Как выбрать глину для гончарства


что это такое и как сделать ее своими руками

Гончарная глина обладает неоспоримыми достоинствами, а также сравнительно низкой стоимостью. Распространенность глины и ее легкодоступность позволяют использовать данный материал повсеместно. Качественная гончарная глина должна легко поддаваться обработке и долго держать приобретённую форму. Приготовить гончарную глину для лепки в домашней мастерской не составит большого труда.

Что такое гончарная глина?

В давние времена, когда глина еще не изучалась, но довольно успешно использовалась в строительстве, ее свойства определить можно было одним способом – на ощупь. Даже в наши дни многие профессиональные гончары выбирают глину именно таким способом. Знающий человек может безошибочно и с большой точностью определить свойства глины и ее качество.

Глина, которая используется, в гончарном деле или иными словами глина для гончарного круга, должна обладать такими свойствами как: жирность, тяжесть, упругость. Качественная глина прекрасно поддается обработке, долго держит форму.

Гончарную глину тестируют на растрескивание. Из глины делаются образцы в виде лепешки и небольшого шарика, которые сушат в естественных условиях, а затем испытывают на падение с высоты одного метра. Качественный образец не раскалывается при падении и лепешка из глины не растрескивается.

Глинистый материал бывает красного, голубоватого или белого цвета. В некоторых месторождениях можно найти глину шоколадного оттенка, в простонародье она называется «сникерс», также она может иметь грязно-черный окрас. Наличию такой окраски материал обязан органическим примесям.

Как показывает практика, в глинистом материале всегда присутствуют те или иные органические примеси. Именно из-за органических примесей глина легко поддается обжигу без применения дополнительного топлива. К таким глинам относится, например, межугольная огнеупорная глина.

Обжиг глины – это сложная окислительно-восстановительная химическая реакция. После неё продукт может изменить цвет в белый, желтый или красный.

Окраска изделий из глины после обжига зависит от наличия оксидов титана и железа. Например, если оксиды феррума в общей сложности не превышают  1 %, то глина с большой вероятностью приобретет белый цвет. 

В том случае, если в сумме оксиды титана и железа превысят один процент, глина приобретет красноватый оттенок, и на это не повлияет ее цвет, который она имела до обжига.

Глинистый материал может приобрести красивый белый оттенок в процессе обжига только в том случае, если в ней содержится не менее чем 60 % окиси алюминия.

Желтый цвет после обжига приобретает, как правило, огнеупорная глина. В гончарном ремесле она используется довольно редко по той причине, что для процедуры обжига данного сорта глинистого сырья необходима очень высокая температура.

В глину специально добавляют окиси титана, железа и алюминия для приобретения ею необходимого оттенка в процессе обжига.

Опытные гончары не рекомендуют работать с глиной грязно-черного оттенка. Этого не стоит делать по той простой причине, что органические примеси, которые содержатся в ней, при обжиге будут источать малоприятный запах.

Виды и характеристика

В состав глины входит каолинита, иллит и другие алюмосиликаты, также в ней есть песчаные примеси и карбонаты.

Чистая порода, как правило, серого цвета, распространены также красные, желтые, синие типы глин. По происхождению данный минерал разделяют на подгруппы.

К глинам данного происхождения относятся наилучшие огнеупорные глинистые породы, которые залегают на дне озер. Плюсом данной породы является то, что в ней содержатся все глинистые минералы.

Глинистый материал в природе широко распространен. Глины разделяют на подгруппы зависимо от минерального состава и диаметра частиц, наличия тех или иных примесей.

Красная

Красный оттенок в естественных условиях придают этой разновидности глинистого материала кислородсодержащие соединения – оксиды феррума, они присутствуют в данной разновидности глины в количестве от 4 до 10 %.

Основные характеристики:

  • Красная глина относится к осадочным породам. Она появляется в природных условиях при нанесении водными потоками размытых пластов.
  • Даная разновидность глинистого материала очень пластична, хорошо разминается, ее эластичность обуславливает применение красной глины в качестве материала для скульптурной лепки, керамики и других гончарных изделий.
  • Готовые изделия из красной глины обладают большой прочностью, износостойкостью.
Красная гончарная глина

Белая

Белая глина гончарная встречается достаточно часто, ее залежи не редки. Чаще всего она накапливается в лагунах.

Основные характеристики:

  • Белая глина представляет собой достаточно неоднородную массу, в ней имеются многочисленные включения, примеси, органические остатки.
  • При взаимодействии с водой этот сорт глины приобретает светло-серый цвет, а после обжига эта глина превращается в продукт красивого белого цвета. Белая глина очень эластична.
  • В данном сырье практически нет оксидов железа, поэтому белая глина слегка просвечивается. Ее используют для лепки бытовых предметов, кувшинов, декоративных глиняных статуэток.
  • Изделия из белого глинистого сырья часто покрывают глазурью, выдерживая в печах при высокой температуре.

Керамические массы

Этот материал содержит примеси кальция, что обуславливает его высокую пористость.

Основные характеристики:

  • Керамические массы имеют в своём составе каолинит, иллита, алюмосиликаты, примеси песка, карбоната кальция и натрия.
  • Пористые керамические массы принадлежат к осадочным породам. Они в природных условиях образуется в результате наносов водными потоками частиц разрушенных ископаемых пород.
  • Цвет керамической массы, как правило, серый или белый. Иногда можно встретить зеленоватую керамическую массу. Этот глинистый материал хорошо подвергается обжигу при невысоких температурах.

Особенности приготовления гончарной глины самостоятельно

Перед приготовлением необходимо удалить из глины ненужные примеси такие как песок и мелкие камушки. Очистка сырья для гончарного дела проводится методом отмучивания. Вода в глине может играть связующую роль, она находится в химически связанном состоянии между частицами прослоек. Порода без примесей представляет собой массу с минимальным диаметром частиц. Данный материал очень пластичен.

Приготовить гончарную глину для лепки в домашней мастерской не составит большого труда. Но для производства гончарной глины своими руками нужно запастись терпением. Специалисты рекомендуют разминать глину небольшими кусочками, постепенно добавлять следующие порции. Глина, как и все живые материалы, очень любит тепло рук, поэтому не жалейте своего тепла.

Поиск и добыча

Глина, пригодная для гончарных работ, распространена повсеместно, это естественно, так как она относится к осадочным породам, и является, по сути, измельченными до порошкообразного состояния скальными породами.

  • Залежи глины могут располагаться по берегам рек и озер. Выходы ископаемого на поверхность достаточно многочисленны. Качественная огнеупорная глина и каолин встречаются намного реже.
  • Добыча глины ведется карьерным способом. Карьеры бывают разной глубины. Зачастую в одном месторождении залегает несколько разновидностей глины.
  • Добыча глины производится экскаваторами. Так как залегает она послойно, то срезку лучше проводить пластами различной толщины.
  • Выработку ведут до тех пор, пока техника не достигнет пласта залегания суглинка, после чего экскаваторы направляют в другие места залежей горной породы.
Гончарная глина может располагаться по берегам рек и озер

Измельчение

Глинистый материал имеет слоистое строение, состав и качества глины из различных слоев может быть разным. Для усреднения качества гончарной глины используют процедуру измельчения и другие виды обработки сырья.

