Как выбрать антенну для радиостанции


Выбор радиостанции. И Антенны к ней. — Сообщество «DRIVE2 Дальнобой» на DRIVE2

Постоянно сталкиваясь на профильных форумах с вопросами:

— Какую радиостанцию посоветуете?
— Какую рацию выбрать?
— Чем одна рация лучше, чем другая?
— Посоветуйте хорошую рацию?
— Посоветуйте такую рацию, чтобы я поставил и вспоминал Вас добрым словом!
Подобные вопросы сыпятся как из рога изобилия постоянно и я решил составить список наиболее популярных станций си-би диапазона, которые можно приобрести у нас на рынках и в магазинах, сопроводив их краткой характеристикой. Можно также ознакомиться с народным рейтингом радиостанций (ТОП 50+) и проголосовать!

Если не хотите читать кучу обзоров, то читайте рекомендации по выбору радиостанций от radiochief.ru

Выбор не простой. Раций довольно много, все они, по сути, похожи, но обладают своими особенностями, достоинствами и недостатками. В первую очередь, если вы собрались купить себе радиостанцию, озадачьте себя вопросом: «А для чего я буду ее использовать?» Расписав на бумажке спектр потребностей, можно уже осознанно делать выбор из всего многообразия радиостанций на рынке. Далее будет список микрообзоров, достойных и не очень, на мой взгляд, радиостанций, с которыми мне так или иначе приходилось работать, или собирать информацию по их характеристикам, эксплуатации, надежности.

Еще один момент, о котором хотелось бы сказать. Продавцы на рынках сами не знают, что продают! Консультироваться у них бесполезно и даже вредно! Люди они ушлые, видя кто перед ними, какие вопросы задает, делают соответствующие выводы. Их задача, впарить залежалый товар, который вам, скорее всего, не подойдет. Затем после установки и начала эксплуатации наступает разочарование от связи и полный отказ от оной. Конечно, не все продавцы такие, но большинство, и это печально.

Подкаст: Денис RadioChief
Подробная Информация на сайте: radiochief.ru
radiochief.ru/laboratoriya-ci-bi

В коментах пишем кто какой Радиостанцией пользуется Отзывы приветствуются!

www.drive2.ru

Сообщества › Радиосвязь и Радиолюбители › Блог › Подскажите по выбору и установке антенны для CB рации

Полный размер

Появилась очередная шальная мысль… Думаю поставить СВ рацию. Выбор пока остановил на Optim — APOLLO V3 с доработкой МАХ
(курсивом с сайта продавца)

Мы предлагаем 3 варианта OPTIM APOLLO V3 (вариатны можете выбрать в выпадающем меню со стрелкой):
1. Apollo V3 — БЕЗ ДОРАБОТОК (станция проверяется перед продажей и на корпус клеиться гарантнйая пломба). Гарантия от производителя 1 год (доставка до мастертской за счет покупателя).
2. Apollo V3 — доработка LITE (станция вскрывается и внутри корректируется модуляция, ваш голос в эфире будет громкий и четкий). Фирменная гарантия 1 год от PROFDORABOTKA.RU (доставка до мастертской за счет покупателя).
3. Apollo V3 — доработка MAX
— замена разъемов RJ-45 на стальные 8-ми пиновые
Замена разъема к сожалению так и осталась безумно трудоемкой процедурой:
— разборка базового блока
— снятие монтажной платы (13 винтов !) + отпайка антенного разъема
— фрезеровка посадочного места для нового разъема в пластиковой панели
— установка и крепеж нового разъема
— герметизация образовавшихся щелей черным термоклеем
— сборка базового блока
— замена разъема на штатном кабеле тангенты на стальной
2. Улучшение модуляции
— разборка базового блока
— замена микроэлементов на плате
— тестирование / настройка
— сборка базового блока
— наклейка гарантийной пломбы

Возникает некая проблема с выбором и установкой антенны, т.к. Бокс закрывает почти всю поверхность крыши. Какую антенну выбрать и как ее закрепить?
Скажу сразу, что дальность приема по трассе нужна 5-7км, что делается за 30 км не особо важно мне кажется, поэтому ставить двухметровую антенну желания нет. Эстетическая составляющая важна.
Фото для оценки свободного места…

Полный размер

Полный размер

Полный размер

Полный размер

Полный размер

www.drive2.ru

Статьи и обзоры

Друзья!
Для того, чтобы сэкономить время на покупку и правильно сделать выбор радиостанции и антенны для трассы, приглашаем Вас посетить наш торговый зал и послушать разговор с покупателем, которому нужна рация в грузовую машину. Мы надеемся, что эта статья поможет в выборе нужной Вам радиостанции и антенны.

Посетитель нашего магазина, как правило, уже знает какие преимущества дает радиостанция в машине, но мы позволим себе немного лирики и ответим на один вопрос:
– “Что дает рация в автомобиле?”
– Ты - не один - всегда кто-то сможет прийти на помощь;
– Ты - не один - всегда в курсе всего интересного на трассе и в городе;
– Ты - не один - знаешь, что впереди идет ремонт дороги или стоят доблестные сотрудники ДПС;
– Ты - не один - коллеги всегда подскажут, где в незнакомой для Вас местности можно вкусно покушать, отремонтировать колесо, или остановиться на ночлег.

