции, и слишком во многих случаев - дизайна рамы. А пункт этот один из самых важнейших. Единственным оправданием служит практическая сложность его реализации и отсутсвие конкретных цифр. Многим зазоры шириной 0.5 мм кажутся очень маленькими - так ведь и есть… по сравнению с зазорами между трамвайными дверями.

а) Ширина зазоров влияет на [максимальную] громкость звука (и, следовательно на легкость его извлечения) и на ширину спектра. Чем они меньше, тем громкость выше и спектр шире. Большие зазоры - звук тише и глуше - в спектре остаются только низкие составляющие. Требования к ширине снижаются с понижением частоты варгана - для низких разница между 20 и 100 микронами слабо заметна, а вот для высокого такая разница огромна.

Многие начинающие мастера говорят - маленькие зазоры джелать нельзя, варган звякает. Нужно научиться аккуратно его держать и учить этому других - результат не замедлит проявиться.

б) Ровность зазоров и параллельность всех кромок, в совокупности с материалом и геометрией, отвечает за отсутствие отдельных посторонних призвуков и общую “музыкальность” - насколько тембр гармоничен, т.е. его составляющие сочетаются друг с другом и равны по громкости. От такой равномерности звука зависит универсальность инструмента: в принципе, можно взять любой предмет, издающий самый страшный звук и вписать этот звук в какую-нибудь копозицию “по смыслу”, но это будет являться скорее частным случаем для музыкантов, четко представляющих, что им нужно и где. Что бы просто играть музыку, не меняя инструмент под каждое произведение, необходима возможность максимально равномерного извлечения разных нот (обертонов). И первый шаг на пути к этому - физическая ровность зазоров. А почти все современные варганы грешат ее недостаточностью, что приводит к различному жужжанию, проглатывающему/маскирующему отдельные обертоны и просто дающему механический окрас тембра. Этот параметр проще всего “измерять” на слух - если жужжание есть, где-то отклонение.

Дальше перечислено еще много технических моментов, и есть немалая вероятность, что количество букв распылит внимание между ними всеми, поэтому еще раз стоит повторить - зазоры это важнейшая составляющая, и если не научиться делать их с нечеловеческой точностью, дальше можно просто не читать;)

Материал язычка

Марка стали и способ ее обработки - вторая важнейшая составляющая, влияющая на все акустические качества варгана. Один момент серьезно усложняет этап разработки конструкции - материал взяимосвязан с геометрией язычка, высотой звука. Например, подобранная для длинного язычка сталь может не звучать на коротком. Это делает невозможным существование готовых рецептов и простых ответова на вопросы типа “какую сталь взять?”, а количество комбинаций стремится к бесконечности. Пробуйте как можно больше вариантов и не останавливайтесь на достигнутом!

Геометрия язычка

Комбинация длины, ширины, толщины, а также распределение последних двух параметров по длине, определяет баланс всех частот тембра, равномерность обертонов, музыкальность.

Рабочая часть: громкость звука, кроме прочего, зависит от скорости прохождения [части] язычка мимо дек - а максимальная она на самом кончике. У места крепления язычок почти не двигается; следовательно, максимум внимания должен быть уделен именно последней части зазоров - к тому же, только она оказывается перед резонатором (ртом). Поэтому просто можно не тратить время и усилия на подгонку всей длины, так как большая ее часть оказывает на звук меньшее влияние.

Колено воспринимается почти всем начинающими мастерами просто как ”крючок, за который дергать” и это становится серъезнейшей ошибкой. Колено выполняет две функции - кроме понятной “дергательной” (о важности которой - чуть дальше), она может влиять на колебания рабочей части язычка наравне с ней.

Если колено мягкое и длинное, при ударе оно начинает колебаться само и влиять на движение рабочего отрезка, добавляя в звук совершенно посторонние частоты и меняя распределение частот колебаний от идеального равномерного до имеющего сильные провалы спектра в одной области и всплески в другой. Длина, вес и жесткость колена работают так же, как основная часть, формируя характер призвука и его силу. Это постороннее влияние нам совершенно не нужно, поэтому стоит приложить максимум усилий к его сведению на нет: делать колено короче и жестче. Но, так как самый несгибаемый отрезок может колебаться на тоненьком и мягеньком основном участке, то в идеале для устранения этого эффекта требуется увеличение жесткости всего места сгиба. А самым простым способом для этого является изменение толщины язычка - от тонкой у корня к толстому к колену и коррекция всей его геометрии под изменившуюся жесткость. Кстати, в зависимости от кривой изменения толщины, меняется распределение громкостей обертонов и так можно отсекать “красочные”, но немузыкальные призвуки.