Предварительная подготовка улучшает состав и характеристики глины, позволяет повысить качество сырья.

Первым делом необходимо хорошенько высушить глину, дабы она могла легко развестись в воде. После того как она достаточно высохнет ее необходимо раздробить на куски.

Получение шликера

Очистка сырья проводится методом отмучивания. Вода в глине играет связующую роль, она находится в химически связанном состоянии между частицами прослоек.

Шликер – это отмученная жидкая глина, используемая при литье глиняных изделий. Также шликерная масса применяется для соединения частей керамических изделий.

Для получения шликера в большую ёмкость кладут измельченную глину, тщательно разминают комки, удаляют остатки растений, веточки и прочий мусор. При постоянном перемешивании в сырье вливают тоненькой струйкой воду. Производят замес в бадье.

  • Шликер – это разведенная до текучего состояния глина с добавками специальных веществ, способствующих разжижению. Чтоб приготовить шликер, в воду добавляют дефлокулянт и часть пылеобразной глины, после этого смесь интенсивно перемешивают.
  • В полученную суспензию поэтапно вводят оставшуюся сухую глину и воду.
  • Вся сухая глина должна разойтись в воде. После этого процесс приготовления шликера считают завершенным. При смешивании материала с водой образуется масса, похожая на тесто

Фильтрование

Процесс фильтрования и отстаивания проводят так:

  1. После измельчения глину надо положить в достаточно глубокую тару и залить водой. Воды должно быть ровно столько, чтобы после того, как глина в ней разведется, она по плотности была как молоко.
  2. После этого необходимо ждать, пока глина полностью разойдется в воде. Время, которое на это понадобится, зависит от типа глины, который выбрали. После этого глиняную смесь следует тщательно перемешать и оставить в покое на десять минут.
  3. Тяжелые примеси осядут, а глина с водой окажется сверху. Глину, растворенную в воде, нужно аккуратно перелить в другую емкость.
  4. Через некоторое время глина осядет на дно. Процесс может занять от одного до двух часов. Прозрачную воду нужно аккуратно слить.
  5. Мокрую глину нужно переложить в специальную форму для удаления лишней влаги. В качестве формы можно использовать гипсовую емкость или посудину с несколькими слоями газеты на дне. Влажную глину нужно оставить в форме на «дозревание».
Фильтрация гончарной глины

Введение добавок

Добавки вводят для придания материалу различных цветовых оттенков. Разноцветная глина – это материал, который содержит оксиды металлических элементов или пигменты, и представляет собой однородную смесь.

  1. При проникновении в толщу материала пигментов некоторая часть их остаётся во взвешенном состоянии, при этом однородность тона сырья нарушается.
  2. Природные пигменты придают глине тот или иной оттенок, их разделяют на две категории: оксиды металлических элементов и собственно красящие вещества.
  3. Оксиды – это природные компоненты натурального происхождения, образующиеся в толще кары земли. Данные вещества подвергают очистке и тонкому измельчению. Для придания глине той или иной окраски чаще всего используют оксид меди. Это вещество в процессе обжига в результате процесса окисления приобретает зеленоватый оттенок.
  4. Для придания материалу синего оттенка применяют оксиды кобальта. Соединения хрома обеспечивают цвет оливок, а соединения магния и никеля – коричневый и серый соответственно.

Глину после введения добавок тестируют на растрескивание. Из глины с добавками делаются образцы в виде лепешки и небольшого шарика, которые сушат в естественных условиях, а затем испытывают на падение с высоты одного метра. Качественный образец не раскалывается при падении и лепешка из глины не растрескивается.

Нюансы хранения

Готовая глина должна иметь вязкую консистенцию, при разминании в руках материал не должен прилипать к пальцам. Готовую глину следует поместить в полиэтиленовый пакет, дабы она не высыхала.

Хранят готовую гончарную глину в стеклянной, керамической или деревянной таре. Для предотвращения пересыхания рекомендуется обернуть материал несколькими слоями полиэтилена.

1nerudnyi.ru

Как выбрать глину? | Terracotta Ceramics

Это текст для керамистов, обитающих в городских джунглях и не имеющих возможности пойти и выкопать глину у ближайшей речки. Здесь пойдет речь о глине, представленной в керамических магазинах. У глины в магазине есть один большой и очень значительный плюс – она готова к работе (если не продаётся в сухом виде), это, конечно, экономит массу времени. Подготовка глины к работе – просеивание, добавление примесей, высушивние, затворение и вылеживание – это отдельная существенная работа, которая требует много времени и сил и зачастую под силу только мужчинам. Сегодня можно заказать глину для лепки, для работы за гончарным кругом, отливки, и её привезут прямо на дом, а это, согласитесь, удобно.
Так какую глину выбрать для работы среди всего этого разнообразия? Сегодня керамистам доступны сотни различных видов глин. У каждого вида есть свои плюсы и преимущества, поэтому выбор часто затруднителен. Глина в керамических магазинах, как правило, продается в трёх видах: в сухом, в пластичном и в жидком.
Глина в сухом виде удобна для транспортировки, она уже просеяна и очищена, мастер лишь должен добавить нужное количество воды и промешать или промять получившийся состав для литья или лепки. Плюс сухой глины заключается в том, что керамист может сам создать нужную ему массу по консистенции и сразу добавить все нужные примеси. К тому же сухая глина стоит дешевле, чем готовая масса, и многие профессионалы любят совмещать несколько видов глин и создавать свою авторскую массу, которая подходит под специфические требования.
Глина в жидком виде предназначена для литья, она так же называется шликер. Он продается тоже бывает разный в зависимости от состава : фарфоровый, фаянсовый и другие.
Мы же по подробней остановимся на пластичной глинах для лепки руками и работе за гончарным кругом. Такая глина продается в магазинах либо маленькими весовыми кусками, либо большими валюшками по 10-30 кг, которыми покупать глину значительно выгоднее.
При выборе глины, которая подойдет для вашей работы, нужно учитывать множество факторов, первый из которых, это – каким способом вы с глиной будете взаимодействовать и то, какое изделие вы хотите получить в итоге: декоративное, функциональное или скульптурное. Есть ли какие-то особенности в вашей работе, которые можно выполнить только при работе с определённой массой?  
Если вы планируете работать с глиной на гончарном круге или лепить руками, то тогда вам нужна гончарная глина. Производители, как правило указывают, подходит или не подходит конкретная масса для работы за гончарным кругом, потому что не все пластичные массы, увы, хорошо с ним дружат.
Во-вторых вам нужно определиться с цветом массы. Здесь вы только должны согласовать этот вопрос с вашими художественными задачами и будущей работой с цветом. Глины бывают светложгущиеся (от белого до бежевого и желтого), красножгущиеся и темно-коричневые/черные. Цвет глины зависит от состава глины. Окид железа и титана делают глину красного цвета, а оксид марганца придает глине черный цвет. Причем цвет глины до обжига часто не имеет ничего общего с цветом обожженого черепка. Например, всем известная голубая глина после обжига приобретает классический коричнево-красный оттенок. При выборе цвета глины нужно обязательно смотреть пробники на температуру, на которой вы планируете обжигать массу, потому что цвет глины отличается на разной температуре обжига.
Чтобы правильно выбрать цвет глины вам нужно понять, как вы будете декорировать изделие. Если вы планируете пользоваться неглухими глазурями, то тогда вам нужно выбирать светложгущуюся массу, чтобы цвета были более яркими. Матовым глухим глазурям все равно какая под ними глина, если вы хотите делать молочение, то чёрная глина – не ваш выбор, потому что на ней его видно не будет. Постарайтесь плнировать декорирование заранее, чтобы выбрать нужную массу.
В-третьих, при выборе материала вам нужно определиться с температурой обжига вашей глины. Бывают массы широкого спектра обжига, которые можно обжигать от 900 градусов до 1300, а какие-то массы не выдерживают больше 1000 градусов и плавятся. Поэтому вам надо подобрать массу, которую сможет обжечь ваша печь и которая будет подходить вашим глазурям. Внимание, всегда при работе с новыми массами нужно ставить пробники ваших глазурей, а не сразу на радостях красить целое изделие, потому что не все глазури дружат со всеми глинами, нужно проверять не дает ли ваша глазурь на новой массе цека или пузырей, хорошо ли ложится.
Также сегодня в керамических магазинах представлены специальные глины, которые используются для выполнения специальных задач. Например, шамотные массы. Шамот – это мелкая крошка из обоженного черепка, которую добавляют в глину. Шамотная крошка придает глине жаропрочности, она лучше держит форму и делает массу более пористой и более подходящей для лепки больших форм. Шамот бывает разной фракции и продается отдельно, т.е. его можно замешать в нужную вам массу самостоятельно. Из глины с мелким шамотом можно гончарить, это даже приятно, но гончарить с крупным шамотом – это развлечение для экстремалов. Из шамотной глины с крупной крошкой, как правило, лепят большие работы, потому что шамот меньше «ведет», а так же он подходит для создания уличной керамики, так как изделия из шамотной глины более прочные и легче переносят перепады температур.
Фарфоровые , полуфарфоровые массы и фаянс – это белые высокотемпературные массы, которые подходят больше для литья, ручной лепки, отминки по формам, но некоторые мастера отваживаются из них гончарить, несмотря на то, что это очень сложно. Но из этих масс можно сделать такие изделия, которые нельзя сделать из других, более грубых глин, – тонкостенные, легкие, изящные. Работа с этими массами считается высшим пилотажем и ими пользуются уже опытные мастера.
Но на этом разнообразие глин не ограничивается: массы можно окрашивать в разные цвета с помощью пигментов, тогда глина не будет терять нужный вам цвет даже после обжига, с помощью цветных глин можно создавать изделия в технике нерикоми и нерияги.

