Как выбрать микрофон для записи голоса


Запись голоса в домашних условиях. Полный гид.

Запись голоса – процесс сам по себе не очень сложный, а базовое оборудование не требует больших вложений. И все же, качество звука напрямую зависит от звукозаписывающего оборудования и методов его использования.

Нижеследующий текст содержит информацию по записи голоса с использованием компьютера и программного обеспечения. Информация также может приниматься во внимание для подкастов, озвучивания видео, записи аудиокниг и других аналогичных мультимедийных проектов.

Оборудование первой необходимости:

  • Микрофон: именно он  нужен для захвата звука. Качество микрофона будет иметь значение для итогового результата.
  • Наушники: необходимы, чтобы иметь возможность прослушивать материал.
  • Микрофонная стойка: на нее устанавливается микрофон для удобства работы.
  • Антивибрационное крепление снижает уровень вибраций и тряску микрофона.
  • Поп-фильтр: зачастую микрофон улавливает большой поток воздуха от взрывных согласных типа "Б" и "П", которые могут перегружать сигнал. Поп-фильтр рассекает этот поток и данные проблемы исчезают.
  • Акустическая среда: в комнате, где будет происходить запись, не должно быть никаких лишних источников шума, иначе все они запишутся вместе с голосом. Соответственно, об акустике нужно позаботиться заранее.

Какой микрофон нужен для записи?

Существует несколько типов микрофонов:

  • USB микрофон. Такой микрофон подключается напрямую к компьютеру через USB порт. Для начинающих это один из самых лучших вариантов, характеризующийся небольшой стоимостью. По типу капсюля такие микрофоны, как правило, являются конденсаторными.
  • Динамический микрофон для броадкастинга. В большинстве случаев используется на радиовещании. Обладают теплым звучанием и меньшей чувствительностью. Уровень записи окружающих шумов у них из-за этого меньше, но и говорить при этом приходится непосредственно в микрофон, с максимально близкого расстояния.
  • Конденсаторный студийный микрофон с большой мембраной. Часто такие микрофоны используются на звукозаписывающих студиях для записи вокала и инструментов, так как имеют насыщенные и детализированные средние и  верхние частоты.

Достоинства и недостатки USB  микрофонов

Плюсы:

  • USB микрофон подключается к стандартному USB порту компьютера
  • Возможна запись напрямую на компьютер без привлечения дополнительно оборудования
  • Сравнительно невысокая стоимость

Минусы:

  • Не может использоваться как профессиональный микрофон, так как является USB устройством, и, соответственно, не всегда обладает поддержкой ASIO .
  • В большинстве своем такие микрофоны зависят от компьютера, а потому назвать их универсальными нельзя.

Достоинства и недостатки динамического микрофона для бродкастинга

Плюсы:

  • В сравнении с микрофонами с большой мембраной, динамический микрофон удобнее в работе, так как имеет свойство сглаживать при записи взрывные звуки.
  • Для работы микрофон для броадкастинга не требует фантомного питания. (Про фантомное питание будет рассказано далее).

Минусы:

  • Несмотря на теплое звучание, динамический микрофон имеет низкую детализацию верхних и средних частот.
  • Из-за меньшей чувствительности говорить в микрофон придется с максимально близкого расстояния.
  • При работе с компьютером потребуется дополнительное оборудование.

Достоинства и недостатки конденсаторного микрофона с большой мембраной

Плюсы:

  • Детализированное звучание с насыщенными верхними частотами.
  • С правильными настройками микрофона можно записать звук великолепного качества.

Минусы

  • Ультра-чувствительный капсюль такого микрофона более восприимчив к вибрациями и нежелательным шумам.
  • Для работы с компьютером потребуется дополнительное оборудование.
  • Требуется фантомное питание для работы.

Что такое фантомное питание и зачем оно необходимо?

Для нормальной работы некоторым микрофонам нужен электрический ток напряжением от +1,5 до +52 вольт. Как правило, используется +48 V. Именно он и называется фантомным питанием. Работа с ним совсем не сложная, поэтому игнорировать этот аспект не стоит.

Как подключить к компьютеру микрофон без USB интерфейса?

Аудио-интерфейс – вот лучший способ подключить профессиональный 3-пиновый XLR микрофон к компьютеру. Аудио-интерфейс – это устройство, подключаемое к компьютеру  посредством шины PCI, USB, FireWire или Thunderbolt. Большинство аудио-интерфейсов оборудованы назначаемыми микрофонными XLR входами, выходами на наушники и некоторыми другими разъемами и элементами управления для удобной работы.

Правда ли, что аудио-интерфейсы обеспечивают лучшее качество звука?

Подключение микрофона напрямую к внешнему аудио-интерфейсу даст чистый и ровный звук, но для получения высочайшего качества звучания рекомендуется использовать дополнительное внешнее оборудование, как на студиях. USB микрофоны не поддерживают подключение к внешним источникам.

Какое дополнительное оборудование стоит использовать для записи?

Существует множество внешних устройств, которые можно использовать: микрофонные предусилители, динамические процессоры, микшеры и др. Качественный микрофонный предусилитель обеспечит чистый звук и поспособствует выявлению лучших звуковых характеристик микрофона. Динамические процессоры (компрессоры, экспандеры и лимитеры) помогут сгладить аудио сигнал так, чтобы он звучал в треке ровно и чисто. Под настройками  микшера подразумевается управление микрофонными преампом и динамическим процессором. Некоторые из них разработаны специально для вокала и имеют специальные инструменты (де-эссеры), которые делают их незаменимыми.

Что такое де-эссер и зачем он нужен?

Де-эссер подавляет свистящие и жесткие звуки – «С», «З», «Ш». Устройство находит проблемные частоты и делает их тише, сглаживая тем самым звучание.

Поп-фильтр – что это?

Микрофоны для записи  очень чувствительны, они улавливают все нюансы, включая свистящие и взрывные звуки. Слова, начинающиеся с букв «Б», «П», создают столь резкие звуки, что могут перегрузить капсюль. Слова на букву «С» порой создают свистящие звуки. Самый эффективный способ предотвратить их появление в записи – использовать поп-фильтр.

Поп-фильтр представляет собой небольшой экран, который крепится к микрофонной стойке или даже к поверхности стола при помощи специальной прищепки. Положение поп-фильтра можно менять благодаря гибкой гусиной шее.

Какая стойка необходима для записи?