Если необходимость радиостанции для дальнобойщика очевидна, то можно перейти к самому интересному - для правильного выбора нужна подробная информация технического характера, только рассказанная не на «птичьем языке», как в некоторых магазинах, когда человека грузят неизвестными терминами, а просто и «по-домашнему», на языке, который понятен водителю-дальнобойщику, без перевода с «русского на русский».

Конечно, чтобы показать, какие мы крутые эксперты, мы могли бы апеллировать техническими данными, но это лишнее - опыт нашей работы уже давно позволяет нам быть проще :-) . 

Для кого предназначена эта статья? Если хотя бы на один из перечисленных вопросов вы дадите утвердительный ответ, то ДА! - эта статья для ВАС!
– Вы хотите выбрать нужную именно Вам модель радиостанции?
– Вы хотели бы купить качественный товар?
– Вы хотите купить рацию по оптимальной цене?

  Мы Вам поможем.

Разговор с покупателем

Действующие лица: Д – дальнобойщик, собирательный образ. К – консультант Геотелеком, любой.

Д – Здравствуйте!
К – Здравствуйте!

Д – Мне нужна рация в автомобиль, для трассы.
К – Пожалуйста! Вот на этой витрине представлено около 50 моделей. С выбором помощь нужна?

Д – Да.
К – Какой-то рацией раньше пользовались?

Д – Да, был Мегаджет MJ-300.
К – И как? Вас эта рация устраивала?

Д – Да.
К – Может тогда на ней и остановиться?

Д – У неё нет автоматического шумоподавителя. У вас такой большой выбор, может посоветуете что-то получше, только желательно не очень дорого.
К – Конечно, из недорогих раций можете обратить внимание на Vector VT-27 Radius, Optim Pilgrim, MegaJet MJ-350, MegaJet MJ-450, MegaJet MJ-650…

Д – А какая в них разница?
K – Вектор это хорошая недорогая модель, Оптим Пилгрим внутри это тот же самый Вектор Радиус, но с более удобным управлением – можно оперативно переключать канал дальнобойщиков 15АМ и, скажем, канал «Автогород». Например, в Красноярске это канал 40FM. Удобно спросить: – "Где весы работают?" - нужно нажать всего одну кнопку. Мегаджеты MJ-350, MJ-450, MJ-650 это радиостанции с возможностью регулировки чувствительности приемника, что бывает полезно, когда начинаются помехи от далекого прохождения, или когда две машины рядом, чтобы не перегружался вход приемника.

Д – А, Мегаджеты MJ-600 и MJ-3031 это что за модели?
К – Это модели, которые выпускаются с 1998 года без каких-либо изменений, в них до сих пор используются динамические микрофоны - Вас будет слышно как из бочки - обрезаются высокие и низкие частоты и ещё - работа автоматического шумоподавителя у этих станций оставляет желать лучшего. Но, надо отдать должное, они довольно надежны.

Д – Вот ещё у вас есть Мегаджеты Turbo, чем они отличаются от обычных?
К – У турбовых версий выходная мощность передатчика - 18 Ватт, у простых - 8. Мощность передатчика - это один из самых важных параметров, который влияет на дальность связи, хотя, в гораздо большей степени на дальность связи влияет качество работы антенны. Турбовые будут совсем немного выигрывать в условиях гористой местности или в условиях плотной городской застройки, какую-то разницу на трассе Вы не заметите.

Д – President это что за рации?
K – Это французский бренд, сделаны рации во Вьетнаме. В целом очень качественные радиостанции, но выходная мощность, в соответствии с европейским регламентом, всего 4 ватта – расстояние получите немного меньше чем с другими рациями, но качество звука на прием и передачу очень хорошее.

Д – Оптим и Мегаджет где делают?
К – Оптим в Китае, Мегаджеты в основном в Корее, MJ-300 - на Филиппинах, MJ-500, MJ-550, MJ-555 - в Китае, но, мне кажется, что сейчас уже не важно в какой стране производят продукцию, важно на каких заводах и как. Например, Айфон или та же Моторола, это же тоже Китай, но в качестве никто не сомневается.

Д – И что выбрать?
К – Вы в какое направление ездите в основном?

Д – Федералка по краю, бывает зимники в сторону Эвенкии.
К – Для федералки пойдет любая рация. Для зимников, посмотрите Оptim-778 - у неё больше выходная мощность, Вас будет намного устойчивее слышно и немного дальше. На северах часто используют частотную модуляцию ФМ, в частотной модуляции у Оптим 778 50 Ватт мощности. Мы думаем, это лучшая радиостанция для дальнобойщиков. Но, если есть желание сэкономить, тогда что-то из этих – Оптим Пилгрим, Мегаджет MJ-350, MJ-450 или MJ-650. Своим друзьям мы часто советуем Optim Pilgrim.