Перед тем как найти «ту самую», возможно вам перепробовать множество глин разных производителей и видов. Чаще всего мастер пользуется несколькими видами глин, рассчитанными под разные задачи. И многие продвинутые мастера создают глину для себя сами или усовершенствуют готовые массы.

Удачных обжигов!

www.terracottaceramics.ru

секреты и советы по выбору

Глина считается основой для гончарного дела. Смешанная с водой, она создает тестообразную массу, пригодную для последующей обработки. Сырье природного происхождения, имеет отличия в зависимости от мест образования. Один вид можно использовать в чистом виде, другие требуют просеивания и смешивания. В итоге получается глина для керамики – материал, вполне пригодный для изготовления разных изделий.

Виды глины для керамики, их характеристики

Структурно глина состоит из мелких кристаллов, формирующих глинообразующий силикатный минерал – каолинит. В состав глины для керамики входят вода, оксиды кремния и алюминия.

Красная глина

В природе такая глина для изготовления керамических изделий отличается зеленовато-коричневым оттенком, придаваемым оксидом железа, на долю которого приходится от пяти до восьми процентов от общего количества. В процессе термической обработки в зависимости от температурного режима или типа печи глина становится красного либо беловатого цвета. Материал легко разминается, выдерживает нагрев до 1 100 градусов. Сырье отличается большой эластичностью, отлично подходит для моделирования небольших скульптур или для работы с глиняными пластинами.

Белая керамика

Месторождения такого вида встречаются везде. При достаточной увлажненности глина светло-серая, процесс обжина придает ей белый оттенок или цвет слоновой кости. Основные качества материала – эластичность и просвечиваемость, так как в составе отсутствует оксид железа. Применяется для изготовления посуды, кафельной плитки, сантехники, глиняных поделок.

Белая глина для керамики

Разновидность сырья, содержащего повышенное количество белого глинозема – майолика. Обжин ее выполняется при низких температурах, после чего поверхность покрывается глазурью, содержащей олово. Керамика из майолики имеет второе название – фаянсовая, так как впервые использовать этот материал для изготовления посуды стали на заводе по производству фаянсовых изделий.

Глина из песчаника

Этот материал особенно подходит для работ на специальном станке по изготовлению гончарных изделий. В составе имеются суглинок и кремнеземные примеси. Второе название сырья – «горшечная глина». После обжига при температуре, превышающей 1 000 градусов, глина становится более плотной и полностью непроницаемой. Применяют ее для производства посуды и декоративных поделок. Цветовые оттенки разнообразны – сероватый, бежевый, слоновая кость, коричневый.

Глина для производства фарфора

В состав этой глины входят каолин, полевой шпат и кварц. При достаточной увлажненности глина отличается светло-серым оттенком, обжиг при температурном режиме в 1 300 – 1 400 градусов делает ее белой. Сырье отличается эластичностью, работа с таким материалом подразумевает большие технические затраты, по этой причине рекомендуется пользоваться готовыми формами.

Огнеупорная глина

Такой вид глины отличается максимально ценными качествами. Такую породу получают при помощи обжига каолина (глины белой) под воздействием температуры не ниже 1 000 градусов. Термическая обработка придает материалу дополнительную термоустойчивость. Процесс обработки теплом выпаривает из глиняного материала жидкость и различные примеси. В специальной печи глиняной породе придаются свойства прочности камня, который потом измельчается, чтобы получить шамот. Сырье используется в производстве огнеупорного кирпича, для кладки печей и декоративных элементов.

Критерии выбора состава глины для работы

Выбирая керамическую глину, подходящую для работы, необходимо принимать во внимание большое количество факторов:

  • какой способ работы вы будете использовать и что в конечном итоге желаете получить – скульптуру, декоративное украшение или функциональную вещь. Если планируется работа на гончарном круге или ручная лепка, следует останавливаться на гончарном виде;
  • определите, какой оттенок вам необходим. Цвет материала зависит от его составных компонентов. Выбирая подходящий вариант, рекомендуется в обязательном порядке проверять пробники на температурный режим, при котором планируется обжиг, так как оттенок глины может после термической обработки измениться. Чтобы сделать правильный выбор, необходимо заранее спланировать декорирование изделия;
  • перед выбором вида глины для керамики следует определиться, какую температуру вы зададите во время обжига. Есть материалы, которые режим более 1 000 градусов не выдерживают и начинают расплавляться. Отсюда следует, что подбирать необходимо массу, которую можно обжигать в вашей печи.
Выбирать глину для керамики непросто

До того, как вы найдете самый оптимальный вариант, придется перепробовать большое количество видов глин от различных производителей. Опытный мастер предпочитает работать с несколькими видами, предназначенными под разнообразные задачи. Некоторые опытные профессионалы создают подходящую глину своими руками либо усовершенствуют готовое сырье.