Если во время работы вы собираетесь сидеть за столом, то хорошим решением  станет пантограф или настольная стойка. Последний вариант – это уменьшенный вариант обычной микрофонной стойки. Пантограф более сбалансирован, он крепится к краю стола специальным винтом. Пантограф удобен тем, что гибок в использовании и может быть установлен практически под любым углом.

Для тех, кто хочет работать стоя, существуют напольные микрофонные стойки. Их высота может регулироваться, что очень удобно.

Зачем нужно антивибрационное крепление («Паук», Shock Mount)?

Антивибрационное крепление – это специальная система, к которой крепится микрофон, в результате чего возникновение шума и вибрации сводится к нулю. Крепление устанавливается на микрофонную стойку. Вид антивибрационного крепления зависит от того, какой микрофон вы собираетесь использовать. Иногда подобные крепления поставляются в комплекте с микрофоном.

Как организовать помещение?

Профессиональные студии звукозаписи обычно оборудованы специальной вокальной камерой, которая позволяет вести запись без лишних шумов. Известно, что жесткие поверхности (пол, потолок, стены, столы) отражают звук на все пространство помещения. Комнатам с высокими потолками и необычных форм особенно характерна данная проблема. В повседневной жизни вы можете и не замечать подобных звуков, однако чувствительный микрофон обязательно их распознает.

Наилучший способ создать хорошую атмосферу для записи звука в помещении – использовать звукопоглощающий материал. Можно воспользоваться изоляционным фильтром. Это своего рода стенка, покрытая абсорбирующим материалом, которая устанавливается сзади и по бокам микрофона. В большинстве своем такие фильтры очень тяжелые, поэтому нужно заранее позаботиться об устойчивости стойки.

Существует еще один способ минимизации шума – использование акустических панелей. Они бывают разных форм и размеров, что достаточно удобно.

Зачем мне  использовать наушники?

При записи голоса наушники необходимы для того, чтобы микрофон не улавливал звук из ваших акустических систем. Важно записывать в тихой комнате, а наушники позволят прослушивать без помощи АС. Если запись будет вестись с включенной АС, то качество звука ухудшится, может возникнуть неприятный свист из-за обратной связи (Feedback). Кроме того, велика вероятность нарушения слуха и непосредственно самого оборудования.

Какой тип наушников мне нужен?

Самый лучший тип наушников – закрытые. Как видно из названия, задняя поверхность чашек этих наушников целиковая, что предотвращает попадание внешнего шума и прочих звуков.

Можно ли обеспечить наушниками несколько людей?

Да, но для этого понадобится сплиттер-усилитель для наушников, который позволить направить один разъем джек для наушников с аудио интерфейса или компьютера на несколько наушников. Одно из преимуществ работы со сплиттером-усилителем для наушников – возможность независимо понизить или повысить громкость на разных наушниках. То есть, если работают три человека, то они смогут выстроить необходимый уровень громкости для каждого отдельно.

Как мониторить звук без наушников?

Вместо того, чтобы подключать компьютер к компьютерным или домашним АC, лучше воспользоваться студийными мониторами. Пара хороших студийных мониторов обеспечит вам достаточное представление о качестве звучания во время редактирования вашей записи. Классические АС очень сильно изменяют звук, делая его более привлекательным, тогда как студийные мониторы гарантируют ровные частоты, воспроизводя звук таким, каким он есть.

Какой использовать софт?

Конечно, в первую очередь стоит исходить из собственных предпочтений. Большинство программ имеют специализированные инструменты для работы с голосом. Также существуют программы, которые осуществляют импорт видео файлов.

Лучше всего использовать тот софт, работа в котором не вызывает у вас вопросов. То есть, если  нет необходимости в создании сложного микса, то совершенно необязательно начинать борьбу со сложным ПО.

Как плагины влияют на звучание?

При  микшировании плагины необходимы, их нужно рассматривать как внешнее оборудование. Профессионалы применяют плагины виртуальных процессоров для пост-продакшн и достижения идеального звучания. Интересная фишка такого подхода заключается в том, что вы сможете экспериментировать до тех пор, пока не получится идеальный вариант.

Кроме того, существует много функций, которые могут быть реализованы через плагины, не считая настройки эквалайзера и динамической обработки. Плагины предлагают огромный выбор интересных эффектов, одни из наиболее востребованных эффектов – реверберация и эхо.

Зачем нужно использовать эффекты?

Добавление эффектов и звуков может значительно преобразить микс, особенно если вы работаете над проектом самостоятельно и не планируете прибегать к помощи профессионалов. Используя коммерческую музыку, нельзя забывать об авторских правах. Это может повлечь некоторые сложности, если вы планируете размещать треки в сети, особенно на Youtube. Способ избежать такой ситуации – воспользоваться бесплатной музыкой. Звуковые эффекты можно использовать для акцентирования  каких-то моментов, чтобы звучание было таким, каким вы его себе представляли. Существуют большие библиотеки звуков, многие из них включают звуковые сэмплы, которые позволяют создать атмосферу нахождения в городе, на пляже и любом другом месте.

Есть ли какой-либо другой способ записи?

Конечно, можно вести запись и другими способами. Например, использовать цифровой рекордер. Данные устройства обладают встроенными конденсаторными микрофонами. Некоторые модели также обладают дополнительными входами, для подключения внешних микрофонов. Это отличный вариант для тех, кто часто путешествует, но при этом хочет получить качественный результат. Карманный рекордер можно использовать и для создания собственной коллекции звуков.

Ключевые моменты:

  • Микрофон – это не единственное устройство, которое вам понадобится;
  • Наушники необходимы для мониторинга звука;
  • Работать с микрофонной стойкой удобнее;
  • Звуковая изоляция помещения очень важна, используйте звукопоглощающий материал;
  • Поп-фильтр поможет отсечь резкие звуки;
  • Не нужно игнорировать плагины и звуковые эффекты;
  • По типу подключения есть 2 вида микрофонов: USB микрофоны и аналоговые;
  • USB микрофон подключается к компьютеру напрямую;
  • Конденсаторные микрофоны обладают насыщенными и яркими частотами;
  • Лучший способ подключить аналоговый микрофон к компьютеру – использовать аудио интерфейс;
  • Аудио интерфейсы – это внешние инструменты, которые подключаются к компьютеру по USB, Thunderbolt и другим портам;
  • Работать лучше с теми программами, которые вы хорошо знаете ;
  • Лучшая микрофонная стойка, если вы работаете за столом, – пантограф;
  • Антивибрационное крепление («паук») – система, которая предотвращает тряску и вибрацию микрофона;
  • Изоляционный фильтр – это неплохой способ отфильтровывать ненужные звуки;
  • Закрытые наушники лучше подходят для записи вокала;
  • Усилитель для наушников позволит передать сигнал на несколько разных устройств;
  • Студийные мониторы дадут вам точную картинку звучания вашего трека;
  • Для управления инструментами можно использовать дополнительное внешнее оборудование;
  • Микрофонные преампы – это усилители, которые усиливают сигнал с микрофона;
  • Компрессоры делают тихие  части трека громче, а громкие – тише;
  • Для записи также можно использовать портативные рекордеры.

