Как выбрать кафедру в институте


Как выбрать факультет при поступлении в ВУЗ

Как выбрать факультет

Молодым людям, которые окончили школу, необходимо определиться с тем, чем они будут заниматься в будущем. Выбранная в юном возрасте стезя во многом определяет будущую жизнь. Каждый из них может стать успешным врачом или юристом, учителем или экономистом. Выбор будущей профессии – это серьёзный шаг, требующий максимальной концентрации. Часто, молодым людям нужно срочно определиться с ВУЗом, но они еще не приняли окончательное решение. Обычно, в таких ситуациях выпускники начинают паниковать и бросаться из крайности в крайность, ведь большинство их сверстников уже определились с ВУЗом и подали документы. Для того чтобы такое не допустить, необходимо соблюдать несколько условий.  

Первое и наиболее важное правило – заранее определиться с ВУЗом, в котором вы будете проходить обучение. Желательно сделать выбор еще до окончания 10 класса, чтобы весь будущий учебный год посвятить подготовки к освоению будущей профессии. Как показывает практика, студенты, которые заранее определились со специальностью, демонстрируют более высокие показатели в учёбе, чем те, кто принимал решение в последний момент.

Выбирая факультет, необходимо учитывать то, что для каждой специальности необходимо сдавать определённые государственные экзамены в школе. От их результатов во многом зависит успешность поступления в ВУЗ. Поэтому, ученики, которые заранее определились с будущей профессией, имеют возможность выбрать правильные дисциплины для сдачи. В первые годы, после внедрения государственного экзамена, у многих школьников возникали проблемы с выбором предметов и их сдачей. Но теперь ситуация заметно улучшилась, так как большинство ВУЗов идут навстречу школам и открывают курсы подготовки абитуриентов к ЕГЭ. Школьники, которые посещают эти курсы, имеют возможность получить качественные знания и ознакомиться с процессом студенческой подготовки. Многие учителя отмечают, что школьники, которые проходили дополнительную подготовку в ВУЗах, намного успешнее сдают государственные экзамены. Поэтому, можно смело заявить, что курсы подготовки – это прекрасная возможность повысить уровень знаний и увеличить свои шансы на успешную сдачу ЕГЭ.

Второе важное правило – выбирая факультет, абитуриент должен отталкиваться от своих личностных характеристик и предпочтений. Если говорить простым языком, то выпускнику нужно руководствоваться своими потребностями и желаниями. Но это вовсе не означает, что он должен принимать решение самостоятельно. Как показывает практика, лучше других абитуриентов направляют в нужное русло их бывшие классные руководители. Также выпускнику необходимо посоветоваться со своими родителями, которым предстоит оказывать материальную поддержку учащемуся. Если абитуриент самостоятельно уже определился с ВУЗом, но у его родителей нет возможности оплачивать такую учёбу, ему необходимо пересмотреть своё решение.

Желательно заранее выбрать несколько факультетов и посетить учебные заведения, в которых они доступны. Практически каждый ВУЗ проводит дни открытых дверей, в рамках которых каждый абитуриент имеет возможность ознакомиться с процессом обучения, требованиями к студентам и преподавателями. Подобные мероприятия позволяют выпускникам лучше понять, что такое студенческая жизнь и осознать все её преимущества и недостатки.

Выбор профессии выпускником

Нынешние выпускники, часто, при выборе будущей профессии, отталкиваются от модных тенденций. Например, сейчас большим спросом пользуются факультеты, выпускающиеся менеджеров, юристов и руководителей разных уровней. Проблема большинства абитуриентов заключается в том, что они не до конца понимают специфику модных профессий. Они подают документы на такие специальности, чтобы в будущем получить высокооплачиваемую работу. Но, в процессе обучения, студенты, поддавшиеся модным веяниям, понимают, что они не получают удовольствия от учёбы и начинают задумываться о прекращении посещения занятий. В конечном итоге, большинство из них покидают ВУЗ, потеряв при этом драгоценное время.

Учитывая большое количество ВУЗов по всей стране, каждый может выбрать именно ту специальность, которая будет его полностью удовлетворять. Большинство из тех, кто утверждает, что не может определиться с выбором факультета, даже не пытались вникнуть в разнообразие предложений.

Очень часто абитуриенты пытаются идти по стопам своих родителей. Например, отец стал успешным стоматологом, и его сын также поступает на медицинский, не думая при этом, что этот выбор противоречит его собственным предпочтениям. Стоит отметить, что цена таких ошибочных решений очень высокая, поэтому важно еще в юношестве сделать правильный выбор, касательно будущей профессии.

Итак, мы рассмотрели несколько рекомендаций, применение которых поможет быстрее определиться с будущей профессией. Напомним, что абитуриентам в первую очередь необходимо отталкиваться от своих желаний и предпочтений, при этом, не забывая про наставления родителей, а также учителей.            

xn--d1acynfdde.xn--p1ai

Декан, доцент, куратор, методист — кто все эти люди? Ликбез для первокурсника

Первые недели учёбы в вузе для первокурсников проходят под знаком смущения и растерянности. Кто такой куратор, методист, декан? Адукар готов заранее объяснить будущим студентам все непонятные слова. А начнём мы, пожалуй, с самого простого — с людей. Чтобы избежать неловких ситуаций.

Студент — учащийся вуза.

Первокурсник («первач») — студент I-го курса. Администрация вуза твердит о том, что первокурсника от студента отделяет боевое крещение в виде первой сессии. Так оно и есть!

Одногруппник — студент из твоей группы. Как правило, он учится на твоей специальности, но бывает и так, что в одну группу объединяют ребят со смежными специальностями (если набор на каждую из них был небольшой). Иногда одногруппники оказываются и соседями по комнате в общежитии, так что на ближайшие годы вы разделите тяготы и радости студенческой жизни.