Этапы подготовки глины к работе

Чтобы глина стала пригодной для изготовления керамики, ей предстоит пройти несколько этапов подготовки.

Просеивание

Для этого глину необходимо разложить небольшими комочками на настиле из деревянного материала, просушить под солнечными лучами. В зимнее время материал отлично высушивается на морозе, если разложить его под навесом и исключить попадание снега. Подготовка глины в небольших количествах может выполняться в теплом помещении возле печки или батарей отопления. Особенность быстрого высыхания заключается в том, что глина должна быть разделена на небольшие кусочки.

Высохшее сырье пересыпается в деревянный ящик с толстыми стенами, разбивается трамбовкой. Получившуюся пыль просеивают через сито, удаляя камушки, щепки, травинки и крупные песчинки.

Для лепки порошок замешивается по принципу подготовки теста для хлеба, вода подливается небольшими порциями, масса тщательно вымешивается. Некоторую часть глиняного порошка сохраняют в сухом состоянии, если потребуется придать массе густоту, а времени для просушки или выпаривания уже нет. В этом случае порошок досыпается в глиняную массу, вымешивание выполняется повторно.

Отмучивание

На этом этапе глину очищают, она приобретает пластичность и жирность. Такой процедуре чаще всего подвергается низкопластичное глиняное сырье, содержащее большое количество песка. Для отмучивания потребуется высокая посуда, к примеру – ведро.

Часть глины заливается тремя долями воды, оставляется на ночь. Утром содержимое тщательно размешивается, чтобы получился однородный раствор, который оставляют до полного отстаивания. Когда сверху вода посветлеет, ее аккуратно сливают при помощи шланга.

Отмучивание глины для керамики

Для подобной процедуры имеется более удобный способ, придуманный древними мастерами. Для этого используют деревянную кадку, в которой на определенном уровне устроены отверстия, предварительно закрытые пробками.

При отстаивании глиняного раствора в первую очередь дна достигают камушки и тяжелые крупники песка, находящиеся в его составе, потом начинает оседать глина. Осветленную воду постепенно сливают через отверстия, вынимая из них пробки поочередно, пока вся жидкость не стечет.

Для ускорения процесса оседания в глиняный раствор добавляют английскую соль (щепотку на ведро).

После того, как вода слита, жидкую глину вычерпывают, стараясь не задеть нижний слой осадка. Раствор переливается в таз или широкий ящик, выставляется на солнце, чтобы из него быстро испарилась влага. Когда глина начнет подсыхать, ее рекомендуется периодически перемешивать деревянной лопаткой. Материал, ставший напоминать густое тесто и не липнущий к рукам, накрывается полиэтиленом и хранится до применения.

Перебивание

Процедура применяется перед лепкой, чтобы удалить из глины воздушные пузырьки и улучшить однородность. Перебивание считается незаменимым, когда глина на начальных этапах плохо очистилась и содержит мелкие примеси.

Обработка начинается с процесса скатывания колобка, который потом с силой бросают на верстак. Заготовка немного сплющивается, обретает форму каравая. Гончарной струной его разрезают на две части, верхнюю половину срезом снова сильно бросают на стол, так же поступают со второй частью, не переворачивая ее. Склеившиеся половинки снова разрезаются, и процедура бросков выполняется повторно.

Резкой уничтожаются пустотные участки, выталкиваются воздушные пузырьки. От количества разрезов зависит состояние однородности сырья. При такой обработке можно воспользоваться плотницким стругом или большим ножом.

Далее глиняный ком уплотняется, прижимается к поверхности стола, с него срезаются тонкие пластины. Все посторонние примеси, попадающие под лезвие, отбрасываются в сторону. В такой процедуре от тонкости пластин зависит чистота материала и его однородность. Закончив строгание, пластины глины снова собираются в единый ком и уплотняются до монолитного состояния. Процесс пластования повторяется снова.

Перемин

Это заключительный процесс подготовки глины своими руками для изготовления керамики. Берется ком, раскатывается в валик, сгибается и обминается до первоначального состояния. Операции промина повторяются несколько раз в указанной последовательности. В случае, если материал сильной сухой, перед очередным перемином его обильно обдают водяными брызгами.

Особенности хранения

Качественное состояние материала определяется условиями его сохранности. Наиболее высокие требования предъявляют к качеству глины, которая предназначается для изготовления художественных керамических изделий.

Сырье, поступающее на склад, затаривается в мешки и укладывается на высокие поддоны, высота штабелей не должна превышать двух метров. Такие условия укладки необходимы для того, чтобы предотвратить загрязнение исходного сырья. Каждый вид глины и поступившие партии материала должны храниться раздельно, чтобы исключить их перемешивание.

Если нет возможности складировать глину в помещении, ее складывают не бетонных площадках.

При соблюдении всех требований, предъявляемых к хранению и подготовке глиняного сырья к работе, можно получить отличный материал для изготовления керамических изделий.

1nerudnyi.ru

Урок по гончарному делу. Центровка глины и создание цилиндра

Этот мастер-класс посвящён основным принципам работы за гончарным кругом.

Перед началом работы хотелось бы добавить, что в самом конце прикреплён подробный видеоурок по центровке глины и созданию цилиндра.

Начнём!

1) Проминка глины

Перед началом работы глину нужно хорошо промять. Берём комок в левую руку, переворачиваем и одновременно постукиваем ладонью правой руки. Лучше всего сформировать ровный круглый шарик — это позволит быстрее создать изделие уже при работе за гончарным кругом.

2) Приклеивание глины

С силой бросаем комок в центр круга, в случае, если вдруг промахнулись, то глину с лёгкостью можно сдвинуть в необходимое место. Стоит отметить, что диск должен быть сухой, иначе глина плохо прилипнет.

3) Центровка

Для того, чтобы отцентровать комок делаем следующие движения: нижней частью левой ладони создаём усилие от себя, а пальцами правой руки усилие к себе. Тем самым, эти два усилия помогают нам собрать глину в центр.

Очень часто у меня спрашивают зачем, вообще, нужна центровка. Просто без неё не получится ничего делать с глиной, она будет постоянно биться об руки и рано или поздно просто разорвётся. Поэтому так важно научиться делать это правильно. Можно считать, что глина отцентрована, тогда, когда её центр массы движется синхронно с диском и она больше не бьётся об ваши ладони. Мой вам совет: попробуйте закрыть глаза, обнять комок и почувствовать тактильно получилось ли у вас привести его в нужное состояние. Со временем вы начнёте ощущать и понимать глину без глубокого умственного анализа, основываясь на чувствах.

4) Конус

Теперь нам необходимо создать конус. Конус служит дополнительным способом для уплотнения частиц глины, удаления лишнего воздуха и центровки. Также, как и при центровке глины, мы делаем те же самые усилия, только еще и поднимаем массу снизу вверх плавными движениями. В этот момент не забывайте обязательно смачивать глину, поскольку на сухую можно просто сорвать массу. Также стоит делать равномерное давление всеми пальцами, чтобы не образовывать спирали во время вытягивания комка.

Для того, чтобы опустить глину вниз делаем давление левой рукой вниз от себя нижней частью ладони, а правой рукой придерживаем конус, для того, чтобы масса могла равномерно вернуться в прежнее состояние.