Д – Какую антенну посоветуете?
К – Машина у Вас какая?

Д – «Скамейка»
К – Нормальная эффективность антенн, на этот диапазон, начинается с длины штыря полтора метра. Если ездите по краю и по зимникам, то берите что-то с длиной штыря полтора метра, длиннее это уже перебор – будет цепляться за всё. Например, хорошая классика, как колбаса «Докторская» или пиво «Жигулевское», это Optim CB 9 Plus, если часто ездите по лесу или боитесь зацепить антенну, можете посмотреть на такой вариант, как Optim Sirius 3000 - у неё механизм при фронтальном ударе сложит антенну и больше вероятности того, что антенна уцелеет. Вот ещё вариант – Optim Phobos - у нее массивное металлическое основание, хотя, если большой палкой прилетит, то может сломать катушку.

Д – А вот эти, короткие, в черном пластике – Optim CB T3-27, Optim CB-50, Optim CB-51, Optim CB-82, Optim Big Mag, как они?
K – Это любимые антенны дальнобойщиков западной части России. Там плотность радиофицированных машин очень большая и расстояния 3-4 км вполне достаточно для связи. Классический вариант это T3-27 или T3-27 Mag, остальные антенны это вариации на тему T3-27. Для наших мест, где большие расстояния и не очень много машин, или на дорогах, где за день одну-две машины встретишь, мы рекомендуем брать что-то более эффективное.

Д – Какое расстояние будет с антенной Optim CB-9 +?
К – По трассе, если в большинстве случаев 7 км не будет получаться, то, скорее всего, что то не исправно. Дальность радиосвязи, очень сильно, зависит от рельефа местности, но, 7 км должно быть почти всегда. На севере, по зимникам, ребята – дальнобойщики рассказывают - и 15 и 25 км по прямой работает. Насчет 25, я не очень верю, если только с горки на горку, но 15 км вполне реально - эфир там чище.

Д – У меня был MJ-300, меня слышали далеко, а я только полтора-два километра слышал.
К – Рация была подключена через преобразователь?

Д – Да.
К – Какой? Или как он выглядел, не помните?

Д – Вот, как у вас на витрине, только почему-то на нем вместо ценника написано «Образец. Нельзя!»
К – Да, всё верно - это импульсный преобразователь. Он мог давать большую помеху по приему и его использовать для питания рации нельзя. Ещё помеху рации мог создавать ксенон, в меньшей степени - блоки питания регистраторов, навигаторов, но больше всего «шумят», конечно же, импульсные преобразователи 24/12 вольт. Поэтому, для питания радиостанций нужно использовать преобразователи линейного типа. Да, они большие, тяжелые, имеют низкий КПД и поэтому сильно греются, но, зато, линейные преобразователи, например, Оptim PN-5, Optim PN-10, Optim PN-20, Optim PN-30 или производства «Энергомаш», не дают никаких помех.

Д – Как лучше крепить антенну?
К – Самый хороший вариант - это врезка в крышу. Кабель сразу уйдет в машину, с ним уже ничего не случится при ударе, если заденете антенну веткой, грибок - основание антенны - как правило, выживает и, если антенна сломается, то достаточно будет заменить верхнюю часть - штырь с катушкой и всё. Если совсем нет желания, или возможности сверлить машину, можете взять крепление для установки на водосток Optim TS-07 или крепление на трубу зеркала Optim TS-10 или Optim TS-50, только сразу нужно подумать, как заводить кабель в машину. В самом крайнем случае, можно взять антенну на магните, например, Optim ML-145 Strong – антенна хорошая, но в плане крепления, это самый ненадежный вариант - при ударе может слететь магнит и повредить или даже оторвать кабель. Магнитные основания хороши, когда есть необходимость переставлять антенну с машины на машину.

Д – Слышал, что антенну надо настраивать?
К – Да, конечно, любую антенну надо настраивать. Чем короче антенна, тем больше она нуждается в настройке. Все короткие антенны, типа T3-27 настраивать необходимо, все антенны короче 1,5 метра желательно настраивать, антенны с длиной штыря 1,5 метра или выше тоже нуждаются в настройке, но делать из этого культ не стоит. Длинные антенны, будут хорошо работать в любом случае, главное их правильно установить.

Д – Правильно, это как?
К – Нижняя часть грибка - основания антенны - должна иметь хороший электрический контакт с кузовом автомобиля, и антенна должна стоять сверху на кабине, и желательно, что бы рядом не было никаких металлических вертикальных предметов. Если за кабиной Вы возите будку, которая выше кабины, то нужно ставить антенну максимально далеко от будки, т.е. ближе к лобовому стеклу. Есть простое правило: если высота машины не позволяет использовать длинную антенну, и Вы хотите взять длинную антенну, но закрепить её, где-то пониже, то делать этого не стоит - лучше взять самую короткую антенну, но поставить её правильно - сверху, на кабину.

Д – Вы антенны настраиваете?
К – Конечно, но антенны настраиваются на машине. Машина - это вторая часть антенны, она служит «противовесом». Установите, приезжайте.