За основу статьи взят материал bhphotovideo.co

www.dj-store.ru

Обработка аудио для ютуба и стримов: как сделать дикторский голос программными средствами | Микрофоны | Блог

Создание видеороликов, трансляция подкастов и стримов — все это становится популярнее с каждым годом. Растущая конкуренция выдвигает больше требований к качеству контента, особенно к технической части — мало кто будет терпеть хрипящий звук и едва различимую речь, которую заглушает фоновая музыка. В этой статье рассматриваются базовые методы обработки голоса, которые помогут сделать его сопоставимым по качеству с речью профессионального диктора или радиоведущего.

Общие советы

Стоит сразу оговориться: хорошего результата не получится без хороших «сырцов» — исходный материал должен быть качественным. В идеале, речь должна не только записываться на хороший микрофон и звуковую карту, но и быть начитанной с дикцией, произношением, интонациями, выразительностью, характером, манерой и правильным дыханием. Возможные дефекты речи — ярко выраженная картавость или гнусавость — обработкой не исправляются.

Идеально, если речь записана в акустически обработанной комнате. Если таковой нет, можно обойтись акустическим экраном для микрофона. Расстояние до микрофона индивидуально и зависит от громкости голоса, экспрессии и динамики. Главное, чтобы не было перегрузов или откровенно тихого сигнала. Оптимальное значение — от -18 до -12 дБ.

На микрофоне обязательно должна быть либо ветрозащита, либо поп-фильтр. Взрывные согласные сложно поддаются компьютерной обработке, так что лучше приобрести недорогой аксессуар, который избавит от большинства проблем с ними.

Набор неплохих бесплатных плагинов от DAW Reaper можно скачать с официального сайта — там есть все необходимое. Для тех, кто всерьез увлечется звукорежиссурой, можно посоветовать более продвинутые пакеты плагинов от Waves, Fabfilter, Softube — их существует множество на любой вкус.

Обработку стоит выполнять на студийных мониторах или в наушниках студийного уровня. Без качественного контроля будет сложно разобрать, что вообще происходит с аудиосигналом.

Обрабатываем звук для оффлайн-видео

Итак, голос записан, и теперь нужно его обработать.

Начать стоит счистки материала: убрать все шумы в паузах, если необходимо — вдохи, вздохи и другие артефакты. Можно сделать все вручную, а можно поставить нойз-гейт. Он должен находится в самом начале цепи обработки. Настроить гейт очень просто: параметр threshold означает порог его срабатывания, здесь нужно взять самый громкий участок с шумами и сделать уровень thrershold чуть выше его. Attack — как быстро гейт «открывается» для пропуска полезного сигнала, release — как быстро он «закрывается» для удаления шума. Главное, чтобы гейт не откусывал слишком тихие слова.

Следующий шаг — шумоподавление. Нужно найти участок записи без какого-либо сигнала, чтобы на нем присутствовал только шум цепи звукозаписи. Если уровень шума ниже 50 дБ (как на скриншоте выше) — можно смело махнуть на него рукой и не делать ничего, такой шум никто не услышит. Если шум явно заметен, можно использовать специальные плагины (например, reafir от Reaper или denoiser в Cubase) для его удаления, либо подрезать эквалайзером пару самых шумных частот — точно так же, как будут удалятся резонансы в следующем пункте.

Фильтрация и удаление резонансов. Бывает, что низкий мужской голос начинает неприятно бубнить в районе 100–200 Гц, либо высокий женский тембр в сочетании с не самым лучшим микрофоном неприятно режет по ушам. Так и проявляются резонансы. Избавиться от них просто: нужно поставить в цепь обработки эквалайзер и узкой полосой с большим усилением (10–30 дБ) “пройтись” по всему частотному спектру, вычисляя самые неприятные места с режущим ухо свистом, звоном или гудением. Их необходимо ослабить узкой полосой на 3–5 дБ. Главное здесь не перестараться — удаления всего двух-трех основных резонансов обычно хватает для дикторского голоса.

Поиск и подрезание резонанса

Помимо этого, можно вовсе удалить целые куски спектра, в которых нет никакого полезного сигнала. Это делается с помощью low-pass и hi-pass фильтров, которые обрезают высокие и низкие частоты соответственно.

Чаще всего проблемы встречаются в следующих областях:

●     Ниже 75–100 Гц — здесь находится, в основном, низкочастотный бубнящий шум. Можно смело применить hi-pass фильтр и обрезать все до этих значений.

●     100–150 Гц — тут нередко находятся гудящие частоты, особенно это касается мужского вокала, записанного в небольшой комнате. Можно подрезать их узкой полосой.

●     800–1000 Гц — здесь может располагаться «гундосый» назальный тон, который также имеет смысл подрезать узкой полосой.

●     4–9 кГц — тут находятся сибилянты — шипящие согласные звуки «с-с-с», «ш-ш-ш», «щ-щ-щ», которые могут неприятно свистеть при записи. Для борьбы с ними обычно используется деэссер — специальный прибор, который смягчает резкость свистящих согласных. Но можно не заморачиваться, найти самую неприятную частоту и также подрезать ее узкой полосой.

●     Выше 16 кГц — в человеческой речи редко присутствует что-то полезное выше этой частоты, так что можно смело применять low-pass фильтр.

Так выглядит эквалайзер после вырезания резонансов и ненужных частот

Добавление недостающих частот. Теперь, когда остался только полезный сигнал, нужно сделать его четче и ярче. В качестве отправной точки будут полезны следующие данные:

●     180–240 Гц — прибавление 3–5 дБ широкой полосой в этой области сделает мужскую речь более полной и читаемой. Для женской речи это будет 200–300 Гц.

●     1.5–2 — 5 кГц — это самый важный диапазон для голоса, так называемая область разборчивости. Человеческий слух наиболее чувствителен именно к этим частотам, стоит прибавить их широкой полосой на 3–8 дБ.