Другой же аспект, который был упомянут в начале, является чисто механическим и обеспечивает удобство удара. А удар это важнейшая составляющая игрового процесса. Можно не делать ничего, но без удара не будет никакого звука; это то, с чем игрок живет постоянно. Та самая механическая твердость колена, кроме влияния на звук, обеспечивает и повторяемость движения - если оно болтается, то удары получаются то сильнее, то слабее - а это и громкость, и ограничения по скорости, и просто дискомфорт, и неуверенность в инструменте, приводящие к ограничению в его использовании до самых простых движений. Колечко язычка должно ходить по идеальной дуге, а не описывать вдоль нее какие-то дополнительные мелкие зигзаги. Тогда появляется контроль динамики и стремительно возрастает точность звукоизвлечения.

Рама

Этой части варгана в большинстве случаев уделяется главное внимание, ее почитают, холят и лелеют; в сознании практически всех играков и даже многих мастеров “варган” ассоциируется именно с рамой. Каждый год несколько мастеров выдают новые “модели” варганов, в которых используется один и тот же язычок, а меняется только держатель для него - рама. И фантазия в этих случаях не имеет границ - материалы, цвет, форма, орнаменты, дополнительные элементы, даже подставки и футляры. А инструмент то один - практически, звук зависит только от язычка и двух абстрактных линий - внутренних кромок дек. Это все хорошо и интересно, и было бы простительно и даже вполне логично, если бы сами игровые качества были бы доведены до совершенства. Но таких на данный момент не существует, а идет в его сторону буквально несколько процентов мастеров.

Если говорить о варгане как о музыкальном инструменте, остается только одно практическое значние этого элемента - удобство удержания - и хочется призвать всех сосредоточиться именно на этом моменте в первую очередь, а затем уж думать о дизайнерских изысках. Конечно, если мы говорим о создании инструмента, а не безделушки, издающий, пусть даже красивый, но звук для случайно-эпизодического звукоизвлечения для удивления друзей в новый год. Инструмент предполагает постоянное, продолжительное, использование и эргономика важна не меньше звука. Вычурная рама с угловатыми завитушками может найти достойное место на художественной выставке или на полке коллекционера, но если она хоть немножко мешает спокойному и расслабленному удержанию или требует специальной тележки для перевозки - это повод задуматься о назначении “инструмента”.

Тестирование

Обязательно проверяйте звук в разных условиях. Его восприятие очень сильно зависит от акустического окружения - в каждом помещении звук свой и смена обстановки - простой и эффективный способ сосредоточить внимание на разных частях спектра. Даже в одном помещении можно поиграть вплотную к ровной поверхности - например в 20см перед окном, монитором; в середине; в каком-нибудь мягком уголке, в туалете/ванной. И очень желательно сделать тоже самое на открытой местности, где отраженные звуки сведены к минимуму.

Добавьте к этому разную громкость - от минимальной до максимальной - и разную частоту и направление ударов.

И, конечно, сами “звуки”… Обязательно, нужно научиться выдавать несколько обертонов на разной высоте с открытым и закрытым горлом - это хорошо показывает сильные неравномерности тембра.

www.oberton.pro

Как правильно держать варган | Обертон Про

Основные условия для успешного звукоизвлечения на варгане с мягкой рамой и маленькими зазорами.