Однокурсник, сокурсник — студент, который учится с тобой на одном курсе. С однокурсниками ты сможешь познакомиться на поточных лекциях, когда один предмет читается нескольким группам. У сокурсника всегда можно разведать, как тот или иной преподаватель принимает экзамены и зачёты.

Староста — это студент, который является формальной главой группы. Обычно человека на эту должность выбирают уже на первом собрании группы. У старосты группы есть свои обязанности и привилегии.

Пожалуй, больше всего сложностей вызывают названия должностей работников вуза, а также степеней и званий преподавателей. Поясняем:

Ректор — это руководитель высшего учебного заведения. Ректора обязательно нужно знать в лицо.

Проректор — заместитель ректора. Как правило, в крупных вузах есть первый проректор и множество других, специализирующихся уже на более узких вопросах: учебная работа, международное сотрудничество, идеологическая работа, спорт и т. д.

Декан — возглавляет факультет, руководит учебной, воспитательной и научной работой. Знать его имя и писать без ошибок — твой долг: все прошения и ходатайства на уровне факультета отправляются на его имя.

Заместитель декана по учебной работе — отвечает за успеваемость на факультете: учебный процесс, экзамены, зачёты, научная жизнь — его вотчина. Хочешь уехать домой посреди учебной недели — идёшь к нему.

Заместитель декана по воспитательной работе — держит руку на пульсе культурной жизни факультета. Есть идеи, как весело организовать какое-нибудь мероприятие? Обращайся к нему.

Заведующий кафедрой — руководит кафедрой на факультете. Если факультет — это отделение высшего учебного заведения, где преподаются научные дисциплины какой-либо одной отрасли знаний, то кафедра — это структурное подразделение вуза, которое осуществляет подготовку в рамках определённой специализации.

К примеру, на стоматологическом факультете БГМУ есть 14 кафедр, среди которых — кафедра ортодонтии, кафедра челюстно-лицевой хирургии, кафедра болезней уха, горла, носа и др.

Куратор — преподаватель, которого закрепляют за группой, как классного руководителя в школе. Он в курсе учебной, общественной, творческой и порой даже личной жизни каждого студента группы. Не удивляйся, если куратор приедет к тебе на чай в общежитие: в его обязанностях следить за условиями проживания своих подопечных.

Лаборант — научно-технический сотрудник, подчиняется заведующему кафедрой или лабораторией. Подготавливает приборы, препараты, оборудование, наглядные материалы для лабораторных, семинаров или к проведению экспериментов. С лаборантами лучше дружить, ведь они — источник информации о преподавателях (как они спрашивают на зачётах и экзаменах, на чём любят подловить, как к ним найти подход, где искать преподавателя, когда он будет не на кафедре и т. д.).

Методист — специалист, который занимается составлением учебных программ, а также ведёт документацию по учебной работе. В его компетенцию входит, к примеру, составление расписания и учёт сессии. Хороший методист — счастье для факультета. Обычно студент приходит к нему в нескольких случаях: взять справку с места учёбы или разобраться с расписанием занятий.

Ассистент — начальная преподавательская должность в вузах. Обычно её занимают аспиранты. Ассистент проводит семинарские и практические занятия, помогает принимать зачёт или экзамен.

Преподаватель — преподавательская должность в вузах, которая занимает промежуточное положение между ассистентом и старшим преподавателем. На этого специалиста возлагается проведение семинарских и лабораторных занятий. Как правило, на данную должность назначаются педагоги без учёной степени с опытом работы.

Старший преподаватель — преподавательская должность в вузах, которая занимает промежуточное положение между преподавателем и доцентом. Старшие преподаватели могут самостоятельно читать курсы лекций и принимать зачёты и экзамены. Как правило, ими становятся преподаватели, не имеющие учёной степени, но имеющие достаточный опыт работы (обычно не менее трёх лет).

Доцент — учёное звание преподавателей высших учебных заведений, выполняющих функцию университетских лекторов; должность в высших учебных заведениях.

Кандидат наук — учёная степень первой ступени. Звание кандидата наук может назначаться с указанием специализации (кандидат экономических наук).

Доктор наук — учёная степень второй, высшей ступени (после кандидата наук). Звание доктора наук может назначаться с указанием специализации (доктор экономических наук).

Профессор — учёное звание научно-педагогического работника высшего учебного заведения.

Академик — звание действительного члена организации учёных — академии наук, высшее учёное звание.

***

Если материал был для тебя полезен, не забудь поставить «мне нравится» в наших соцсетях ВКонтакте, Instagram, Facebook, ASKfm и поделись постом с друзьями. А мы сделаем ещё больше материалов, которые пригодятся тебе для учёбы.

Перепечатка материалов с сайта adukar.by возможна только с письменного разрешения редакции. [email protected]

adukar.by

Как выбрать вуз по специальности? Самая понятная инструкция

В 11 классе я понятия не имел, куда идти, как выбрать вуз по специальности. ЕГЭ определял рандомом, направление и вуз — с помощью монетки. Знакомо? Сегодня попробуем решить эту проблему.

Как выбрать университет, если вы не знаете название своей будущей профессии? Куда бежать и кого расспрашивать? Вот самая простая инструкция, как найти вуз своей мечты, используя только Интернет. 

Учим язык вуза

Для начала стоит разобраться в терминологии. 10 минут на это скучное занятие — и ваши годы в вузе будут продуктивными и счастливыми.

В вузе есть факультеты, кафедры, направления подготовки, специальности, профили и программы. Что это значит?