●     9–11 кГц — эти частоты отвечают за яркость голоса. Их очень часто не хватает в речи, записанной даже на студийный микрофон, особенно в заглушенной комнате, которая с аппетитом пожирает верха вокала. Нередко приходится значительно прибавлять этот диапазон — на 6–12 дБ, чтобы придать речи ясности. Но нужно следить за шипящими согласными.

●     Выше 12 кГц — это область «воздуха», поднятие которой позволит сделать речь более натуральной и яркой. Обычно для этой и предыдущей области частот используется параметр эквалайзера hi-shelf, который выглядит как «планка» и позволяет моментально «осветлить» голос.

При эквализации низких частот лучше использовать узкие полосы, а при высоких — широкие, это сделает работу эквалайзера менее заметной.

Компрессия. Компрессором убирается разница между громкими и тихими участками записи. В итоге голос будет звучать равномерно, от хлопков и кашля слушатель не будет вздрагивать, а при шепоте ему не придется прибавлять громкость. Понять работу компрессора поможет аналогия с громкой музыкой в комнате, которая не нравится соседу за стенкой. Параметр threshold будет тем критическим уровнем громкости музыки, при превышении которого сосед начинает тарабанить по батарее монтировкой; attack — как быстро он бежит к батарее при превышении этого уровня; ratio — насколько нужно убавить громкость, чтобы успокоить соседа; а release — как долго сосед перестает возмущаться после убавления громкости. Сосед-компрессор заставляет несчастного меломана держать уровень громкости музыки в определенных пределах. Начать настройку можно со следующих значений:

●     Ratio: 4:1 (таким образом, если сигнал превышает порог на 4 дБ, то он скомпрессируется до 1 дБ выше порога)

●     Attack: как правило, для голоса хорошо работает быстрая атака в районе 5–10 мс, она позволяет компрессору срабатывать мгновенно. Если при этом компрессия начинает съедать согласные — атаку нужно увеличить.

●     Release: если в компрессоре есть функция авторелиз, можно ей и воспользоваться. Если нет — начать стоит с 40–50 мс.

●     Output или make-up: если в компрессоре есть функция автомейкапа, можно применить ее. В противном случае компенсацию громкости можно выполнить вручную на слух — главное, чтобы итоговый сигнал не попадал в красную зону.

●     Threshold: здесь нужно смотреть по уровню громкости исходного трека. Начать можно с -8 дБ.

Есть проверенный метод настройки компрессора «на слух» для новичков: нужно выкрутить ratio и threshold на максимум, attack и release — на минимум. Так будет лучше слышно, что прибор делает с сигналом. Далее подбирается атака, потом релиз, а параметрами ratio и threshold регулируется уровень до желаемых значений. Как правило, уровень компрессии отображается на индикаторе «вверх ногами», ведь компрессор работает на понижение сигнала. Параметр threshold следует установить таким образом, чтобы компрессор срезал около 6 дБ для тихого голоса и около 12 дБ для громких участков.

Лимитеринг. Это операция позволяет ограничить максимальный уровень громкости. Сигнал на мастер-шине не должен зашкаливать, и лимитер выступает в роли очень жесткого компрессора, который не позволяет сигналу выбраться за пределы установленного значения. Как правило, среднее арифметическое уровня сигнала (RMS) должно быть около -16 дБ. При рендере на мастер-шине нужно выставить уровень -0.5 дБ, потому что финальная конвертация аудио может сделать звук громче и добавить искажений. При отсутствии лимитера его роль может сыграть компрессор: достаточно выставить ratio на максимум, threshold на -0.5 дБ, и атаку на минимум.

Лимитер и компрессор в роли лимитера

Если фоновая музыка в видео заглушает речь, нужно выставить RMS музыки и RMS голоса одинаковыми, после чего убавить музыку на 5–10 дБ. Если в некоторых местах слова все еще неразборчивы, можно применить к музыкальной подложке эквализацию. Достаточно посмотреть на эквалайзер для речи и сделать все наоборот в эквалайзере для музыки: например, если в речи 5 кГц приподнято широкой полосой, то в музыке эти же 5 кГц нужно убавить.

Обрабатываем звук в онлайне

У стримов и подкастов есть своя специфика при обработке голоса — здесь важно, чтобы плагины не были ресурсоемкими и не сильно грузили компьютер. Поэтому стоит использовать минимально необходимый набор эффектов.

Чаще всего для стримов используется программа OBS Studio. В ней можно загружать точно те же VST-плагины для обработки звука, что и в DAW. Если используется не OBS Studio, то для обработки голоса можно воспользоваться отдельной программой для потоковой обработки звука VSTHost, она работает с любыми приложениями для стримов.

Так выглядит плагин ReaFIR в OBS Studio

Для обработки голоса потребуется необходимый минимум:

1. Шумоподавление. В отличие от оффлайн-видео, звук к которым нередко записывается отдельно на качественный микрофон, в стримах часто используется не самое лучшее оборудование. Недорогой микрофон вкупе со встроенной звуковой картой и включенной функцией Microphone Boost в настройках звука Windows будут сильно шуметь. Для того, чтобы избавиться от этого шума, можно использовать встроенный в OBS фильтр Noise Suppression. У него всего одна настройка — уровень шумоподавления, начать стоит со значения около -20 дБ.

2. Гейт. Если в звуке для оффлайн-видео можно вручную вырезать все крики детей за окном и рев соседского перфоратора за стеной, то с онлайном такой фокус не провернуть. Понадобится гейт.

●     Release можно сделать длинным, около 200 мс, поскольку работа гейта будет слишком слышна при быстром релизе. Правильно настроенный гейт почти незаметен для слушателя и удаляет лишь шумы и призвуки в паузах между фразами.

●     Уровень гейта нужно сделать чуть выше, чем фоновый шум, не стоит выставлять уровень рядом с уровнем голоса.

●     Простой способ настройки гейта для речи — нужно сложить губы трубочкой и шумно выдохнуть воздух в сторону от микрофона, запомнить на индикаторе значение уровня этого шума и выставить его на гейте.

3. Эквалайзер. Здесь все то же самое, что и для оффлайн-видео: нужно отфильтровать лишние частоты, вырезать пару самых противных резонансов и добавить частот в области разборчивости. Также стоит посмотреть на индикатор: если звук после обработки эквалайзером «пикует» в красной зоне, нужно прибрать выходной Gain, если, наоборот, слишком тихий — прибавить.

4. Компрессор. Для стримов он имеет даже большее значение, чем для оффлайн-видео — в онлайне ни один диктор не сможет уследить за динамикой своего голоса на протяжении нескольких часов. Следует быть готовым к тому, что речь будет то едва слышной, то слишком громкой. Поэтому нужно использовать более жесткие настройки компрессора, чем для оффлайн-видео. Начать можно с ratio 10:1, атаки 5 мс и релиза в 30 мс или автоматически.