Д – А я сам смогу настроить антенну?
К – Легко, нужно купить недорогой КСВ-метр, например, SWR-420 или SWR-430. Как пользоваться мы Вас научим, сложного ничего нет.

Д – Какая-то гарантия на рации есть?
К – Конечно. Год гарантии. Если не напутаете с подключением питания и не будете включать рацию на передачу без антенны, то работать радиостанция будет долго. Даже если вдруг и сломается – ничего страшного, срок ремонта по гарантии в нашей мастерской не более суток.

Д – А перед продажей рации проверяете?
К – Конечно.

Д – Давайте проверим Optim-778.
К – С удовольствием. А антенну какую выбрали?

Д – Думаю, Optim CB 9 +
К – Хороший выбор!

Д – Спасибо
К – Спасибо, Вам! КСВ-метр нужен?

Д – Я, подумаю.
К – Хотите чаю? :-) …

Возможно, техническим специалистам эта статья покажется наивной и они, вероятно, смогут увидеть в ней некоторые неточности, но, главная цель статьи - предоставить максимальный комфорт и культуру в выборе, приобретении и эксплуатации оборудования радиосвязи для трассы - надеемся, достигнута.
Если у Вас остались, или, наоборот, появились вопросы, специалисты нашей компании с удовольствием на них ответят. Наш телефон - +7 (391) 206-0-206, или бесплатный телефон по России - 8 (800) 500-22-06, так же, Вы можете написать нам на почту: [email protected]

Доброго Вам пути!


racii24.ru

Короткие антенны гражданского диапазона. Быть или не быть?

Очень много споров возникает вокруг коротких автомобильных антенн гражданского диапазона. Пожалуй, ни один тип автомобильных антенн не удостаивается такого внимания на форумах как короткие. Это, конечно понятно, не каждый автолюбитель согласится поставить на крышу своей машины длинную удочку, цеплять ветки, потолок в парковках и так далее. Однако сразу напрашивается вопрос, а зачем людям, которые ставят короткие антенны связь? У этих антенн есть своя, довольно узкая ниша, где их использование оправдано и целесообразно. Давайте разберемся.

Начать, наверное, нужно с вопроса, который каждый автолюбитель си-бишник должен себе задать: «А зачем мне связь?». У каждого будет свой ответ, но 99% ответов на этот вопрос будет приблизительно такой: «Для прослушивания дальнобоев и общения в 15 канале».

Как правило, попадая в среду си-бишников автомобилистов и загоревшись идеей радиосвязи среди себе подобных, человек, не прислушиваясь к советам окружающих, идет на рынок и по совету ушлых продавцов покупает себе «комплект для 15 канала». Радиостанцию, не суть важно какую (обычно какой-нибудь неликвид вроде древних мегаджетов), и, как правило, короткую антенну. Поскольку продавцы сами не знают, что продают и очень хорошо умеют «ездить по ушам», впаривать товар, короткая антенна рекламируется как «компактная, отличная, очень эффективная, не хуже длинных» (стоят они, кстати, одинаково, а зачастую и дороже длинных). На неподготовленные уши начинающего си-бишника навешивается тонны лапши, а мозги заполняются отборным бредом, в результате которого он довольный, покупкой отправляется к своему автомобилю и про себя думает, что, какие же дураки, кто ездит с длинными антеннами. Впереди его ждет разочарование, но это будет несколько позже.

Коротких антенн довольно много, среди них: самая знаменитая Sirio T3-27, менее распространены Sirio Triflex, Sirio Mini Snake, Sirio Cellular 33S, Sirio Mini Mag, еще меньше, President MISSOURI, President GEORGIA и куча их клонов.

Как известно из практики, лучший усилитель, это антенна. Именно антенна, а не радиостанция, на 80% определяет качество связи. Чем лучше антенна, тем лучше связь и наоборот. В первом приближении, можно сказать, что чем длиннее антенна, тем лучше она работает. Для гражданского диапазона, где длина волны составляет примерно 11 метров, максимальный разумный размер автомобильной антенны составляет 2,7 метра, это так называемая четверть. Да-да, такие автомобильные антенны тоже есть, это самая эффективная и мощная из всех антенн, что можно стационарно установить на автомобиль. Все остальные антенны, класса 2м, 1,5м, 1м, и так далее, являются укороченными вариантами четверти. Это те же самые четверти, укороченные физически, но удлиненные электрически катушкой в основании, катушкой в центре штыря или сама антенна представляет собой катушку, как, например, Sirio T3-27. При уменьшении размеров антенны падает ее эффективность, это происходит из-за потерь в элементах согласования, потерях на нагрев и прочих потерях растущих при уменьшении размеров излучателя. Потери растут по экспоненте. Излучатель меньшей длины не является резонансным и его необходимо согласовывать при помощи дополнительных элементов, в которых теряется часть энергии передатчика, порой до 80%.