Например, на историческом факультете МГУ работают 18 кафедр
  1. Факультет — структура, которая обучает студентов по смежным специальностям. Например, факультет гуманитарных наук может обучать историков, социологов, психологов и учителей. 
  2. Кафедра входит в состав факультета. Она может быть обучающей или исследовательской. В любом случае, она работает в области одной конкретной специализации. 
  3. Направление подготовки и специальность — вот то, что вам предстоит получить в вузе. Разница в терминах лишь в том, что направление подготовки соответствует бакалавриату, а специальность — специалитету. У каждой специальности и направления есть свой уникальный код. Не пугайтесь: всё намного проще, чем звучит. 
  4. И наконец, самая мелкая детализация — профиль подготовки (он же «образовательная программа»). Например, в направление 38.03.01 Экономика входят такие профили: «Аудит», «Экономика предприятий», «Мировая экономика и глобальные процессы». Все это про экономику, просто разные ее области.

Посмотрим на реальный пример с сайта вуза. 

Вот скриншот из документа, который на сайте МГУ называется “Перечень направлений подготовки (специальностей), контрольные цифры, структура и порядок организации приема в МГУ имени М.В.Ломоносова с указанием перечня и приоритетности вступительных испытаний”.

Еще немного о кодировках. Небольшое усилие, и вы сможете заглянуть в тайны вузовского языка. Код вообще всех образовательных программ выглядит как три пары цифр с точками — 00.00.00. Второе число в коде говорит о том, какого оно вида: 

  • 03 — это бакалавриат, то есть вы будете учиться на очной программе 4 года, 
  • 05 — это специалитет, то есть программа, на которой обучаются от 5 до 6 лет. 

То есть “38.03.01 Экономика” — это… бакалавриат! Подробно кодировках читайте в специальном материале Комитета РФ по стандартизации. Если сомневаетесь насчет выбора профессии, воспользуйтесь бесплатной консультацией со специалистом по поступлению — разберемся вместе.

Исследуем реестр специальностей

Открываем полный перечень программ высшего образования.

Видим разделы:

  • Математика и естественные науки
  • Инженерное дело, технологии и технические науки
  • Здравоохранение и медицинские науки
  • Сельское хозяйство и сельскохозяйственные науки
  • Науки об обществе
  • Образование и педагогические науки
  • Гуманитарные науки
  • Искусство и культура

Еще можно выбрать уровень (бакалавриат, специалитет и магистратура) — это зависит от ваших планов на поступление.

Например, я хочу прибыльную профессию в успешной компании. Мечтаю выступать перед коллегами в красивом костюме, демонстрируя график с миллиардами дохода. 

Выбираю «Науки об обществе». Там — «Экономика и управление» (звучит как то, что мне нужно). Здесь, например, «Бизнес-информатика». Получаю точный код будущей специальности — 38.04.05. Вбиваю запрос «38.04.05 вуз» и вижу страницы вузов, на которых данная специальность есть. 

Здесь можно узнать, что из себя представляет специальность, кем после нее можно работать, что вам придется учить и чему в итоге научат. Не стоит выбирать специальность просто из-за того, что она круто звучит. Обязательно прочитайте о ней как можно больше! Найдите в сообществах вуза студентов и выпускников, и поговорите с ними.

Почему важно проводить такое исследование? 

Название специальности не всегда соответствует тому, чему вас на самом деле будут учить. Возьмите код специальности с сайта вуза и проверьте с помощью реестра, что этот код на самом деле скрывает. Иногда результат может неприятно удивить!

Выясняем, как поступить

Мы смогли выбрать вуз по специальности. Теперь нужно узнать, как туда поступить! На сайте вуза обязательно будет вкладка «Для абитуриентов», где вы увидите список вступительных испытаний.

Поищите на сайте вуза документ, который отражает список поступивших в прошлом году. Здесь будут указаны их баллы. Это не гарантирует поступление, потому что проходные каждый год меняются — но все же полезно иметь такой ориентир. На минимальные проходные баллы можно не смотреть, если вы хотите на бюджет.

Лайфхак: в этом документе хранятся полные имена поступивших. Звучит жутко, да? Это поможет при поиске нынешних первокурсников в социальных сетях, чтобы узнать их мнение насчет учебы. Выбирайте редкие имена: Машу Иванову можно и не найти!

Это основные вещи, которые нужно знать, чтобы выбрать вуз по специальности. Отнеситесь к ним серьезно: не пожалеете! Если в чем-то не уверены, смело регистрируйтесь на бесплатную консультацию со специалистом по поступлению.

blog.maximumtest.ru

Что такое кафедра в университете, на каком уровне она связана со студентом

Выпускник, покинув школьные стены, сталкивается с огромным количеством информации, которая определяет множественные вопросы.

Так в поиске потенциального места учебы он не может разобраться в отличиях кафедр и факультетов, а значит и сориентироваться с местом приобретения будущей профессии.

Поступив в ВУЗ, он начинает гадать, к кому следует обратиться — декану или руководителю кафедры: если у тебя появились проблемы в учебе, если ты затрудняешься с выбором темы курсовой работы, если есть место, где готовы тебя принять на практику.

Обо всем этом мы более подробно поговорим далее.

Кто кем в ВУЗе управляет

Современный ВУЗ представляет на сегодняшний день своего рода образовательное государство, с особой системой ветвей власти.

Структура университета довольно сложна, и поначалу в ней легко запутаться

Главой данного государства является ректор, именно он является главным юридическим и физическим лицом, обеспечивающим качественную образовательную деятельность и создаёт оптимальные для этого условия.

Непосредственными помощниками ректора являются его замы — проректоры, как правило количество их варьируется от трех до пяти (в зависимости от учебного заведения).

Одними из основных являются помощник по учебной работе, по воспитательной и по научной деятельности.

Сейчас в большинстве ВУЗов нашей страны данные должности упразднены, и ректор стал директором, а проректор — начальником отдела по чему-либо.

Кстати, все выше перечисленные персоны могут также являться членами кафедр и преподавательского состава, а значит, кроме непосредственной административной работы, как и остальные педагоги, они ведут лекции, готовят дипломников и аспирантов.