При подобных настройках нет необходимости в лимитере — компрессор будет выполнять его роль. Но если динамика речи очень большая и не позволяет настроить гейт (то слова начинают обрезаться, то шум просачивается в эфир), тогда можно использовать два компрессора: первый, с более мягкими настройками (ratio 3:1) поставить перед гейтом, второй, в качестве лимитера — в конце цепи (ratio выкрутить на максимум, threshold — так, чтобы компрессор срабатывал только при очень громких фразах).

Дайте послушать результаты!

Разобраться в обработке звука по тексту бывает непросто, но результат того стоит. Смотрите сами. Точнее, слушайте.

Качественный звук в современных видео и стримах значит ничуть не меньше, чем видео в высоком разрешении. А порой и больше — ведь многие ставят ролики на фон, смотря их вполглаза и воспринимая происходящее в основном на слух.

При этом стоит учесть, что данное руководство дает лишь базовые настройки в качестве точки отсчета. Конечный результат должен подбираться аудиально, ведь главный инструмент в работе звукорежиссера — это его собственные уши.

club.dns-shop.ru

Как выбрать микрофон для записи видео и подкастов?

Представим, что вы решили стать блогером или подкастером и столкнулись с проблемой выбора микрофона. И проблема ваша не только в том, что вы сомневаетесь, какой микрофон выбрать. А скорее в том, что вы просто не понимаете, для каких целей существуют те или иные модели. В этом материале мы подробно расскажем какой микрофон лучше всего подойдет для вас и как выбрать микрофон для записи видео на YouTube, блогов (влогов) или подкастов.

Содержание

Небольшое отступление

В этом материале мы описываем достаточно большое количество продуктов австралийской компании Rode. К сожалению, Rode нам не платили и появление их продукции в нашей статье факт объективный. К счастью, компания делает отличные вещи, которые либо лучшие в своем ценовом сегменте, либо просто уникальны и не имеют аналогов.

Мы не занимаемся звуком профессионально. Однако, накопившийся опыт работы на радио и создания видео для YouTube позволяет нам поделиться с вами парочкой секретов. Мы расскажем, по каким параметрам выбирать микрофон. Эта информация поможет понять, как работает звук и какие микрофоны лучше подойдут для вас и ваших задач. В интернете таких материалов немного, поэтому дочитайте нашу статью до конца. Сразу оговоримся, что универсальных микрофонов не существует. Поэтому выбирать их нужно исходя из определенной потребности.

Типы микрофонов

Для начала давайте вообще разберемся, какие бывают микрофоны. Они делятся на два типа: динамические и конденсаторные.

Конденсаторные микрофоны

Конденсаторные микрофоны более чувствительны к источнику звука и способны передать все мельчайшие детали. Для их работы нужно дополнительное питание 48 вольт, которое еще называют фантомным питанием. Оно подается либо с микшера, либо со звуковой карты, либо если микрофон USB, то уже встроено в корпус.

Например, наш микрофон для записи видео на YouTube — конденсаторный AKG Perception 220. Однако, конденсаторные микрофоны требовательны к подготовке помещения. Из-за своей чувствительности они записывают любой малейший звук и эхо. Это значит, что вам понадобится хорошая звукоизоляция.

Динамические микрофоны

Для неподготовленных помещений больше подходят динамические микрофоны. Они не нуждаются в дополнительном питании, но имеют меньшую чувствительность, что незаменимо в условиях, когда избавиться от шума целиком невозможно. Именно динамические микрофоны, как правило, используются на радио, концертах и очень популярны у зарубежных подкастеров. Проблема в том, что хороших доступных динамических USB микрофонов не так много.

Деление микрофонов по диаграмме направленности

Кроме деления на конденсаторные и динамические, у микрофонов бывает разная диаграмма направленности. Диаграмма — область вокруг микрофона, из которой звук пишется наиболее эффективно. Существует три основных типа направленности: круговая, восьмерка и кардиоида. Микрофоны с круговой диаграммой позволяют писать звук вокруг себя, а кардиодные или однонаправленные микрофоны пишут звук только с одного направления. Если попробовать говорить сбоку или сзади, то вы получите очень приглушенный звук. Разумеется, полностью отсечь шумы не получится, но для записи голоса кардиоидные микрофоны подходят больше всего.

Этой базовой информации достаточно, чтобы начать понимать разницу между микрофонами. Перейдем к практике. Дальнейшее повествование мы разделим на две части. Первая посвящена лучшим микрофонам для съемки видео, а как следствие и для блогеров (влогеров). Во второй сосредоточимся на микрофонах для подкастинга. Поэтому, если вы ищите микрофон для записи своих подкастов, то можете пролистать ниже, хотя для общего ознакомления можно прочитать весь текст.

Микрофоны для записи блогов (съемки видео)

Итак, вы решили стать крутым блогером, снимать видео и покорять интернет своей харизмой. Предположим, что камера и гениальная тема для ваших видео у вас уже есть. Если нет камеры, то почитайте наш материал о том, как выбрать камеру для блогов. Итак, осталось только определиться с оборудованием. Начнем с самого важного — звука. Вы можете снимать хоть на древнюю пленочную камеру и выдавать это за вашу “фишку”, но плохой звук ни при каких обстоятельствах не станет ни “фишкой”, ни оправданием. Люди просто не будут смотреть ваши ролики, если звук в них будет ужасным. Поэтому в первую очередь следует позаботиться о покупке хорошего и недорогого микрофона для записи блогов (влогов).

Рекордеры (диктофоны)

Zoom F1

Допустим вы решили снимать влоги. Вам нужен микрофон-петличка. Однако хорошие петличные микрофоны стоят довольно дорого. А брать некачественные китайские аналоги мы вам не советуем. Но выход есть — Zoom F1. Это рекордер от очень известной японской компании Zoom. Смысл его в том, что в отличие от петличных микрофонов, Zoom F1 записывает звук на карточку памяти, которая устанавливается в рекордер. У такого решения есть пара преимуществ. Во-первых, если на вашей камере нет выхода на микрофон, то это не страшно и звук пишется отдельно. Во-вторых, у вас всегда есть технический звук, что записывает сама камера. Это может иногда выручить. Ну и в-третьих, вы мобильнее, потому что не нужно ничего подключать к самой камере. Любая монтажная программа позволяет автоматически свети звук с камеры и рекорда в пару кликов. Так что это решение вполне универсально.