Короче говоря, короткие антенны конкурировать с длинными, по определению, не могут. Они, безусловно, настраиваются на определенную частоту, имеют при этом довольно узкую полосу, это, кстати, одно из достоинств, оно же является недостатком, но при всем при этом, их эффективность на передачу и прием крайне низка.

Плюсы коротких антенн:

  1. Размер и внешний вид, вес. С этим не поспоришь.
  2. Узкая полоса. Антенна работает как преселектор на прием и не перегружает приемник радиостанции мусором из эфира.

Минусы коротких антенн:

  1. Крайне низкая эффективность на прием и передачу.
  2. Подводимая мощность ограничена конструктивом, обычно, не больше 20-50 ватт.
  3. Узкая полоса ограничивает диапазон применения антенны.

Для чего же применяются короткие антенны?

Короткие антенны имеют свою нишу применения. Они предназначены для ВРЕМЕННОЙ радиофикации автомобиля, на котором не установлено никакое связное оборудование, для целей поддержания связи в автоколонне, например для создания «бомж-комплектов».

Для серьезной связи на расстояние более 4-5 км эти антенны не годятся. Единичные случаи связи с такими антеннами на дальнее расстояние, больше 10-15км, это скорее исключение, чем правило и возможны только в режиме автомобиль – база, а не автомобиль – автомобиль.  Кто-то может возразить, что, мол, для связи с дальнобойщиками этого вполне достаточно, но это не так. В наших реалиях, когда у каждого, чуть ли не первого дальнобоя вместо антенны воткнут в рацию ржавый гвоздь или просто провод, ну или антенна установлена на пластиковый козырек над кабиной, или еще каким-нибудь способом не совместимым с хорошей связью. Обеспечение своего автомобиля нормальным оборудованием, задача первой важности. Для тех, кто уже успел покататься по просторам нашей родины с радиостанцией, наверняка замечали, что дальнобойщики друг друга слышат очень плохо. Как правило, зовут кого-то в эфире они, только находясь в прямой видимости и, например, встав в пробку, каждый новый подъезжающий кричит в рацию: «Ребят, а далеко толкаемся?», «Ребят, а далеко колеечка?». Им, конечно же, отвечают, но подъезжают новые и спрашивают тоже самое. Как Вы думаете почему? Они не слышат ответов тех кто уже встал в пробку!

Простой пример из жизни. Допустим, вы едите по трассе и захотели узнать дорожную обстановку. Вы кричите в эфир: «Ребята подскажите дорожку до города Н», но все молчат. Тут на встречу попадается фура и Вы, обращаясь в водителю, спрашиваете у него обстановку. Скорость фуры 90км/ч, Ваша скорость 90км/ч. По отношению Друг к другу, Вы будете вначале сближаться, а затем удаляться на скорости 180км/ч. За 30 секунд вы разъедитесь на расстояние 1,5 км. Учитывая плачевное состояние антенн у дальнобойщика и наличие короткой антенны у Вас, вы перестанете слышать друг друга примерно через 10-20 секунд. Сюда еще нужно приплюсовать влияние рельефа, который тоже не способствует передаче радиоволн. Иными словами, если дальнобойщик Вас услышит, пока он возьмет в руки гарнитуру, пока будет говорить, вы просто не примите его сообщение целиком. Ну и кому нужна такая связь?

Поэтому, для того, чтобы хорошо слышать и хорошо передавать, нужно иметь хорошую антенну. К сожалению, короткие антенны к хорошим отнести нельзя, поскольку они пригодны только для тех задач, для которых их рассчитывал производитель, как нельзя игрушечным молотком забивать гвозди.

Многие покупают комплект оборудования не для постоянного использования, а для редких поездок на «дальняк» во время отпуска. И тут мы тоже видим подобную картину. А вот теперь задумайтесь, случись, что в дороге, нужно позвать на помощь, а у Вас только короткая антенна. Далеко Вы крикните? Нет. Далеко ли услышите? Нет. Вот уж где действительно, нет места для споров.

Всем удачи, 55, 73!

radiochief.ru

Volkswagen Passat "Чёрная Касатка" › Бортжурнал › Организация правильного подключения рации в автомобиле.

Итак. В прошлый раз мы нашли место для установки рации и собственно установили её в это место :) (www.drive2.ru/cars/volksw…rnal/4035225266124030077/)
Теперь немного тонкостей о питании радиостанции и прокладке кабеля к антенне.