Весь институт состоит из факультетов, подразделений, которые объединяют группы родственных по своей специфической деятельности кафедр.

Факультеты находятся в непосредственной власти ректората.

Управленческая деятельность на факультете принадлежит декану, который также является и председателем ученого совета факультета.

Кафедра входит в состав факультета и отвечает за подготовку выпускников узкого профиля деятельности.

У каждого факультета имеется своя символика, особая форма документов и отличительная печать.

Воспитательную и учебную работу на факультете помогают осуществлять заместители декана по учебной и воспитательной работе.

В составе каждого факультета представлено определенное число кафедр — подразделений, которые занимаются подготовкой выпускников узкого профиля деятельности.

Для простоты понимания факультет можно грубо сравнить с общим понятием «мебель», а кафедры в данном случае будут отдельными её представителями: мебель для спальни, для кухни, для гостиной и т.д..

У каждой кафедры есть свой руководитель, который непосредственно и занимается организацией всех рабочих вопросов между преподавательским составом и студентами.

Кроме того, в каждом ВУЗе существуют:

  • библиотека;
  • лаборатории;
  • отдельный отдел, занимающийся хозяйственной деятельностью;
  • издательский отдел;
  • научно-методический отдел;
  • бухгалтерия

Большинство должностей в ВУЗе являются выборными, их избрание осуществляется путем тайного голосования, как правило, сроком на пять лет (декан, начальник кафедры, заместитель декана, проректор).

Что касается ректора, это лицо, назначаемое на должность государственными структурами высшего уровня власти.

Кафедра ВУЗа

Как уже было сказано ранее, понятие кафедра — гораздо уже понятия факультета.

Разберем на конкретном примере.

В педагогическом ВУЗе существуют следующие факультеты: историко-филологический, физико-математический, биолого-географический, психолого-педагогический, физической культуры и спорта.

Факультет историко-филологический объединяет в общем смысле всех студентов-гуманитариев, они все подчиняются одному декану, занимаются в одном корпусе, но ходят на занятия с учетом того, к какой кафедре относится их специализация.

Это кафедры русского языка, кафедра литературы, кафедра истории и социально-гуманитарных наук.

Более узкий контакт между студентом и кафедрой происходит не на первых учебных курсах, а приблизительно на третьем, в момент написания первой курсовой работы.

К примеру, подготовительную деятельность по курсовой работе на тему «Особенности синтаксиса в произведении Л.Н.Толстого «Анна Каренина» (курсовая на знание основ русского языка) будет вести кафедра русского языка.

Более тесно сотрудничать с кафедрой студенты начинают с третьего курса, когда определяются со специализацией

Точно таким же образом решается вопрос с написанием, подготовкой и защитой дипломных работ, а также организацией практики.

Бесспорно, кафедра не является абсолютно автономным объектом образовательной системы, члены всех кафедр работают взаимосвязано, но делая акцент на собственной специфике.

Членами кафедры являются все преподаватели, работающие по направлению узкопрофильных дисциплин.

Кстати, перед начальником кафедры в одинаковой мере имеют равенство как рядовые педагоги, так и доценты, доктора наук.

Студенту необходимо помнить, что в случае каких-либо сложностей в процессе обучения первым лицом, к которому необходимо обратиться, является начальник кафедры, а уже после декан.

Что главнее: кафедра или факультет

Поступая в ВУЗ, студент задается вопросом, куда же он зачислен: на факультет или на кафедру?

Зачислены вы будете на факультет (это будет написано даже в так называемой «шапке» листа о зачислении), а внутри факультета вы автоматически будете определены под «юрисдикцию» отдельной кафедры, работа которой отвечает подготовке вас по специальности.

В вашем итоговом документе об образовании зачастую может совпасть наименование факультета и направления или специальности.

В дипломе будет стоять подпись не начальника кафедры, а декана факультета, равно как и на каждой странице зачетной книжки в качестве свидетельства о переводе на курс выше.

На практике декан также стоит выше по административной лестнице, нежели руководитель кафедры.

Диплом и армейская служба

Военная кафедра, которая сейчас ведет свою работу во многих ВУЗах страны, считается легальным способом «откосить» от армии.

В некоторых ВУЗах есть также военная кафедра

На практике все представлено следующим образом: при ВУЗе, не обязательно с привязкой к определенному факультету, функционирует подобная кафедра, осуществляющая подготовку бойцов запаса.

Поступить на военную кафедру на данный момент весьма проблематично — кроме обладания хорошим здоровьем, физической подготовкой у вас также должны быть и хорошие баллы по ЕГЭ.

Учебные занятия на данной кафедре проходят по тому же принципу, что и все ВУЗовские: вам читают лекции, организуют практические занятия, зачеты, экзамены.

Отличительной особенностью будет то, что вы изучите строевую подготовку, познакомитесь наглядно с разными видами боевого оружия.

Кроме того, после всего курса обучения вас отправят на полевые сборы (1 месяц), после которых вам предстоит сдать итоговые экзамены, получить диплом и военный билет, в котором будет прописано «лейтенант запаса» (спустя пять лет вам нужно будет вновь пройти военные сборы, и вам будет присвоено звание «старшего лейтенанта»).

Кроме того, что от обычной армейской службы вы себя обезопасите, в случае дальнейшей деятельности в военных кругах у вас тоже появится много дополнительных преимуществ.

Стоит помнить главное: на каком бы вы факультет не числились и к какой бы кафедре не принадлежали, не забывайте о том, что все сотрудники ВУЗа работают, как единый механизм.

Так что в случае трудностей или успехов вы будете в одинаковой мере замечены как членами кафедры, работниками деканата, так и ректоратом, поэтому необходимо иметь хорошие отношения и с теми и с другими.

В этом видео вы узнаете о структуре ВУЗа на примере медицинского университета:

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

vyuchit.work

Университет: как всё устроено | Мел

О том, кто главный — ректор или проректор, и кто там еще бывает.