Многих начинающих отпугивает возникающий при игре на некоторых варганах металлический звон и стук, а так же беспокоит излишнее напряжение множества мелких мышц кисти и губ. Часто в таких случаях в голову приходит "по зубам бью", или "варган бракованный", но это не так – язычок варгана задевает о деки из-за их чрезмерного сжатия самим игроком. Склонны к этому инструменты с маленькими зазорами между деками и язычком (зазоры – один из факторов, определяющих качество инструмента - чем меньше зазор, тем громче звук и шире его спектр) и мягкой рамой. Некоторые сразу уходят в сторону более варганов с бОльшими зазорам или жесткой рамой и со временем вырабатывают привычку держать их, сжимая изо всех сил, что закрывает (или сильно затрудняет) дорогу к будущему разнообразию и повышению качества звукоизвлечения. А в последние годы акустический уровень варганов развивается невероятными темпами, зазоры становятся все меньше, качество инструментов и удовольствие от игры на них просто фантастическое - они не идут ни в какое сравнение с тем, на чем люди играли десятки веков. Привыкшим играть на сувенирных австрийских и алтайских варганах приходится нелегко...

Однако, соблюдение нескольких простых правил поможет полностью избавиться от рассматриваемого эффекта и наслаждаться игрой на варгане в более расслабленном режиме, не прилагая никаких лишних усилий и получая чистый и легкий звук.

Основные причины возникновения лязга

  1. Хват. Удерживающая рука не должна прикладывать никаких усилий, направленных на сжатие дек. Держать нужно как будто двумя плоскими дощечками, а не захватывая инструмент в кулак-трубочку или кольцо. Хват - основа чистого звука.
  2. Усилие прижатия дек к зубам. Варган нужно прижимать не сильно и не слабо; правильное усилие достаточно просто подобрать экспериментальным путем - он должен всегда быть плотно прижат и не отрываться при вибрировании язычка.
  3. Сжатие дек губами. Часто этого просто не замечают до тех пор, пока не посмотрят в зеркало - когда при извлечении первых звуков все внимание сосредоточено на руке и удержании инструмента, губы живут своей жизнью. Можно принудительно их раскрыть и перестать касаться дек, что бы быть уверенным в отсутствии их влияния, а затем потихоньку начать обхватывать инструмент для повышения громкости издаваемого звука. Без усилий!
  4. Шевеление нижней челюстью. Это одна из самых малозаметных и непонятных поначалу причин, приводящая к тому же самому звяканью. Начинается оно во время активной артикуляции, в азарте (как разговор на повышенных тонах). Сохраняйте каменное выражение лица!)
  5. Точность удара. Еще один фактор, способный вызвать смещение язычка во время колебаний и задевание его о деки - удар наискосок. Траектория удара в момент соприкосновения пальца с кончиком язычка должна быть строго перпендикулярна плоскости рамы варгана. Нельзя цеплять колено язычка ни в продольном направлении ("выдергивая" его из точки крепления), ни в поперечном (удар сверху вниз или снизу вверх).

Надеемся, представленные рекомендации помогут вам в полной мере варганами с высокой чувствительностью и сосредоточиться на самом музицировании, а не "выжимании звука"!

www.oberton.pro

Варган — Википедия

Варга́н (возм. от старослав. варга — рот[1][2][3][4], или греч. όργανον, органон — ин­ст­ру­мент[5][6][2][1]) — музыкальный инструмент в виде свободно колеблющегося в проёме рамки язычка, приводимого в движение пальцем или дёрганием за нитку[1].

Инструмент устанавливают в области рта. Ротовая полость и глотка, а также носовая полость и нижние дыхательные пути служат резонатором[7], усиливающим громкость. Управляя работой артикуляционного аппарата и дыхания изменяют тембр звучания варгана за счёт усиления тех или иных обертонов в его звуковом спектре, при этом основной тон звучит постоянным бурдоном[8].

Издавна варган был распространён в Азии и Океании (кроме Ближнего Востока)[6]. Древнейший экземпляр 3—1 века до н. э. найден в Монголии на месте стоянки народа хунну[2]. В Латинскую и Северную Америку варган попал во времена их колонизации с конца XVI[2] — XVII веке[6] и активно использовался в товарном обмене[2].

В Европе варган стал известен в начале второго тысячелетия. В России самым старым инструментом является варган XIII века, найденный на территории Великого Новгорода. В европейской профессиональной музыке варган использовался в конце XVIII — начале XIX века[6]. Австрийский композитор Иоганн Альбрехтсбергер в 1765 году написал семь концертов для варгана, мандолы и струнных. Трактуя австрийскую народную музыку в современной светской манере, он создал выдающиеся и необычные по звучанию музыкальные произведения[источник не указан 395 дней].