Качество записи и управление

При этом качество записываемого звука у Zoom F1 на очень высоком уровне. Комплектный микрофон-петличка достаточно чувствительный, а на корпусе F1 вы можете выставить нужные настройки. Если важно качество, то записывать можно в WAV формате до 24 бит и 96 кГц. Если важна длина записи, то ее можно вести в MP3 до 320 кбит/c. Работает этот рекордер от 2 батареек типа AAA. Теоретически он может работать и от сети, но в комплекте нет специального блока питания. На корпусе есть монохромный дисплей для контроля и управления и куча кнопок, которые позволяют выбрать режим, громкость записи и воспроизведения. Тут также есть фильтр низких частот. Внизу два 3,5 мм разъема — под микрофон и наушники. Второй пригодится для прослушивания или мониторинга записи.

Проприетарный разъем

Изюминка этого рекордера в том, что в нем есть еще один выход — проприетарный разъем под съемные микрофоны от Zoom. Например, вы можете докупить микрофон-пушку SGH-6 и специальное крепление и использовать этот рекордер, как “накаченный” микрофон. Тогда у вас получится еще более универсальное решение. Кстати, у Zoom F1 есть два типа комплектов — с петличным микрофоном за 200 долларов и с микрофоном пушкой за 250 долларов. И петличку и микрофон-пушку можно докупить отдельно. И такой комплект с двумя типами микрофонов будет стоить дешевле, чем купить петлички от Sennheiser или, например, RodeLink Wireless Filmmaker от компании Rode. В общем такое решение выглядит максимально интересным для начинающих блогеров, видеографов и так далее.

Zoom h2

Кстати, в арсенале Zoom есть и другие рекордеры, которые можно использовать для записи влогов. Например, легендарный Zoom h2 и его обновленная версия Zoom h2n. Фишка в том, что вы можете записывать голос, как на сам Zoom, так и подключить к нему внешний микрофон, а рекордер использовать, как USB-карту, подключенную к компьютеру. Zoom можно подключить к камере и записывать более качественный звук. А еще к нему можно подключить петличный микрофон — например, Rode SmartLuv+ и использовать, как набор для записи влога или интервью. Звук пишется на micro-SD карточку объемом до 32 ГБ. Правда при покупке этой петлички, изначально рассчитанной на работу с iPhone, нужно докупить переходник Rode SC3 с распайкой TRRS на TRS.

Радио петличные системы

RodeLink Wireless Filmmaker Kit

Если вы решили не мучаться с рекордерами, хотя мы считаем их более универсальными, и сразу купить комплект радио петличек, то мы советуем присмотреться к еще одной интересной модели от компании Rode — RodeLink Wireless Filmmaker Kit. Во-первых, этот комплект стоит дешевле чем аналогичный комплект от Sennheiser или Sony. Во-вторых, тут меньше настроек, что для начинающего видеографа или блогера даже лучше. Меньше шансов, сделать что-то не так. В-третьих, в комплекте с этим набором есть все, что нужно для беспроводной записи звука сразу на камеру. Приемник и передатчик, кабель для подключения передатчика к камере и петличный микрофон. Передатчик и ресивер работают от батареек или аккумуляторов формата АА, что довольно удобно. Есть восемь каналов связи и удобный дисплей для мониторинга заряда батареи, канала и уровня сигнала. Можно регулировать чувствительность микрофона и ресивера.

Цифровая передача звука

Особенность этой петличной системы в том, что Rode использует полностью цифровую передачу звука. В отличие от большинства подобных систем, где звук передается по радиоканалу, Rode использует передачу в диапазоне 2,4 ГГц. По факту это стандартная частота Wi-Fi сетей, именно поэтому сигнал передается сразу в цифровом виде с шифрованием, что обеспечивает хорошее качество. Дистанция между передатчиком и приемником по заявлению Rode может составлять 100 метров. Это конечно в идеальных условиях, но и вам вряд ли когда-нибудь понадобится записывать видео со звуком на таком расстоянии.

Цена и минусы

Примерная стоимость RodeLink Wireless Filmmaker Kit в странах СНГ составляет 400 долларов. И да, это недорого. При этом главные минусы системы от Rode это пластиковый корпус приемника и передатчика и довольно тонкий кабель самого микрофона. Придется быть бережным и аккуратным, впрочем это относится к любой технике. Так что если ваши руки растут из правильного места, то проблемой это не станет.

Sennheiser EW 112P и Sony UWP-D11

Разумеется, если ваш бюджет позволяет выбрать что-то более дорогое, то вы можете присмотреться и к аналогам от Sennheiser или Sony. Например, Sennheiser EW 112P G4, выполненные в неубиваемом металлическом корпусе. Это классическая радио петля и де-факто одна из самых популярных моделей на рынке. Петли Sennheiser используют и профи и любители, но и стоят они соответствующе — примерно 600 долларов за эту модель. У Sony тоже есть своя популярная система UWP-D11, которая обойдется в 550 долларов. Эта модель основной конкурент Sennheiser и тоже имеет свои плюсы. Однако, даже если кошелек вам позволяет купить что угодно, все же мы бы рекомендовали для новичков именно RodeLink Wireless Filmmaker Kit, а оставшиеся деньги можно потратить на другие инструменты.

Микрофоны-пушки

Но не только рекордеры или петличные системы могут быть полезными для блогеров. Чаще при производстве видео используют совсем другую технику — микрофоны-пушки. Называются они так из-за своей формы. Как правило, это вытянутые трубки с капсюлем внутри. Обычно такие микрофоны имеют суперкардиоидную направленность, то есть пишут только тот звук, что направлен аккурат в центр самого микрофона. Пушки популярны для записи влогов, но также они используются в довольно серьезном продавшее. Например, для записи рекламных роликов или кино. Эти микрофоны могут использоваться для записи интервью, а разбег цен тут такой, что выбрать можно от 50 долларов и до бесконечности.

Rode VideoMic Go

Одна из самых популярных моделей, которую очень любят начинающие блогеры — Rode VideoMic Go. Стоит он примерно 100 долларов, и вероятно за свои деньги это лучшее, что можно купить. Проблема в том, что прирост качества звука относительно встроенного в камеру микрофона не очень большой. Чтобы почувствовать значительное улучшение качества, придется держать микрофон очень близко к источнику звука, что не удобно. Мы бы не советовали тратить деньги на эту модель.