О том, кто главный — ректор или проректор, и кто там еще бывает.

Когда ребята поступают на платной основе, они с родителями в момент подписания договора выбирают и факультет, и программу, и всё-всё. Тем же, кто поступает на бюджет, часто вообще никто не объясняет, как соотносятся все эти термины. За год обучения многое стало интуитивно понятно, но даже сейчас остаются вопросы. Расскажу тем, кто планирует поступать, как все устроено.

Итак, вы поступаете в университет, институт или академию. В ней есть ректор — это главный управляющий учебным заведением. Выше него — только Министерство Образования :) А еще с ним вы скорее всего не познакомитесь, он слишком занятой человек. У ректора есть заместители — проректоры. Они занимаются отдельными направлениями работы вуза. Например, научной работой, учебно-методическими и воспитательными работами или информационной политикой.

В вузе есть разделение на факультеты (иногда они называются институтами, например, в Государственном Университете Управления). Факультет объединяет несколько смежных специальностей: понятно, что физик и маркетолог учиться вместе не могут, даже если они оба — студенты ВШЭ. Если заведение — та же Вышка — огромное и факультеты объединяют много специальностей, под них могут выделить отдельные корпуса, часто в разных районах города. В моем примере один будет учиться на факультете физики на Курской, а другой — на факультете бизнеса и менеджмента на Семёновской.

Глава факультета называется деканом. Его вы будете видеть на официальных мероприятиях, но лично, скорее всего, не пообщаетесь. Администрация факультета называется деканатом — туда вы будете ходить узнать про стипендию, сдать справки, получить направление на пересдачу и по всем остальным важным вопросам.

Дальше к факультету прикреплены кафедры — объединения преподавателей определенной (часто довольно узкой) отрасли науки: логистики, философии, институциональной экономики или управления в машиностроении. Одна из кафедр станет вашей выпускающей — ваш научный руководитель будет относиться к ней. Вести занятия будут преподаватели с разных кафедр и даже факультетов. Если вы — будущий менеджер, то бухучет вам будет читать преподаватель факультета экономики, матанализ и теорию вероятности — представитель факультета математики и так далее. Если вам нужен преподаватель, вы идете на кафедру: там всегда есть его расписание, а часто — и он сам.

Если преподаватели факультета распределяются по кафедрам, то студенты — по образовательным программам. ОП — это ваша будущая специальность. Если она называется «менеджмент промышленных организаций», то в дипломе у вас будет написано «менеджер промышленных организаций».

А еще она послужит названием вашей группы. В разных вузах обозначения могут немного различаться, но общая логика примерно одинакова. Первокурсники из примера выше будут называться МПО 1-1. Первая цифра — номер курса, вторая — номер группы, часто по одной специальности обучают сразу 2-3 группы. На следующий год эта же группа станет МПО 2-1 — поменяется номер курса в названии.

Я надеюсь, что внутреннее устройство университета стало понятнее тем, кто планирует подавать документы. Удачных экзаменов и поступления!

mel.fm

Кафедра (подразделение вуза) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Кафедра Истории, философии и культурологии в СПбГТУРП (2015): помещение со столом для проверки студенческих работ и чаепития, шкафами для документов и книг. На стенах кафедры помещены календарь и часы

Ка́федра (греч. καθέδρα «сиденье») — основная структурная единица факультета в высшем учебном заведении, осуществляющая подготовку слушателей, студентов и курсантов в рамках определённой специализации[1].

Формальная организация и сущностная роль кафедры[править | править код]

Формально кафедра в высшем учебном заведении — это объединение преподавателей разных специализаций и квалификаций, ведущих одновременно педагогическую и научно-исследовательскую работу в какой-то отрасли науки. Это штатная совокупность преподавателей, подготавливающих из абитуриентов — дипломированных выпускников. Это основное место трудоустройства преподавателей вуза.

Сущность кафедры в вузе — это «сообщество комплементарных ученых, преобразующих научные достижения в передовые учебные курсы, пособия, лекции. Носитель образовательной культуры института»[2] (факультета).

Первые кафедры появились в России в 1804 году[3]. В России до революции 1917 г. понятие кафедры связывалось не столько с административным подразделением, сколько с должностью профессора[4]. В соответствии с практикой европейских университетов в университетах под кафедрой понималось штатное место для профессора, который должен был читать лекционные курсы в рамках научной отрасли, обозначенной в названии кафедры. В соответствии с этим каждой кафедре соответствовал один ординарный профессор, хотя учёный, имевший малый стаж преподавания и недавно защитивший докторскую диссертацию, получал кафедру, как правило, в звании экстраординарного профессора. В качестве помощников профессоров по кафедре в штатной структуре университета были предусмотрены адъюнкты (1804—1863) или доценты (1863—1884). Во второй половине XIX века также сложилась практика оставления при кафедре способных молодых учёных для приготовления к профессорскому званию. С конца XIX века при многих кафедрах открылись научно-исследовательские лаборатории и кабинеты[5].

Кафедру как коллектив преподавателей возглавляет заведующий. Подразделением кафедры могут быть секции во главе с начальником секции[6]. Преподаватели кафедры в зависимости от стажа работы и наличия ученых степеней могут подразделяться на старших преподавателей, доцентов и профессоров. В качестве помощников преподавателей могут выступать ассистенты. Помимо преподавателей при кафедре работает секретарь кафедры, ведущий делопроизводство. Секретарь протоколирует заседания кафедры, на которых утверждаются учебные программы и заслушиваются отчеты о работе преподавателей. Иногда в штат кафедры могут входить лаборанты и инженеры кафедры, обязанности которых сходны с обязанностями секретаря (надзор за канцелярскими товарам и чистотой помещения, а также составление расписания занятий)[7]. При кафедре может существовать библиотека[8].