Начнём с радиостанции – основы подводки питания:
1. Плюс питания аппаратуры связи рекомендуется брать с плюсовой клеммы аккумулятора.
2. Минус питания на радиостанцию (и усилитель) следует брать с кузова (желательно с винта или болта с полноценной резьбой непосредственно с кузова, а не с детали сидящей на кузове) проводом минимально удобной длины. (Существует распространенная ошибка тянуть на аппаратуру связи минус с клеммы аккумулятора.)
3. Любой провод, подключенный к плюсовой клемме аккумулятора, должен быть обязательно защищен предохранителем. Согласно нормативам, длина провода от плюсовой клеммы аккумулятора до предохранителя не должна превышать одного фута. Ток предохранителя не должен превышать максимально допустимый ток нагрузки провода выбранного Вами сечения.
Помните, что невыполнение рекомендаций этого пункта создает риск для здоровья и жизни не только Вас, но и Ваших пассажиров.
4. Для того, чтобы свести к минимуму потерю напряжения питания в проводе, следует выбирать провод большого сечения:
при питании голой станции и длине провода до 2,5 м — 1 мм.кв, свыше 2,5 м — 1,5 мм.кв;
предохранитель 5-10 А (учитывая наличие штатного предохранителя радиостанции)
при наличии в цепи усилителя, сечение провода должно быть от 1,5 мм.кв до 4 мм.кв в зависимости от длинны кабеля.
5. Радиостанцию и усилитель рекомендуется запитывать с одного плюсового провода и не подключать к нему больше никакие потребители (особенно это касается потребителей, "шумящих" в радиочастотном диапазоне, например аудиоусилителей).

Теперь о прокладке кабеля под антенну:
Покупая автомобильную антенну на гражданский диапазон, Вы всякий раз бываете невольно обмануты продавцами, так как одна половина этой антенны у Вас уже есть — это кузов машины. Вы покупаете не более чем еще пол-антенны.
Устанавливая Вашу покупку на машину, Вы собираете антенну в единое целое, и, обеспечивая хорошую массу в точке установки антенны, фактически, подключаете к радиостанции ту ее часть, которая была у Вас изначально — кузов машины. Но магнитка электрически не подключена к нему в точке установки. Тем не менее, кузов также является противовесом магнитки, и электрически связанным с ней быть обязан по "условиям игры". Емкостной связи магнита с кузовом на частотах гражданского диапазона решительно для этих целей не хватает, но, тем не менее, выход из положения есть. Подобный способ "подключения" второй половины магнитки в виде кузова Вашей машины вызывает ряд проблем. Например, антенна, установленная на магнит, будет всегда проигрывать аналогичной антенне, установленной стационарно (с полноценной массой в точке установки), где-то 3 дБ, что по влиянию на дальность связи будет эквивалентно снижению Вашей выходной мощности и выходной мощности передатчиков тех, с кем Вы ведете радиообмен, вдвое. К слову, эта мощность далеко не сразу "уходит в тепло". Предварительно она в изрядной степени излучается антенным кабелем внутри салона машины и наводится на провода бортовой сети, датчики и т.п., иногда вызывая довольно забавные эффекты при работе на передачу.
При работе на прием, антенный кабель магнитки склонен собирать всю радиочастотную помойку с бортсети машины, что также неизбежно губит дальность связи.
Параметры магнитки (в том числе и КСВ) крайне нестабильны и зависят фактически от того, как Вы поставили антенну (плюс-минус 10 см от точки настройки уже замечательно видно по прибору) и проложили по салону кабель. Способ прокладки кабеля влияет на настройку в значительной степени, но от него также непредсказуемо зависит величина взаимонаводок аппаратуры связи и бортсети машины. Кабель должен лежать как можно прямее, не образовывая витков. Ни в коем случае нельзя сворачивать кабель магнитки в бухту.
В конце концов, магнитка просто царапает крышу. Причем при врезке антенны сверлится отверстие в 12 мм, а от магнита остается ободранное пятно в добрых 20 см диаметром… В принципе, можно наклеить пленку на место предполагаемой установки магнитки, если Вы еще не успели его ободрать.
И еще одно: магнитная антенна безобразно стыкуется с усилителем.
Если несмотря на все негативные стороны эксплуатации магниток Вы, тем не менее, выбираете такой вариант установки антенны, вот нехитрое устройство, позволяющее это сделать: ВЧ-отглушка.
Оптимальная длинна кабеля для магнитной антенны — 360-390 cм. Произвольное изменение этой длины, как показывает практика, ведет к потере работоспособности магнитной антенны и невозможности ее настроить. При удлинении или укорочении кабеля желательно ставить эту самую отглушку в цепь между старым проводом антенны и новым (либо между усилителем и антенной).
Для этого нам нужно ферритовое кольцо:

Моё внешним диаметром 2,3мм, внутренним – 1,4 мм. Если покупать, то берите проницаемостью 100-2000, диаметр кольца 20-40 мм. Этого вполне хватает чтобы 4 раза провести кабель через него.
Пропускаем через него провод от 3х до 5ти раз:

Но прежде чем посадить разьём PL (его можно взять фланцевый PL 259) нам необходимо хорошо прикрутить/припаять ещё один проводок либо к разьёму (внешней части) либо к внешней оплётке коаксиального кабеля. Проводок должен быть потолще и покороче. Получается примерно так:

Усаживаем всё это дело в термоусадочную трубку, можно даже в несколько слоёв дабы всё держалось очень крепко.
На этом конструирование ВЧ-отглушки закончено. Прозваниваем тестером наш дополнительный проводок, нет ли контакта на центральную жилу, прозваниваем весь кабель по концам и ставим всё в авто. Теперь можно менять длину кабеля от рации до антенны произвольно. Проводок который мы вывели отдельно необходимо крепко посадить на какую-нибудь гайку, чтобы был хороший контакт с массой.
Также по совету MWebber можно поставить ферритовое колечко на питание радиостанции. Я пока до этого не дошёл, но скоро попробую сделать, а то в рации слышен небольшой еле заметный фон при росте оборотов.
Не забудьте купить ещё PL разьём типа "папа" для другого конца кабеля, который пойдёт в рацию/усилитель.