В белорусском городе Друцке найден варган XII века[9], на территории Великого Новгорода — шесть варганов XIII—XV века[10]. В центральную Россию варган предположительно попал из Польши[11] через Украину (Малороссию)[2].

Пластинчатые[6] — в виде продолговатой пластинки с вырезанным в ней язычком. Материалы изготовления: дерево, бамбук, тростник[1], кость, металл. Распространены среди народов Северной, Центральной, Южной, Юго-Восточной Азии и Океании[2].

На некоторых пластинчатых варганах язычок дёргают за привязанную к его основанию нитку: один из варганов башкир (агас кубыз[12]), варган айнов (муккури[2]), один из варганов нивхов (тыф канга[13]), костяной варган манси[14] (томран[2]), варган с острова Бали (генггонг[15]).

Дуговой — состоят из двух соединённых металлических частей: рамки и язычка с крючком для защипывания. Рамка варгана состоит из дугообразной части и двух дек, между которыми находится рабочая часть язычка.

  • Гопуз — туркменский варган.
  • Ооз-комуз — киргизский варган.
  • Кубыз — башкирский и татарский варган.
  • Дан мой — пластинчатый латунный варган некоторых народов Вьетнама.

Всего известно более тысячи национальных названий варгана[16]. У русских, кроме обычного обозначения варган, встречалось также название зу­бан­ка[6].

Распространение варгана на территории СССР (публикация 1973 года)

На территории России варган распространён у русских[17][6], у народов Северной Азии (кроме эскимосов, юкагиров, нганасанов, энцов и ненцов)[2], у народов Поволжья (марийцы, удмурты, чуваши и коми-зыряне[18]), в Башкортостане и Татарстане (см. кубыз), в Республике Алтай, Тыве и Хакасии. Пластинчатые варганы используются у народов Чукотки, Камчатки, Сахалина, Югры, района Среднего Енисея, Центральной Сибири (эвенки и эвены), у западных (ханты, манси, кеты, селькупы) и восточных народов Северной Азии (якуты, чукчи, кереки, коряки, ительмены, южно-сахалинские айны, северо-сахалинские нивхи)[2].

Хомус якутский

Один из важнейших традиционных инструментов якутов, в прошлом использовавшийся шаманами[19]. Якуты (и долганы) в основном используют хомус (у долган называется барган)[2]. Также в Якутии известен пластинчатый хомус из лиственницы или кости[20].

Комус алтайский

Челер комус — пластинчатый комус из тростника или бамбука с верёвкой для дёргания язычка. Использовался до начала XX века в Улаганском районе Республики Алтай. Темир комус — изготавливается из металла. Традиционный темир комус представляет собой пластинку с вырезом, в который устанавливается язычок с загибом на конце. Современный темир комус делается из стали или латуни и выглядит как типичный дугообразный варган[21].

Дрымба (укр., молд., рум.)

Дрымба — дуговой варган, известный на Украине (особенно на Гуцульщине[22]), в Молдавии и Румынии[23]. На западе Украины дрымба была единственным женским (в основном девичьим) инструментом[24]. В середине XX века дрымба ещё сохраняла некоторую популярность среди пастухов Закарпатской области[25].

Индийские варганы

Морчанг (букв. ротовая арфа) — дуговой варган на севере Индии, морсингх — на юге. Морчанг хорошо сочетается с барабаном мридангой[26]. Более древние варганы представлены деревянными или бамбуковыми пластинчатыми экземплярами с ниткой: ассамский гагана (гангинна), раджастханский гхоралио. Варганы используются в ансамблях для ритмического сопровождения пения и танцев[27].