К показателям деятельности кафедры относятся (помимо проведения занятий по профилю кафедры и разработки соответствующих программ): подготовка и публикация статей и методических разработок, участие преподавателей кафедры в конференциях, прохождение стажировок[9]. Если кафедра является выпускающей, то на ней осуществляется организация и контроль за исполнением практики студентов, а также организация и защита курсовых и дипломных работ, через утверждение тем, назначение научного руководителя.

В российской высшей школе базовой единицей учебного заведения традиционно является профилирующая (выпускающая) кафедра — как основная ячейка и учебной, и научной деятельности, и как «субстрат» научно-педагогической школы по данной специализации или направлению подготовки (обучения) в вузе[10].

Кафедру возглавляет заведующий, избираемый в порядке, определяемом уставом высшего учебного заведения, учёным советом высшего учебного заведения или учёным советом (советом) структурного подразделения (факультета или института), путём тайного голосования из числа наиболее квалифицированных и авторитетных специалистов соответствующего профиля[11].

Согласно концепции Болонского процесса, в который вступила Россия, абитуриент поступает в вуз не на специальность (как было прежде), закреплённую за выпускающей (профилирующей) кафедрой, а на программу направления подготовки. При этом за каждой кафедрой закрепляется определённый содержательный фрагмент этой программы. И в этой ситуации важную роль играет выпускающая (профилирующая) кафедра, которая отвечает за специализацию студентов, программным путём координирует междисциплинарные связи, обеспечивает связь с профессиональным сообществом.

Проводимые в вузовском секторе реформы наложились на демографический кризис, связанный с низкой рождаемостью в России в 90-е годы XX века. Это привело к кадровым и социально-психологическим проблемам, связанным с процессами естественного старения профессорско-преподавательского состава, возникновением гендерной асимметрии, а также усилением внутренней конкуренции на кафедрах[12].

ru.wikipedia.org

что это такое? Что писать, если нет высшего образования. Советы по заполнению

Решившись заполнить резюме с целью трудоустройства, вы обязательно столкнетесь с разделом «Образование». Это один из обязательных разделов, сведения в котором должны полностью соответствовать реальности.

Информация в этом разделе берется только из документов об образовании и вносится в строгом соответствии с ними. Годы обучения, название учебного заведения, факультета и специальность должны полностью совпадать с тем, что содержится в дипломе. Это значит, что заполнять резюме следует точно и правильно, без каких-либо преувеличений и изменений сведений.

Что такое факультет?

Факультетом называется административное подразделение высшего или средне-специального учебного заведения. На факультете могут обучаться представители двух и более специальностей. В состав отдельных факультетов могут входить две или три кафедры, а иногда в рамках факультета может сложиться и быть административно выделенным отдельный институт, например, юридический институт в рамках университета обучает и выдает дипломы образца университета, однако и сам является административной единицей.

Кафедрой называется часть структуры факультета, его самостоятельное подразделение. На кафедрах ведется научная работа и подготовка обучающихся в рамках выбранной специализации. Например, кафедра криминологии на юридическом или китайского языка на факультете иностранных языков.

Специальностью называется определенное количество навыков и знаний, приобретаемых учащимся во время процесса обучения. В отличие от кафедры, специальность студента указывается в дипломе, подтверждающем окончание учебного процесса. В диплом вносят и информацию о приобретенной квалификации.

Как указать в резюме?

Часто у человека возникает вопрос – как правильно указать факультет и специальность, если он претендует на получение должности, к примеру, бухгалтера? Ведь очень часто выпускники экономического факультета университета имеют специальности и аудитора, и управленца, и менеджера, и бухгалтера, и экономиста. И все это – в рамках одного и того же факультета.

Сомнений быть не должно – указывать факультет и специальность нужно так, как это отражено в дипломе.

Если у человека отсутствует высшее образование, он указывает в соответствующем разделе информацию об оконченном средне-специальном учебном заведении – название, годы обучения, факультет, если он был, и специальность в соответствии с дипломом.

Что касается неоконченного образования, если отсутствует диплом о неоконченном высшем образовании на официальном бланке с серией и номером, то указывать все учебные заведения, в которых человек когда-либо обучался, но не закончил обучение, не нужно. Исключение – обучение, которое продолжается на момент составления резюме. Там указывается наименование вуза, год начала обучения и специальность, которую человек приобретает. Можно указать курс обучения. Если человек отчислен из вуза, не стоит писать, что он там обучается, ведь эта информация тоже легко может быть проверена.

Если у человека отсутствует высшее или средне-специальное образование, соответственно, речи о факультете или кафедре обучения быть не может. Тогда нужно указать курсы, которые человек заканчивал, например, мастер перманентного макияжа, инструктор по фитнесу и т. п. Помимо наименования курсов, необходимо указать, какой документ был выдан по окончании завершения – диплом, сертификат и т. п.

Водительское удостоверение является документом, который указывается в графе «Образование» только для лиц, претендующих на должность водителя различных категорий и транспортных средств. Для соискателей на другие должности эта информация указывается в разделе «Дополнительные сведения».

Советы по написанию

Резюме должно быть максимально сдержанным (не более двух страниц формата А4), при этом не лишенным индивидуальности, чтобы при прочтении можно было понять, что за человек его автор. Составить такой документ – задача не из легких, именно поэтому потребуется некоторое количество времени, чтобы создать его.

Необходимо четко продумать все формулировки, которые используются. Если у кандидата отсутствуют какие-либо качества или опыт, необходимый для того, чтобы занять желаемую должность, не следует придумывать лишнего. Любая неправда, добавленная в резюме, проверяется очень легко, поэтому не стоит ставить себя в неудобное положение и отнимать время у работодателя. Лучше написать о том, как быстро он обучается, умеет работать с большим объемом информации, о курсах, которые окончил.