5) Создание отверстия

Медленно и плавно прокалываем глину большим или указательным пальцем, создавая отверстие. Обратите внимание, что руки всегда двигаются вместе. По отдельности движения не ровные и ассимитричные. Также внутри глина всегда более сухая и плотная, поэтому отверстие необходимо постоянно смачивать. Пальцы также должны быть направлены немного от себя, в обратном случае сделать вертикальное отверстие довольно сложно. При прокалывании необходимо оставить расстояние до диска, иначе наш цилиндр получится без дна. Многие гончары рекомендуют оставлять 5 или 7 миллиметров, я же оставляю всегда 1 сантиментр, поскольку люблю делать глубокие ножки на своих работах при обтачивании. Если вы не желаете делать ножку, то оставлять такое маленькое расстояние вполне резонно. Часто ученики у меня спрашивают, как определить толщину дна. Это можно сделать с помощью прокалывания дна шилом. Вы увидите отметку на игле. Так как у меня уже не маленький опыт в гончарке я определяю толщину тактильно пальцами.

6) Раздвигание стенок

Способов раздвигать стенки изделия очень много, мне удобнее всего делать это большими пальцами в разные стороны. В этот момент самым главным является касаться кончиками пальцев дна и тянуть стенки, держа руки на одном уровне, иначе донышко получится с буграми. Но, на самом деле, это очень легко исправить, если провести пальцем или губкой от центра дна к краю.

Раздвигать массу можно до тех пор, пока не посчитаете нужным, но нужно оставить запас глины, в обратном случае, нечем будет поднимать стенки.

7) Вытягивание стенок цилиндра

Итак, первое на чём хотелось бы остановится, это то, что Вы держите указательные пальцы правой и левой руки на разных уровнях. Правый палец ниже, а левый выше. Это Вам поможет захватить глину и «гнать волну», как принято говорить у гончаров.

Второе: перед тем, как гнать волну необходимо взять нужное количество массы снизу. Поэтому мы сначала прижимаем правым пальцем глину снаружи внизу, образуя бугор, который потом зажимаем между двумя пальцами и тащим до конца. Очень часто начинающие гончары под конец просто срывают горло изделия, связано это с тем, что происходит резкое движение рук вверх. Поэтому пальцы вверху лучше мягко рассоединять вбок, вовнутрь или вверх без особого давления. В этом деле лучше никогда не торопится, а тянуть глину медленно вверх, даже, возможно, что в несколько этапов, постоянно, подхватывая её в нужном месте.

Также во время вытягивания проверяйте толщину ваших стенок, если где-то получилось тоньше, то снизу подгоните глину в это место и стенка станет равномерной. Возле дна изделие всегда будет толще, чем сверху, поскольку иначе стенка просто не выдержит веса глины и рухнет.

Спасибо за чтение данной статьи. Прикрепляю вам видео, как и обещала в начале. Там я подробно описываю все этапы работы. Думаю, что так всё будет нагляднее для вас!

Вы можете задавать мне любые вопросы в комментариях. Буду рада ответить!

www.livemaster.ru

С чего начинается гончарное дело и где лучше всего взять глину для лепки?

Эта статья будет полезна тем людям, которых интересует гончарное дело Обучение этому ремеслу начинается с выбора глины для работы. Существует три основных пути получения качественной глины. Мы, по очереди, рассмотрим каждый из них.

В первом случае можно приобрести уже подготовленную и упакованную глину в уже готовых брикетах. Обычно в упаковке от 0,5 и до 3 кг глины. Выглядит она как пластилин и бывает разного цвета. В этом, конечно, ее самое большое преимущество. Она продается практически во всех магазинах для рукоделия. После приобретения остается только приступить к работе. После окончания лепки, запечатайте глину, чтоб она не потеряла влагу. Недостаток этого способа получения глины состоит в том, что она достаточно дорогая и много ее не купишь, а соответственно, можно изготовить только небольшие предметы.

Также можно приобрести глину, но только уже в сухом виде, который требует дополнительной обработки. Она ждет вас на прилавках в большинстве хозяйственных магазинах. Упаковки размером от 3 и до 10 кг. Покупать нужно непосредственно «голубую глину» без каких-либо добавок. Если вы привезли домой сухую глину, то ее перед лепкой нужно будет просеять (у некоторых поставщиков встречается глина с примесью песка, камешков), после чего замесить. Кстати, замешивать глину лучше за несколько недель (одна или две) до непосредственно лепки, поэтому на это уйдет определенное количество времени, плюс собственные энергетические затраты. Самый главный плюс данного приобретения глины в том, что она практична в использовании, имеет неограниченный срок хранения и недорогая. Но место хранения глины, должно быть сухим и с хорошей вентиляцией. Учтите, что глина в разных магазинам может отличаться по качеству.

Третий способ получения глины – это ее самостоятельная добыча из природных источников. Искать глину нужно в заброшенных карьерах, склонах холмов, на которых обильно растет мать-и-мачеха, на берегу маленьких водоемов, т.е. место должно быть влажным. Цвет нужной вам глины будет голубого или зеленого оттенка. Пере тем, как набирать ее в мешок и везти домой, проверьте ее качество. Для это вам пригодится кислота и вода. Намочите глину небольшим количеством воды, а затем разотрите ее (после надавливания на нее должен оставаться своеобразный блестящий след). Для лепки глина нужна жирная и пластичная. Ее пластичность можно проверить следующим образом. Смочите небольшим количеством воды, скатайте «колбаску» и соедините два конца. На глиняном кольце не должно быть никаких разрывов и больших трещин. Если смочить глину кислотой, то «скипания» быть также не должно. Некоторые качества глины можно обнаружить не в полевых условиях, а только после обжигания.

Ключевые слова: С чего начинается гончарное дело,где лучше всего взять глину для лепки,качества глины,как проверить глину в полевых условиях,гончарное дело Обучение,срок хранения,голубая глина,гончарное дело Обучение

md-eksperiment.org

Где взять глину. Изделия из керамики

Где взять глину

Глина, глина… А что это такое и где ее берут?

Глину для нас заготовила природа. Это обломочная горная порода, состоящая из мельчайших частичек и чешуек глинозема (окиси алюминия), кремнезема (окиси кремния) и воды.

Но где искать нужную глину? Проще всего купить в специализированных магазинах. Если у вас такой возможности нет, попробуйте заготовить ее сами.

Обнаружить глину можно везде. Особенно ее много там, где в доисторические времена проходили ледники. В местностях с глинистой почвой она залегает сразу под слоем земли. На склонах оврагов, карьеров, на обрывистых берегах рек пласты глины часто выходят на поверхность. В городах это нередко можно увидеть во время рытья канав, котлованов при строительстве метро. Жирная, пластичная глина встречается в низинах с повышенной влажностью. Примечательно, что в таких местах в изобилии растут травы, подобные белокопытнику и мать-и-мачехе.

Разные глины отличаются по свойствам. Глина из каждой местности, как новый человек – со своим характером, внешностью, привычками, достоинствами и недостатками. И как с человеком, с ней надо уметь ладить. Существует множество классификаций глин, например, по времени их образования, то есть по геологическому возрасту (юрская, силурийская и т. д.), по содержанию в них органических остатков (орнатовая, спондилусовая), по техническому применению (горшечная, кирпичная). Наконец, по минеральному составу (кварцевая и т. д.), а также по химическому. На территории Украины встречается целый ряд разновидностей глин.