(Материал взят с сайта forum.ci-bi.ru/ автор: Кабан)

В следующий раз будем настраивать КСВ антенны.

www.drive2.ru

как сделать своими руками радиоантенну? Активные и другие антенны для радиоприемников музыкальных центров

Качество современных, особенно китайских недорогих радиоприёмников таково, что здесь не обойтись без внешней антенны и усилителя. Проблема эта возникает в весьма удалённых от городов сёлах и деревнях, а также при частых разъездах по региону.

Что это такое?

Радиоантенна FM – это устройство, улучшающее качество приёма радиопередач. Применяется, когда сигнал от нужной станции недостаточен для качественного радиоприёма.

Часто она используется на наибольшей высоте над слушателем, какой только удаётся достичь.

Виды

В зависимости от конкретного рода, антенна может быть активной и пассивной. Вид антенны определяется исходя из её диаграммы направленности. Это область пространства, в которой сосредоточен максимум (пучность) основного излучения передаваемого (или принимаемого) радиосигнала. Остронаправленные антенны нужны, чтобы сигнал не распространялся в те стороны, где он не нужен. Птицам и космонавтам наземное FM-вещание ни к чему, а всенаправленное излучение привело бы к перерасходу электричества при работе радиовещательного передатчика. Вместо 15-киловаттного излучения в FM-диапазоне (66… 108 мегагерц) для населения с такой же зоной охвата (в радиусе до 100 км) хватило бы и одного киловатта.

Активная и пассивная

Активная антенна помогает усилить сигнал. Иногда она комплектуется радиоусилителем (по радиусу охвата радиостанции её называют также радиоудлинителем). В характеристиках активной антенны указано значение в децибелах, добавляемое к коэффициенту усиления самого FM-приёмника. Агрегаты бывают пассивные (0 дБ) и активные (1… 6 дБ).

К пассивным относят штыревые, к активным – усовершенствованные конструкции с усиливающим противовесом.

  1. Петлевые. Состоят из единственной детали – петлевого вибратора, к одному выводу которого подключается оплётка кабеля, к другому – его центральный проводник.
  2. «Восьмерные» («бабочки»). Для улучшения приёма спаиваются две «восьмёрки», расположенные под прямым углом друг к другу.
  3. Симметричный вибратор – два разнонаправленных штыря. Разновидность – турникетная антенна: два вибратора, расположенные взаимно под прямым углом.
  4. «Директорные» – являются лучшим вариантом. Направляющие в одну сторону сигнал штыри («директоры») – в количестве от 6 до 10 штук. За ними следует петлевой вибратор. Далее идет рефлектор (отражатель) – сетка или самый большой штырь. Директоры и отражатель изолированы друг от друга и от вибратора. Все детали располагаются параллельно, но перпендикулярно направлению сигнала.
  5. Логопериодические – напоминают директорные. «Директоры» вдвое укорочены и противоположно направлены, стоят в «шахматном» порядке.
  6. «Тарелочные» или дисковые – линейка диполей или петлевой («бабочный») вибратор рядом с диском, отражающим сигнал на него.

На практике выбирается предельно эффективный и дешёвый вариант.

Дисковая

Дисковая антенна – вариант спутниковой «тарелки». Вместо приёмной головки с усилителем – «бабочка» или телескопические штыри (симметричный вибратор). Дисковый отражатель – старый компакт-диск (содержит алюминиевую подложку), любая металлическая сетка с ячейками, размер которых в десятки раз меньше длины волны на нужной частоте.

Стержневая

Стержневая антенна – любой штырь в 25% длины волны. Для FM-диапазона это примерно 3 м (частоты 87,5… 108 МГц), длина штыря составляет примерно 75 см.

Комплектуется противовесами, располагаемыми под прямым углом.

Рамная

«Восьмёрка», если она одна, располагается на упрочняющей её основе, например, пластине из пластика или пропитанной и окрашенной деревяшки. Проводником может быть тонкий профиль, резаные пластины, «вытравленный» фольгированный (стекло) текстолит или гетинакс. Такая конструкция часто применяется в остронаправленных автомобильных антеннах.

Проволочная

Это практически любая конструкция, где основным проводником служит медная или алюминиевая проволока. Фазированные антенные решётки, изготовленные не из микрополосковых или щелевых линий и кусков волновода, а из кусков проволоки или провода, спаянных в решёточную конструкцию, могут считаться проволочными. Но и стоит такая конструкция заметно дороже.

Применяются они уже не столько в радиовещании, сколько в цифровом и аналоговом радиолюбительстве, для военных нужд и гражданской мобильной связи.