Чем более правдивая и точная информация указана в резюме, тем выше вероятность найти именно ту работу, которая подойдет кандидату.

Обязательно следует добавить фото. От его качества и стилистики зависит отношение к соискателю. Не нужно брать фото на документы, а также фото в полный рост – на нем невозможно будет увидеть лица. Нежелательны фотографии с засвеченными, «красными» глазами, размытые, темные.

Фото в деловом стиле – лучший вариант, независимо от того, на какую должность претендует соискатель. Желателен белый фон, студийный свет, аккуратная прическа, сдержанный макияж (для женщин). Легкая улыбка и поза вполоборота будут смотреться более выигрышно, чем прямолинейный анфас и серьезное лицо.

vplate.ru

Факультет — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Факульте́т (нем. Fakultät, от лат. facultas «возможность, способность») — учебно-научное и административное структурное подразделение высшего учебного заведения, осуществляющее подготовку студентов и аспирантов по одной или нескольким родственным специальностям, повышение квалификации специалистов, а также руководство научно-исследовательской деятельностью кафедр, которые он объединяет.

В высших учебных заведениях ряда стран учебные подразделения, соответствующие факультетам, могут называться департаментами, институтами, колледжами[1]. В большинстве стран факультетами (англ. faculty) называется только совокупность преподавателей таких подразделений, в англосаксонской модели образования факультеты, в отличие от департаментов, отделений, колледжей, не включают в себя студентов, так как программы их обучения часто являются междисциплинарными.

Руководство работой факультета осуществляет декан, который избирается в порядке, определяемом уставом высшего учебного заведения, учёным советом высшего учебного заведения или советом структурного подразделения путём тайного голосования из числа наиболее квалифицированных и авторитетных работников высшего учебного заведения, имеющих учёную степень или звание, и утверждается в должности приказом ректора[2]. Для руководства отдельными направлениями деятельности факультета (учёба, научные исследования и т. д.) назначаются заместители декана. Для рассмотрения ключевых вопросов деятельности факультета при декане организуется совет факультета. Основным учебным и научно-исследовательским подразделением[3] факультета является кафедра, в составе которой могут создаваться секции. Для организации учебной работы в составе факультета создаются отделения. Отделения выделяются либо по специальностям или специализациям, либо по форме обучения (заочное, очное, подготовительное, вечернее).

Согласно Болонскому процессу абитуриент поступает в вуз не на специальность (как было прежде), закрепленную за выпускающей (профилирующей) кафедрой, а на программу направления подготовки. При этом за каждой кафедрой закрепляется определенный содержательный фрагмент этой программы. И в этой ситуации важную роль играет выпускающая (профилирующая) кафедра, которая отвечает за специализацию студентов, программным путем координирует междисциплинарные связи, обеспечивает связь с профессиональным сообществом[2][3].

Для ведения научно-исследовательской работы в составе факультета создаются лаборатории и научно-исследовательские центры.

Факультет является основным типом учебного подразделения вуза. Иногда факультеты близких специальностей группируются в рамках вуза в более крупные подразделения (которые получают названия, характерные для вузов, — институты, академии и т. п.). Во многих вузах существуют самостоятельные заочные и вечерние факультеты, подготовительные факультеты, факультеты повышения квалификации специалистов.

Деление учебных заведений на факультеты возникло и установилось в средневековых университетах.[1]

Стандартный средневековый университет состоял из четырёх факультетов.[4]

В XVI веке в период Реформации в Германии факультет свободных искусств был переименован в философский факультет. В других странах факультеты свободных искусств сохранились до нашего времени.

С развитием науки в XVIII—XIX веках количество факультетов значительно возросло. Общеобразовательный философский факультет начали делить на естественнонаучный и гуманитарный (название «философский факультет» при этом закреплялось за подразделением, где преподают только философию). Естественнонаучный факультет назывался физико-математическим или факультетом наук, гуманитарный — историко-филологическим или факультетом словесности. Количество факультетов росло и дальше, физико-математический факультет разделился на математический факультет и факультет естественных наук, выделялись биологические, технические и другие факультеты.[4]

Развитие промышленности повлияло на создание новых факультетов в вузах, однако не все специальности включались в цикл университетских учебных дисциплин. В XIX и начале XX века прикладные науки часто изучались в технических вузах, где подразделения, аналогичные факультету, часто назывались отделениями.

ru.wikipedia.org

Высшее учебное заведение — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Нагрудный знак об окончании высшего технического учебного заведения, СССР Нагрудный знак для лиц, окончивших высшее военное училище Вооружённых Сил СССР Нагрудный знак об окончании высшего учебного заведения искусств, СССР

Вы́сшее уче́бное заведе́ние (сокращённо — вуз; в соответствии с нормами русского языка пишется строчными буквами[1]), образовательная организация высшего образования (ООВО) с 2016 г.[2] — учебное заведение, дающее высшее профессиональное образование и осуществляющее научную деятельность.

Различают государственные и частные вузы. Вуз может иметь филиалы и представительства в других населённых пунктах.

Каждое высшее учебное заведение имеет устав и является автономным субъектом правовых отношений. Вуз должен иметь лицензию, которая даёт право на образовательную деятельность. Для того чтобы иметь право выдавать выпускникам вуза диплом государственного образца, вуз должен быть аккредитован (аккредитация даётся вузу, как правило, после аттестации). Обучение в вузе, как правило, длится от 4 до 6 лет и может быть дневным (очным), вечерним (очно-заочным) и заочным. Наиболее распространёнными формами обучения являются аудиторное и дистанционное. Условно вузы подразделяются на гуманитарные и технические[3].

В России[править | править код]

Информация в этом разделе устарела.

Вы можете помочь проекту, обновив его и убрав после этого данный шаблон.