Каолин – самая свободная от примесей глина. Она светлая, вплоть до белой. Именно эта глина стала основой производства в Китае первого фарфора. В Украине она встречается в Киевской, Днепропетровской, Луганской областях.

Сланцевые глины. Их темно-серый или даже черный цвет обусловлен примесью углеродных соединений. Они отличаются слоистостью, что объясняется древностью породы и долгим нахождением под давлением вышележащих горных массивов. В качестве примесей здесь иногда присутствуют листочки слюды, песок, иголочки роговой обманки, серный колчедан, железный блеск и многие другие минералы. Это полугончарная глина, но для изготовления керамической посуды небольших размеров она вполне пригодна и может также использоваться как добавка к другим глинам. Она имеет после обжига очень плотную структуру и не пропускает воду, что очень важно в керамическом производстве. Именно после обжига при температуре 750–790 °C эта глина приобретает светло-желтый цвет. Из нее также изготовляют кирпич. Залегает она на значительной глубине.

Гончарные глины. Это довольно пластичные глины различного цвета, от светло-желтого до темно-коричневого. Их можно использовать для ручной лепки и работы на гончарном кругу. В такой глине достаточно много примесей, которые придают ей цвет и пластичность. При обжиге требуется температура ниже 1000 °C.

Охра. Наличие в коллоидном растворе большого количества гидрата окиси железа придает этой глине желто-бурый цвет.

Мергель, мергелевая глина, или лесс. В материале преобладает известь, что хорошо подходит для производства цемента, но не для гончарных работ.

Суглинок – жесткий, сухой и не пригодный для работ материал, содержащий значительные примеси кремнезема.

Глей – глина, перенасыщенная слюдой и смолой. Для гончарных работ непригодна.

Ознакомившись с некоторыми особенностями и свойствами глины, можно отправляться на поиски ее залежей. К слову, количество глины в одном месторождении, как правило, прямо пропорционально количеству примесей в ней. Более всего распространен мергель и суглинок, менее всего – каолин.

Обнаружив слой глины, попробуем определить, подходит ли она для лепки. Разомните в руках небольшой кусочек влажной глины и скатайте из него колбаску толщиной в палец. Потом попробуйте согнуть из этой колбаски колечко. Если на колечке не образовалось трещин – это жирная глина (рис. 2).

Рис. 2.

На ощупь она мягкая и очень пластичная. Из нее хорошо лепить бижутерию, мелкую пластику. Но для изделий покрупнее она не годится: при сушке и обжиге изделия коробятся, на них образуются трещины. Такую глину можно улучшить – добавить отощающие добавки – промытый песок, измельченный бой керамических изделий.

В центре рисунка изображено колечко из глины средней жирности. Трещин на колечке образовалось совсем мало. Эта глина не липнет к рукам, легко лепится и годится для любой работы. В ней содержится примерно 10–15 % песка.

Глина, в которой содержится более 15 % песка, называется тощей. Колечко из тощей глины изображено на рисунке справа. Видите, как оно потрескалось? Трещин тем больше, чем больше песка. И такую глину можно исправить с помощью отмучивания. Но это довольно трудоемкий процесс, так что лучше поискать более подходящую глину.

Цвет «живой», не обожженной глины обманчив.

Она может быть сине-зеленой, как, например, кембрийская, а после обжига станет кирпично-красной и т. д. Если вы хотите определить, какого цвета будет ваша глина после обжига, устройте эксперимент. Из небольшого куска глины скатайте шарик и после тщательной сушки обожгите его в печи. По цвету черепка (так называется неглазурованное керамическое изделие) глины делятся на беложгущиеся (к ним относится каолин – сырье для изготовления фарфора и фаянса), светложгущиеся (приобретают после обжига светло-серый, светло-желтый и светло-розовый цвет) и красножгущиеся (становятся красными, коричневыми, фиолетово-коричневыми).

Рано или поздно вы найдете необходимое сырье и захотите сразу же приступить к работе. Но не торопитесь! Переложить глину из карьера на ваш рабочий стол – не самый лучший путь к достижению мастерства. Изделие почти наверняка получится хуже, чем могло быть. Но и вы сами устанете от работы с неподготовленным материалом.

Что же нужно делать с выкопанной из карьера глиной? Как подготовить ее к работе?

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

diy.wikireading.ru

Как подготовить гончарную глину к работе

 Даже если вы приобрели чистую глину, которая, по вашему мнению, пригодна для изготовления изделия, все же следует выполнить некоторые приготовления, чтобы получить лучший результат.

  1. Процесс высушивания.

    Добытую вами глину необходимо предварительно разделить на несколько кусков и подсушить. Эта процедура отнимет немало вашего времени, но это все меньше, чем выдерживание глиняной массы в течение 30 - 100 лет по методике древних китайцев.

  2. Процесс затворения.

    Как только глина высохла, ее необходимо «затворить», то есть в переводе обдать горячей водой, залить полностью, чтобы на поверхности были видны лишь некоторая часть материала. Глина должна набухнуть, после чего выньте глину из воды и выложите ее на столе, укрытом грубой тканью или холстом. Теперь нужно немного подождать, как только глиняная масса скинет лишнюю воду и будет готова к работе (можно сильно переминать в руках) принимайтесь к изготовлению необходимой формы.

  3. Процесс переминания и вылеживания.

    Затворенная масса глины должна быть подвергнута сильному переминанию вручную, если сможете пропустить сквозь сито, это будет очень хорошо. Глину переминаете второй раз, берете полиэтиленовый мешочек и складываете в него эту массу, а мешочек с глиняной массой упаковываете в бочонок, плотно накрыв крышкой, и оставляете ее на несколько суток в покое (перед началом работы). Это делается для того, чтобы глина имела возможность вымокнуть «до нитки», поэтому и требуется не один день. Если эту процедуру не произвести, то при работе с данной глиной на гончарном круге, когда будет непосредственно формовать изделие, глиняная масса даст нежелательные трещины в самом широком месте сосуда. Всем понятно, что проблема возникает из-за недостаточности промокания глины – частички, оставшиеся сухими, слабо удерживают друг друга. Если вы планируете начать работу более чем через несколько суток, ничего страшного, она может храниться в таком состоянии довольно долго. Перед тем, как приступить к процессу производства изделия из глины, необходимо еще раз проверить глину на пластичность – перемять ее, разорвав на два куска и с силой соединив обратно. В таком случае вы освободите глину от образовавшегося воздуха, который может навредить вашему новому изделию.

 Если вы не станете переминать глиняную массу перед началом работы, то может случиться так, что когда вы поставите изделие на обжиг в печь, то оно просто разорвется, потому что воздух при нагревании имеет свойство расширяться более сильно, нежели глина. Поэтому не поленитесь и сделайте эту процедуру переминания несколько раз.

goncharnoedelo.ru

Где взять глину

Глина, глина… А что это такое и где ее берут? Глину для нас заготовила природа. Это обломочная порода гор, состоящая из мельчайших чешуек и частичек глинозема (окиси алюминия), кремнезема (окиси кремния) и воды.