Rode VideoMic Pro

Лучше накопить и купить более качественный микрофон от той же компании Rode VideoMic Pro. Этот накамерный микрофон стоит уже 230 долларов и благодаря дополнительному питанию обладает большей чувствительностью. Именно VideoMic Pro наиболее популярная модель у блогеров и влогеров. У этого микрофона тоже есть своя проблема. Из-за того, что у него есть встроенная батарея для дополнительного питания микрофона, иногда вы можете забыть включить микрофон и обнаружить это уже при просмотре материала.

Rode VideoMic Pro Plus

Поэтому Rode выпустила улучшенную версию VideoMic Pro Plus. Стоит он уже 350 долларов и кроме встроенных литий-ионных аккумуляторов имеет функцию автоматического включения и выключения. Активируется микрофон в тот момент когда вы включаете камеру, что несомненно удобно. Уникальная фишка у этого микрофона в том, что он умеет записать две звуковые дорожки с разным уровнем шума. Во время записи правая дорожка будет записана в режиме -10 дБ, что при обработке материала позволит восстановить перегруженные участки или резкие скачки звука.

Sennheiser MKE 600

Не только Rode выпускает микрофоны в среднем и бюджетном сегменте. Есть прекрасная и очень популярная модель и у Sennheiser — MKE 600. Стоит этот микрофон примерно 300 долларов, что на 50 долларов дешевле Rode VideoMic Plus. При этом качество звучания и уровень шумов у этого микрофона значительно ниже. Эту модель уже вполне можно использовать при создании небольших фильмов и даже при записи закадрового голоса в домашних условиях. Он гораздо более универсальный. Правда 300 долларов — стоимость только самого микрофона. Дополнительная ветрозащита и виброподвес, исключающий шумы от движения придется докупать отдельно. Также придется обзавестись хорошими аккумуляторными батареями, потому что MKE 600 тоже использует дополнительное питание. Но если вы хотите получить качественный звук, то этот микрофон — прекрасное вложение денег.

Sennheiser MKH 416

Есть и гораздо более дорогие микрофоны. Например Sennheiser MKH 416 — любимый микрофон у киношников. Именно его зачастую используют при съемках фильмов. Стоит он 1000 долларов, но важно помнить, что раскрыть потенциал дорогих устройств еще надо уметь. И это вопрос не только дополнительного дорогостоящего оборудования, например, рекордера с хорошими предусилителями, но и умения качественно обрабатывать голос. Поэтому MKH 416 вряд ли стоит вашего внимания на этом этапе.

Aputure Deity

Однако, если хочется похожего звука за меньшие деньги, то можно купить Aputure Deity. Стоит он примерно 350 долларов. При правильном подходе этот микрофон дает очень качественное звучание. Но, как и в случае с Sennheiser MKH 416, для работы вам понадобится дополнительное питание, а значит либо рекордер, либо камера с фантомным питанием.

На самом деле вариантов подобных микрофонов очень много. В ценовом сегменте от 300 до 400 долларов довольно много моделей от тех же Rode и других компаний. Некоторые из этих микрофонов отлично подойдут и для записи закадрового голоса, но лучше для этих целей купить что-то совершенно другое. Если вы решили озвучивать свои видео без появления в кадре, то во второй части этого длинного текста, мы расскажем про микрофоны для студийного и домашнего использования.

Микрофоны для записи подкастов

Подкасты набирают обороты и у этого есть несколько причин. Также, как и YouTube стал логическим развитием телевидения по требованию, так и подкасты становятся неким современным аналогом радио. Слушаете когда хотите и что хотите. И в отличие от радио и телевидения, где есть свои жесткие требования к ведущим, в своем подкасте вы можете творить что угодно. Но как в случае с видеоблогингом, для подкаста вы обязаны обзавестись хорошим оборудованием для записи качественного звука. Пусть у нас и нет своего подкаста (пока нет…), но большинство из описанных нами устройств мы пробовали сами. Другая часть является стандартом изученного нами рынка.

USB Микрофоны

Начнем с малого. Проще всего купить себе USB-микрофон. Во-первых, это достаточно недорого. Во-вторых, вам не нужен USB-интерфейс или USB аудиокарта для того, чтобы подключить микрофон к компьютеру. В-третьих, это компактный сетап, который позволит быть мобильным. Большинство моделей USB-микрофонов дадут вам звук в разы лучше, чем смартфон с гарнитурой. И лучше один раз потратиться, но иметь приличный микрофон для записи голоса. В дальнейшем можно решить, нужно ли вам развиваться или для вашего подкаста достаточно такого оборудования. Для примера предлагаем вам четыре популярные модели USB-микрофонов.

Samson Meteor

Samson Meteor один из самых недорогих и популярных микрофонов, который используют блогеры и подкастеры. Прелесть его в том, что он стоит скромные деньги — от 60 до 100 долларов на Aliexpress. Дает он довольно неплохой звук, но главная его фишка в компактности. Очень легкий и маленький микрофон легко поместится даже в карман куртки. У этого микрофона есть встроенная тренога, которая позволяет легко установить его на любой небольшой поверхности и резьба под стойку. На задней стороне имеется мини-USB для подключению к компьютеру и 3,5 мм выход на наушники. На фронтальной части кругляш управления уровнем звука в наушниках и в его центре одна кнопка, позволяющая поставить микрофон в режим Mute. Такая простота понравится начинающим подкастерам далеким от звука. Разумеется, качество звучания Meteor не предел мечтаний, но за свои деньги это отличное решение.

Просто посмотрите, что можно делать с ним в умелых руках и при правильной звукоизоляции.

Blue Yeti Nano

На самом деле Blue Yeti нельзя назвать идеальным микрофоном. Качество его звучания далеко от идеала и он собирает весь шум в помещении. Но при правильном подходе и с него можно выжать что-то достойное. Все-таки это самый популярный микрофон у подкастеров и блогеров. К тому же, совсем недавно у этого микрофона появилась новая версия — Nano. Все то же самое, но легче, меньше и лучше.

На задней части этого микрофона есть ручка, отвечающая за переключение режимов работы. Микрофон может работать в режиме круговой диаграммы, то есть писать звук со всех сторон, и в режиме кардиоиды. При его активации звук пишется только с фронтальной части, а сбоку и сзади он отсекается, позволяя записать только вашу речь. Тем не менее даже в режиме кардиоиды микрофон собирает слишком много шумов, и чтобы голос звучал лучше вам придется сесть к нему ближе, а значит вам обязательно понадобится поп-фильтр. Он нужен для того, чтобы отсечь взрывные звуки «П-Б», о которых вы обязательно узнаете, как только начнете записываться. Для устранения этой проблемы можно записываться не ровно в микрофон, а слегка повернувшись, чтобы звук проходил по касательной.