  1. 1 2 3 4 Варган // Музыкальный энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1990. — С. 95. — 672 с.
  2. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Музыкальные инструменты. Энциклопедия, 2008, с. 111—112.
  3. Лавриненко А. Польское слово warga и его русские соответствия (к истории межъязыковых отношений) // Kontakty językowe polsko-wschodniosłowiańskie. — Rzeszów: Wyższej Szkoły Pedagogicznej, 1995. — С. 169—184. — 252 с.
  4. ↑ Варга // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль. — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа, 1880—1882.
  5. Фасмер М. Варган // Этимологический словарь русского языка. В 4 т. Том 1 / Перевод с нем. и дополнения О.Н. Трубачева. — 2-е изд., стер. — М.: Прогресс, 1986. — С. 274. — 576 с.
  6. 1 2 3 4 5 6 7 Большая российская энциклопедия, 2006.
  7. ↑ Мамчева, 2005, с. 280.
  8. ↑ Мамчева, 2005, с. 282.
  9. Назина И.Д. Варган // Белорусские народные музыкальные инструменты. — Мн.: Наука и техника, 1979. — С. 33—35. — 144 с.
  10. Поветкин В.И. Инструментальные музыкальные древности, открытые в Великом Новгороде в 2003 г. // Новгород и Новгородская земля. История и археология: Материалы научной конференции. Новгород, 27-29 января 2004. Выпуск 18. — Великий Новгород, 2004. — С. 84. — 375 с.
  11. Терещенко А.В. Музыка // Быт русского народа. В 7 ч. Часть 1. — СПб.: М-ва вн. дел, 1848. — С. 497. — 507 с.
  12. ↑ Музыкальные инструменты. Энциклопедия, 2008, Кубыз, с. 313.
  13. ↑ Мамчева, 2005, с. 274, 271.
  14. ↑ Костяные варганы народа манси: [1], [2] // Музей природы и человека в Ханты-Мансийском АО
  15. ↑ Genggong — the BalineseJaw harp (англ.). asza.com. Дата обращения 5 марта 2019. Архивировано 2 июля 2011 года.
  16. ↑ Nomenclature of over thousand proper names for the Jew’s harp from all over the world (англ.)
  17. ↑ Варган // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  18. Эмсгаймер Э. Варганы в Сибири и Средней Азии // Проблемы традиционной инструментальной музыки народов СССР. Сборник науч. тр. / Сост. И.В. Мациевский. — Л.: ЛГИТМИК, 1986. — С. 80. — 169 с.
  19. ↑ Хомус // Большая российская энциклопедия. Том 34. — М., 2017. — С. 142.
  20. ↑ Якутия. Историко-культурный атлас / Под общ. ред. В.Н. Иванова. — М.: Феория-ДИК, 2007.
  21. Кончев В.Е. Школа игры на алтайском комусе. — Горно-Алтайск, 2004. — С. 12—13, 8. — 56 с.
  22. Черкаський Л.М. Дримба (варган) // Українські народні музичні інструменти. — К.: Техніка, 2003. — 264 с.
  23. ↑ Музыкальные инструменты. Энциклопедия, 2008, Дрымба, с. 205.
  24. Квитка К.В. Избранные труды. Том 2. — М.: Советский композитор, 1973. — С. 260. — 424 с.
  25. Гуменюк А.І. Дримба // Українські народні музичні інструменти. — К.: Наукова думка, 1967. — 243 с.
  26. Алендер И.З. Мурчханг // Музыкальные инструменты Индии. — М.: Наука, 1979. — С. 30—31. — 48 с.
  27. ↑ Музыкальные инструменты. Энциклопедия, 2008, с. 113.
  • Варган // Большая российская энциклопедия. Том 4. — М., 2006. — С. 299.
  • Варган // Музыкальные инструменты. Энциклопедия. — М.: Дека-ВС, 2008. — С. 111—115. — 786 с.
  • Галайская 1973 — Галайская Р. Варган у народов Советского Союза. / Проблемы музыкального фольклора народов СССР. М., 1973
  • Мамчева Н.А. Нивхские варганы // Вестник Сахалинского музея. Ежегодник Сахалинского областного краеведческого музея № 12. — Южно-Сахалинск, 2005. — С. 271—284. — 472 с.
  • Шейкин 2002 — Шейкин Ю. И. История музыкальной культуры народов Сибири. М.: Восточная литература РАН, 2002.
  • varganist.ru — Рассказы о варганах, мастерах-изготовителях и исполнителях. Техника игры на варгане по нотам. Инструкции по изготовлению варганов.
  • aksenty.ru/info/vargan — Об истории русского варгана: от тиверцев и Древней Руси к Ансамблю Покровского и нашему времени
  • Энциклопедия варганных культур мира

ru.wikipedia.org


Смотрите также