Где взять глину

Проще всего купить в специализированных магазинах. Если у вас такой возможности нет, попробуйте заготовить ее сами. Обнаружить глину можно везде. Особенно ее много там, где в доисторические времена проходили ледники. В местностях с глинистой почвой она залегает сразу под слоем земли. На склонах оврагов, карьеров, на обрывистых берегах рек пласты глины часто выходят на поверхность. В городах это нередко можно увидеть во время рытья канав, котлованов при строительстве метро. Жирная, пластичная глина встречается в низинах с повышенной влажностью. Примечательно, что в таких местах в изобилии произрастают травы, типа белокопытник и мать-и-мачеха. Разные типы глины отличаются по свойствам.

Глина из каждой местности, как новый человек — со своим характером, внешностью, привычками, достоинствами и недостатками. И как с человеком, с ней надо уметь ладить. Классификация глин очень обширная, например, по геологическому возрасту, то есть по времени их образования (силурийская, юрская,  и т. д.), по содержанию в них органических остатков (спондилусовая, орнатовая), по техническому применению (кирпичная, горшечная ). Еще и, по минеральному составу (например кварцевая и т. д.), а также по химическому.

На территории Украины встречается целый ряд разновидностей глин. Каолин — считается самой свободной от примесей глина. Она светлая, вплоть до белой. Именно эта глина положила основу производства первого фарфора в Китае. В Украине она встречается в Киевской, Днепропетровской, Луганской областях.

Сланцевые глины. Их темно-серый или же черный цвет обусловлен примесью углеродных соединений. Они отличаются слоистостью, за счет древесной породы и долгого нахождения под давлением вышележащих горных массивов. В качестве примесей здесь иногда присутствуют листочки слюды, песок, серный колчедан, иголочки роговой обманки, железный блеск и мн. др. минералы. Это полугончарная глина, но для изготовления керамической посуды небольших размеров она вполне пригодна и может также использоваться как добавка к другим глинам. Она имеет после обжига очень плотную структуру и не пропускает воду, что очень важно в керамическом производстве. Именно после обжига при температуре 750—790 °С эта глина приобретает светло-желтый цвет. Из нее также изготовляют кирпич. Залегает она на значительной глубине.

Гончарные глины. Это довольно пластичные глины различного цвета, от светло-желтого до темно-коричневого. Их можно использовать для ручной лепки и работы на гончарном кругу. В такой глине достаточно много примесей, которые придают ей цвет и пластичность. При обжиге требуется температура ниже 1000 °G.

Охра. Глина имеет желто-бурый цвет, за счет наличия в коллоидном растворе достаточно большого количества гидрата окиси железа.

Мергель, мергелевая глина, или лесс. В материале преобладает известь, поэтому для гончарных работ она не пригодна, но для производства цемента хорошо подходит.

Суглинок — жесткий, сухой и не пригодный для работ материал, содержащий значительные примеси кремнезема.

Глей — глина, перенасыщенная слюдой и смолой. Для гончарных работ непригодна.

Где взять глину — идем дальше

Ознакомившись с некоторыми особенностями и свойствами глины, можно смело идти на ее поиски. Кстати, количество глины в одном месторождении, обычно, прямо пропорционально количеству примесей в ней. Больше распространен суглинок и мергель, менее всего — каолин.

Обнаружив слой глины, попробуем определить, подходит ли она для лепки. Разомните в руках небольшой кусочек влажной глины и скатайте из него колбаску толщиной в палец. Потом попробуйте согнуть из этой колбаски колечко. Если на колечке не образовалось трещин — это жирная глина. На ощупь она мягкая и очень пластичная. Из нее хорошо лепить бижутерию, мелкую пластику. Но для изделий покрупнее она не годится: при сушке и обжиге изделия коробятся, на них образуются трещины. Такую глину можно улучшить — добавить отощающие добавки — промытый песок, измельченный бой керамических изделий.

Глина, в которой содержится более 5% песка, называется тощей. Трещин тем больше, чем больше песка. И такую глину можно исправить с помощью отмучивания. Но это довольно трудоемкий процесс, так что лучше поискать более подходящую глину. Цвет «живой», не обожженной глины обманчив. Она может быть сине-зеленой, как, например, кембрийская, а после обжига станет кирпично-красной и т. д.

Если, вы хотите определить, какого цвета будет ваша глина после обжига, устройте эксперимент. Из небольшого куска глины скатайте шарик и после тщательной сушки обожгите его в печи.

Рано или поздно вы ответите на вопрос где взять глину и найдете необходимое сырь. После чего захотите сразу же приступить к работе с ней. Но торопиться в этом деле не стоит! Положить добытую глину из карьера на рабочее место, не лучший вариант. Изделие выйдет гораздо хуже, чем может получиться у мастера гончара. Да и сами вы устанете от работы с неподготовленной глиной. Что нужно делать с выкопанной из карьера глиной? Как подготовить ее к работе? Читаем в следующей статье — здесь.

keramoblog.com

заготавливаем глину своими руками » ИА "РУСНОРД"

Глина — это природный материал осадочного происхождения, который отличается высокой пластичностью. Состоит она из глинистых минералов (монтмориллонит, каолинит и т. д.). Часто материал включает в себя вкрапления силикатных и карбонатных частиц. Главный источник глины — наносы на дне пресных водоёмов.

Для гончарного дела подходят самые разные типы глинистых пород. Главное — правильно их подготовить. Проще всего закупить готовую глину в специализированном магазине или напрямую от производителя. Но, если такой возможности у вас нет, не отчаивайтесь: пригодным для лепки можно сделать практически любой материал.

Где брать глину?

Хорошая глина для лепки должна быть, прежде всего, мягкой, податливой и не засорённой крупными вкраплениями щепы и мусора. Поэтому брать материал лучше не на поверхности выработки, а на глубине 20–40 см. В некоторых случаях этот показатель может опуститься и до 70–100 см.

Прежде чем набирать глиняное тесто в ведро или короб, обязательно оцените его пластичность. Для этого нужно взять в руки небольшой комочек материала, помять его в ладонях и скатать в жгут толщиной около 2 см. После этого необходимо сложить заготовку вдвое и осмотреть место сгиба. Если на жгуте появились разрывы, значит, в составе глины не менее 10–15% песка. Для гончарных работ такую смесь лучше не использовать.

Две технологии очистки

Чтобы сделать глину пригодной для гончарного круга, нужно её очистить. Сделать это можно одним из следующих способов:

  • просеять. Перед просеиванием материал необходимо хорошо просушить, выложив на ровный деревянный настил. Летом глину сушат на солнце, поздней осенью и зимой — на морозе под крышей или навесом. Подойдёт для сушки и обычная батарея. Высушенные комья пересыпают в ящик и разбивают трамбовкой, после чего просеивают через сито для удаления мелких камешков, веток и травы. Воду к глиняному порошку добавляют непосредственно перед лепкой;
  • отмучить. Как правило, метод используется для пород с высоким содержанием песка. Комья глины помещаются в высокую ёмкость и заливаются водой в процентном соотношении 1 к 3. Через сутки материал нужно хорошо перемешать и снова оставить на 18–20 часов. Процедуру необходимо повторять до тех пор, пока вода не приобретёт светлый осадок. Затем лишняя жидкость сливается, а глина из ведра аккуратно перекладывается в чистый таз или поддон.