Как выбрать?

Готовая антенна выбирается из того ассортимента, что предоставляют российские и китайские интернет-магазины. Это единственный вариант для тех, у кого в райцентре или ближайшем городе нет радиорынка или радиомагазина. Знающим кое-что ещё о радиосвязи людям легче выбрать недорогую антенну, что обеспечит даже приём FM-радиостанций из близлежащих райцентров и посёлков с расстояния даже в 100-150 км. Чтобы преодолеть шум (когда в музыкальном центре FM-тюнер не обладает шумодавом), потребуется дополнительный антенный усилитель.

Как сделать своими руками?

Вам потребуются.

  1. Паяльник, припой и канифоль, паяльный флюс. Вместо последнего раньше использовали хлористый цинк – готовится он из таблеток, содержащих соляную кислоту. Такими таблетками пользуются желудочные больные. В качестве источника цинка – любая щелочная (солевая) батарейка, отработавшая свой ресурс: её «стакан» сделан из цинка.
  2. Медная проволока – толстый обмоточный провод. Альтернатива – скручиваются всевозможные более тонкие многожильные провода. Для прочности и надёжности они пропаиваются припоем, чтобы медь не окислялась, а проводник не «рассучивался».
  3. Диэлектрическая основа. Ею может быть любая доска, фанера, ДСП, ДВП, а также самодельный или промышленный гетинакс (или стеклотекстолит), с которого удалены печатные дорожки. Можно использовать и плоские куски пластика от старых, отживших своё электроприборов.
  4. Крепёж. Болты, винты, саморезы, гроверные шайбы, гайки. Запаситесь их нужным количеством. Возможно, пригодятся и пластиковые «монтажки».
  5. Коаксиальный кабель (с волновым сопротивлением в 50 или 75 ом), штекер (под антенное гнездо вашего принимающего устройства).
  6. Простейшие слесарные инструменты. Это может быть плоская и фигурная отвёртки, пассатижи, бокорезы, ножовки по металлу и по дереву, возможно, разводной ключ и молоток. Ускорят процесс изготовления антенны также болгарка и дрель.
  7. Водостойкий лак или краска. Проводники и место присоединения к ним кабеля должны быть окрашены. Это защитит их от коррозии, появляющейся в результате попадания капель воды.

Если вы – не радиоспециалист, то возьмите готовый чертёж. В качестве примера – рамочная антенна. Чтобы её изготовить, сделайте следующее.

  1. Ориентируясь по размерам из чертежа, согните из медной проволоки рабочий элемент – «бабочку».
  2. Разместите её на прочной основе из диэлектрика, привязав с помощью «монтажек» к деревянной или пластиковой пластине. Более «продвинутый» вариант – вертикальные подставки по краям и в центре «восьмёрки» на винтовом креплении. Так в 1990-х поступали «самодельщики», изготавливавшие антенны для приёма ДМВ каналов телевидения.
  3. Припаяйте кабель. Центральная жила подключается к одной стороне антенны, оплётка – к другой. Между частями «восьмёрки» и ними должен быть зазор до 1 см. Аналогично подключается к кабелю и дипольная антенна.
  4. Окрасьте всю конструкцию.
  5. После высыхания краски закрепите конструкцию на шесте или трубе. Привяжите кабель в нескольких местах к опоре.
  6. Присоедините штекер к другому концу кабеля и поднимите антенну повыше. Направьте её на город вещания. Если расстояние слишком велико, прямого сигнала нет – находят отражённый, например, от горы или самого высокого здания неподалёку от вас.

Проверка антенны производится по качеству приёма нужной радиостанции. Радиопередатчики сегодня располагаются в произвольных городах и райцентрах – появилось много частных радиовещателей, зарабатывающих на рекламе. Радиостанции размещаются не в месте городской телебашни (на «телецентровской» горке), а на невысокой мачте высотой порядка 30 м. Не все хотят арендовать «стратегическую высоту» города или региона, вещая с крыши 9… 25-этажного дома через маломощный (до 100 Вт) FM-передатчик.

Шума на фоне радиопередачи должно быть как можно меньше. Радиоприём должен идти в стереоформате. Получить стереопередачу нельзя, когда сигнал слаб – появляется заметный шум на его фоне. Вращайте антенну, пока не добьётесь лучшего качества. Если станция слишком далеко, а шум остался – подключите радиоусилитель в разрыв кабеля, рядом с антенной.

Здесь поможет универсальный кабель, в котором, кроме «коаксиала», под внешней защитной оболочкой спрятана пара дополнительных проводов. Линия питания изолируется от центрального проводника оплёткой основного радиокабеля. Если такого кабеля нет – питание усилителя по проводам к радиоприёмнику подводится рядом, отдельно.

Усилители требуют постоянного напряжения в несколько вольт (не более 12, таковы автомобильные радиоусилители) и силу тока в единицы-десятки миллиампер.

О том, как сделать FM-антенну своими руками за 15 минут, вы можете узнать ниже.

stroy-podskazka.ru


Смотрите также