Основные виды высших учебных заведений, существующих в России (по данным на 2016 год):

  • Федеральный университет — ведущее высшее образовательное учреждение на территории федерального округа, центр науки и образования[4]. По состоянию на 2016 год в России существует 10 федеральных университетов[5].
  • Университет — многопрофильное учебное заведение с большим выбором учебных программ в самых разных областях знания.
    • Особый правовой статус как уникальные научно-образовательные комплексы, старейшие вузы страны, имеющие огромное значение для развития российского общества, имеют два университета[6]:
    • Национальный исследовательский университет — высшее учебное заведение, одинаково эффективно осуществляющее образовательную и научную деятельность на основе принципов интеграции науки и образования. Звание НИУ присуждается на десятилетний срок на конкурсной основе. Первым двум вузам статус национального исследовательского университета был присвоен в 2008 году[7]. Далее Министерством образования и науки Российской Федерации были проведены конкурсы: по итогам конкурса в 2009 году статус НИУ был присвоен 12 вузам[8], в 2010 году — 15 вузам[9], в 2015 году — 21 вузу[10].
  • Академия — готовит широкий круг специалистов какого-либо направления человеческой деятельности (сельское хозяйство, здравоохранение, искусство, туризм, экономика, финансы и т. п.).

В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», вид образовательных организаций «Академия», как и «Институт» или «Университет», упразднён. В настоящее время «Академия» не является аккредитационным статусом образовательной организации. С 01.09.2013 года слово «академия» является лишь частью названия организации.

  • Институт — занимается подготовкой специалистов для работы в определённой области профессиональной деятельности.
  • Высшее военное училище — занимается подготовкой военных специалистов (офицеров) в определённой области профессиональной деятельности.

Научные исследования производятся в высших учебных заведениях всех типов, однако в университетах они, как правило, носят фундаментальный характер.

В Белоруссии[править | править код]

Учреждения высшего образования в Белоруссии могут быть следующих видов:

По форме собственности они могут быть как государственными, так и частными. Академия — только государственной формы собственности.

Старейшим высшим учебным заведением на территории Республики является Белорусская государственная сельскохозяйственная академия (основана в 1840 году).

В Белоруссии два ведущих вуза в национальной системе образования: Белорусский государственный университет[11], основанный 30 октября 1921 года, и Академия управления при Президенте Республики Беларусь[12], образованная 29 января 1991 года. Статус ведущего вуза в республике закреплён законодательно и имеет две разновидности: ведущий вуз в национальной системе образования и ведущий вуз в отрасли[13]. Статус ведущего вуза в отрасли имеет несколько вузов (в частности, Белорусский национальный технический университет, Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники, Белорусский государственный медицинский университет и другие).

В своей основе структура высших учебных заведений появилась более 500 лет назад.

Возглавляет высшее учебное заведение ректор, его заместителями по различным направлениям работы являются проректоры, которые решают оперативные и тактические вопросы работы вуза. Стратегические вопросы развития вуза обычно решает его учёный совет.

Основные подразделения высших учебных заведений[править | править код]

  • Факультет или институт — учебно-научное и административное структурное подразделение высшего учебного заведения, осуществляющее подготовку студентов и аспирантов по одной или нескольким родственным специальностям, повышение квалификации специалистов, а также руководство научно-исследовательской деятельностью кафедр, которые он объединяет. В университетах и академиях отдельные факультеты могут функционировать на правах внутривузовских институтов.
  • Кафедра — подразделение, осуществляющее подготовку студентов в рамках определённой специализации. В российских вузах кафедра традиционно представляет собой основную ячейку учебной и научной деятельности, также «субстрат» научно-педагогической школы в вузе по данной специализации[14].
  • Аспирантура и докторантура.
  • Подготовительное отделение для абитуриентов.

Также при вузе могут существовать колледжи (в этом случае их выпускники получают диплом вуза, но не о высшем образовании, а о среднем профессиональном). В структуру высшего учебного заведения могут входить библиотеки, вычислительные центры, опытные производства, сельскохозяйственные угодья, клиники, НИИ и др. Многие высшие учебные заведения издают собственные газеты.

При ведущих высших учебных заведениях ВАК организует диссертационные советы по присуждению учёных степеней.

  • Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (в редакции от 31 декабря 2005 года)

ru.wikipedia.org

Институт вместо факультета, директор вместо декана: новая структура Политеха. «Бумага»

С первого февраля структура Политехнического университета (НИУ СПбГПУ) изменится: вместо 20 факультетов будет организовано 12 институтов. Число образовательных направлений не изменилось — сокращения произошли за счет объединения некоторых факультетов и перераспределения кафедр. «Бумага» узнала, в чем суть реструктуризации и почему не все преподаватели и студенты в курсе грядущих перемен.
Инфографика: Екатерина Чуракова / «Бумага»
Согласно приказу об утверждении новой структуры, в Политехе появится 12 институтов и 105 кафедр вместо 20 факультетов. Состав лишь нескольких бывших факультетов останется прежним (например, инженерно-строительный факультет), остальные же подвергнутся кардинальным перестановкам: большинство кафедр, которые ранее находились в составе одного факультета, будут перераспределены и войдут в новые институты. В сравнении с числом факультетов количество институтов заметно уменьшится: вместо 20 их будет 12. Таким образом, институт станет укрупненной структурой, в которой обучение будет соответствовать направлениям аккредитованных образовательных программ.

«Информация о реорганизации — фактически ключевом преобразовании вуза на ближайшие десятилетия — до сих пор остается малоизвестной большому кругу лиц»

По словам ректора Политехнического университета Андрея Рудского, преобразования назрели давно, так как в 90-е годы, чтобы выжить и заработать больше дивидендов, многие факультеты открывали престижные кафедры, что в итоге привело к появлению однотипных отделений на различных факультетах. — Не было единой политики, когда каждый должен был готовить специалистов в поле своей компетенции, — объяснил ректор в видеои

paperpaper.ru


Смотрите также