Методом отмучивания широко пользуются японские гончары. Очищенную таким способом глину необходимо подсушить на солнце и, когда она перестанет липнуть к рукам, закрыть тканью и плотной плёнкой. Это поможет избежать пересушки и растрескивания глиняного теста.

 

 

 

 

rusnord.ru

Свойства и разновидности глин и керамических масс. Пластичность, усадка, дисперсность

Главная > Уроки > Глина > Свойства и разновидности глин и керамических масс. Пластичность, усадка, дисперсность

Глины бывают разные — черные, белые, красные, но всем одинаково хочется… стать посудой) Или, хотя бы, цветочным горшком!

На просторах нашей необъятной Родины, а тем более по всему миру можно найти сырье для производства керамики практически на любой вкус и цвет. (Кстати говоря, на нашем форуме есть карта месторождений глин, в создании которой может поучаствовать каждый желающий). И как правило, там, где есть месторождение хорошей глины, существовал или еще поныне здравствует какой-нибудь керамический промысел. Например, Филимоновская игрушка, Скопинская керамика, Гжель и другие. А что же значит «хорошая глина»? Давайте разбираться.

У глины есть несколько основных свойств, которые определяют их пригодность для лепки или формовки на гончарном круге, а также для других процессов.

Первое свойство — это пластичность. Глины по этому свойству могут разделяться на сверхпластичные (или связующие), пластичные (жирные), тощие и непластичные. Самый высокий показатель пластичности у бентонитовых глин — из них очень сложно лепить и тем более выкручивать на гончарном круге — изделие просто не может держать форму и сваливается. Бентонит очень сильно набухает при затворении его водой, что очень полезно для добавления в глазури, но для лепки масса получается чрезмерно «водянистой». Тощими глинами являются суглинки, в которых содержится очень большое количество песка. Как правило, суглинки являются красножгущимися, и их часто используют для производства кирпича.

Простой способ определить пластичность глины — это скатать жгутики примерно 1см в диаметре и согнуть их дугой. Тощая глина будет ломаться, сверхпластичная будет совершенно гладкой, а средней пластичности — с небольшими трещинками.

Всеми известные голубые (кембрийские) глины, например Никольского месторождения под Санкт-Петербургом, не столь пластичны, как бентонитовые, и очень хорошо подходят для ручной лепки. Найти такую глину можно практически в любом магазине для творчества — одно из наиболее частых названий «Голубая волшебница». Продается она либо в готовом виде, либо в порошке. После обжига такая глина имеет приятный красновато-кремовый оттенок.

Подобного рода глины встречаются повсеместно — например, в Самарской области — это карьеры рядом с поселком Образцовый, рядом с селом Валы, а также рядом с городом Отрадный. К сожалению, глина здесь загрязнена инородными включениями — кусочками кварца и извести, которые при обжиге (а иногда и значительно позже) выстреливают, и на поверхности остаются некрасивые ямки. Чтобы этого не происходило, глину распускают до жидкого состояния, затем просеивают через сито или

goncharnoe-delo.ru

По выпускаемой продукции - Где брать гончарную глину?

Самое простое – купить! А для тренировки, пока вы не обжигаете свои изделия, можете использовать глину со своего земельного участка. Но готовить глину самостоятельно – так муторно (но сладостно приятно – все сделано своими руками!!). Лучше брать чистые, жирные на ощупь куски глины, без включений. Наливаем полведра горячей (сколько руки терпят) воды - при высоких температурах глина гораздо быстрее распускается в воде. Теперь необходимо ваши комки глины растворить в воде. Для этого чем меньше частицы для растворения – тем быстрее идет процесс растворения. Можно строгать ножом, на терке, шинковке – попробуйте все и выберите для себя самое удобное! Постепенно, от растворения глины, вода будет густеть. Оптимальная консистенция – магазинная сметана! Массу можно перемешивать палочкой до максимальной однородности. Теперь получившийся раствор (шликер) необходимо профильтровать. Берете обычное домашнее сито (чем меньше отверстия – тем лучше!) – и вперед! Но вы быстро убедитесь – шликер не очень хорошо проходит через сито – жирные комочки глины быстро забивают отверстия! Моя тонкость: я опускаю сито в другое ведро с профильтрованным шликером так, чтобы оно на 1/3 было в растворе и перетираю массу в сите то опуская то приподнимая сито - работает как насос! Или отжимаю через три слоя женских колготок - вложенных друг в друга. Заливаете в них шликер - и этот ком, как вымя, вдумчиво отжимаете! Остаток - органические включения, крупный песок - выбрасываете, колготки промываете. Сушка - на брезенте или в гипсовых емкостях.

Да, все работы с подготовкой глины очень грязные – поэтому заранее примите меры !

- Бракованное изделие я срезаю с планшайбы и откладываю на отдельную фанерку. Через два-четыре часа, когда брак немного подсохнет, на этой же фанере проминаю его как тесто и формую круглый ком. Сбиваю его. Хранить в герметичном п/этиленовом пакете.

- Шликер (при работе на круге обычно накапливается в нижнем тазике и после промывки столешницы круга..) лучше сливать в гипсовую или бетонную емкость, ставить в теплом месте. Периодически (раз-два в сутки) помешивать. Когда будет консистенция пластилина - шпателем достать, выложить на фанерку и на ней промять. Не допускать попадания в массу сухих частиц со стенок сосуда -будут неоднородные включения, потом вылезут при формовке..

- Шликер можно тонким слоем разлить на брезенте, положенном на бетонной плите, полу. Бетон работает как губка, а брезент - фильтр. С брезента подсохшая масса соскребается пластиковой или деревянной дощечкой. Потом проминается и сбивается в круглый ком. Почему круглый ком - в нем легче получить и сохранить однородность массы.

- Шликер не стоит долгое время хранить в металлической или пластиковой таре - появится очень неприятный запах сероводорода, так как в глине присутствует органическая масса.

Степень готовности глины к формовке проверяется просто: глина должна быть максимально пластичной, но при этом не липнуть к рукам. Если помять ком в руках, то на руках должен остаться только темный след от глины! Если глина липнет к рукам, при отлипе остаются массивы глины - то она сыровата. Достаточно оставить ее на час-два открытой, потом опять помять - проверить.

Если глина суховата - ее трудно центровать, и соответственно - формовать..

Для ее увлажнения - просто заверните в просторную мокрую тряпку и положите в п/этиленовый пакет. На следующий день извлеките, промните ком. Если глина не взяла воду - повторите..

Для увлажнения большого куска сухой глины:
- Можно разбить на куски поменьше, и замочить в горячей воде. Примерно через час надо проверить состояние кусков. Если они взяли воду и проминаются - то достать, обернуть сухой тряпкой и в ней один раз промять. Потом достать из тряпки и промять как обычный ком.

- Можно перетереть на металлической терке (или на большой шинковке) в широкий пластиковый таз с теплой водой. Тереть глину и перемешивать массу до однородности. Как только будет густая консистенция - выложить на фанеру для подсушки и промять до готовности.

А вообще, надо остановиться на каком то одном способе..

При сушке готовых изделий не форсируйте этот процесс!! - сушить 6-10 дней при температуре 18-20 градусов в помещении без сквозняков - иначе неизбежны внутренние напряжения в глине, и как следствие - разрыв при обжиге!

Основные преимущества гончарных кругов Профи-Макс

www.g-hands.ru


Смотрите также