Из-за того, что это конденсаторный микрофон, избавиться от посторонних шумов полностью нельзя, поэтому надо свести их к минимуму. Старайтесь не шуршать, не ерзать, не стучать по клавишам, ибо все это будет слышно на записи. А еще лучше записываться в комнате с большим количеством разных поглощающих звук предметов: штор, диванов, ковров и тд. За свои 140 долларов Blue Yeti Nano выглядит неплохо. Но если честно, то мы вам его не советуем из-за слишком высокой чувствительности к посторонним шумам. Поэтому лучше сразу немного добавить и купить динамический микрофон.

Audio-Technica AT2020USB+

Этот микрофон тоже достаточно популярен у подкастеров и является аналогом недорого конденсаторного Audio-Technica AT2020. В комплекте с микрофоном идет небольшая тренога для установки его на стол. Его также можно закрепить на микрофонной стойке. На корпусе можно найти два ползунка управления. Слева микшер, позволяющий выбрать источник звука в наушниках. Им может быть звук с микрофона или с компьютера. Оба этих сигнала также можно совместить, что удобно при прямых эфирах. Справа регулятор уровня громкости в наушниках. На задней стороне есть 3,5-мм разъем. Audio-Technica AT2020USB+ это конденсаторный микрофон, и как в случае Yeti надо позаботиться о хорошей шумоизоляции в помещении, где ведется запись. Если с изоляцией все впорядке, то 130 долларов — хорошее вложение в этот микрофон.

Rode Podcaster

Этот микрофон стоит уже значительно дороже предыдущих, но он лучше подходит для неподготовленных помещений. Если вы планируете записываться из дома, где нет возможности построить специальную звукоизолированную будку, то кардиоидный динамический микрофон подойдет лучше всего. Rode Podcater именно такой микрофон и даже само название говорит нам, что создан он для записи подкастов.

Микрофон меньше собирает шум комнаты и позволяет записать больше полезной информации. При этом Rode Podcater и ощущается, как вещь почти профессиональная. Металлический корпус и защитная сетка придают ему внушительный вес. С таким микрофоном лучше использовать пантограф и крепление типа паук, чтобы избежать вибраций, которые будут передаваться в запись. Можно воспользоваться и обычной стойкой для стола и комплектным креплением, но в подобном случае важно не задевать микрофон.

Rode Podcater — лучший вариант для начинающего подкастера, и именно на него мы советуем разориться, если решили купить что-то качественное. Вам не придется много думать о звукоизоляции и вы будете мобильны, ведь для работы вам нужен только микрофон и компьютер. Ну и возможно компактное настольное крепление.

Разумеется качество звучания Rode Podcaster отличается от эталонных микрофонов, но сделан он по образу и подобию своего аналогового собрата Rode Procaster. Плохо то, что все USB микрофоны имеют встроенный ЦАП и по сути встроенную аудиокарту, качество которых далеко не лучшее. Поэтому, если вы хотите учиться и развиваться, то лучше купить обычный аналоговый микрофон и USB-интерфейс. Тем не менее Rode Podcaster за 280 долларов мы считаем почти идеальным выбором для начинающего подкастера.

XLR микрофоны

Если же вы всерьез решили делать подкаст с очень качественным звуком, то стоит задуматься о покупке хорошего XLR микрофона. Главное их отличие от USB-микрофонов в том, что у них нет встроенных звуковых карт и для записи вам понадобится дополнительное оборудование. Минимальный набор включает в себя микрофон и звуковую карту с USB выходом. Если вы решили остановиться на динамическом микрофоне, то вам скорее всего понадобится также и предусилитель.

Rode Procaster

Если говорить исключительно о динамических микрофонах, как о классических решениях для радио, а теперь и подкастеров, то тут есть сразу несколько по-настоящему легендарных представителей. Но начнем мы с наиболее доступного и разумного выбора — Rode Procaster. Этот микрофон брат близнец Rode Podcaster, только с аналоговым XLR разъемом. XLR это простой трехпиновый разъем, который используется для подключения микрофонов и другой аудиотехники. Rode Procaster звучит солиднее своего USB аналога и позволяет получить более живой голос. Но для его работы вам понадобится дополнительная USB карта или USB интерфейс. Наиболее доступные вариант — Behringer U-PHORIA UMC22 и Focusrite Scarlett Solo Gen 2. Вторая карта лучше по соотношению цена-качество. Стоит она примерно 120 долларов и является базовой для всех новичков в работе со звуком. Дело не только в простоте подключения и минимальном количестве настроек и крутилок, но и в неплохом предусилителе, что для динамических микрофонов очень важно.

Shure SM7B

Выбирая среди лучших и даже легендарных микрофонов, которые часто используются на радиостанциях, а теперь популярны и у подкастеров, нельзя не вспомнить Shure SM7B за скромные 500 долларов. Это настоящая икона рынка производится в неизменном виде уже многие десятки лет. По сути, это профессиональный студийный микрофон для записи голоса. Shure SM7B имеет свое неповторимое звучание и часто используется не только для разговорного жанра, но и для записи песен. Например, Майкл Джексон использовал его для записи своего альбома «Thriller». Но у SM7B есть один маленький недостаток — для нормальной работы ему нужен хороший предусилитель.

На рынке США уже сложился целый рынок так называемых активаторов. Это компактные микрофонные предусилители, позволяющие лучше раскрыть потенциал динамических микрофонов. Проще говоря, они заставляют звучать их громче без усиления шумов. Наиболее популярные модели это TRITON AUDIO FetHead за 100 долларов и Cloudlifter CL1 за 200 долларов. Есть и классические предусилители — например, DBX 286S. Это уже целый комплекс, в котором кроме предусилителя с фантомным питанием есть компрессор, де-эссер, энхансер низких и высоких частот и экспандер.

Electro Voice RE20

Не менее легендарный, но малоизвестный у нас Electro Voice RE20 тоже может стать вашим идеальным микрофоном, но стоит у нас он потрясающие 850 долларов. Хотя в США он продается на 400 дешевле. Electro Voice RE20 это настоящий стандарт рынка и используется не только для подкастов или в телерадиовещании, но и для концертов.

Выводы

Помимо микрофонов, для мониторинга и обработки вам обязательно понадобятся наушники. Если в случае мониторинга можно обойтись обычными, то для обработки лучше иметь специальную пару. Но это уже другая история, о которой мы расскажем в следующий раз. Если вы внимательно читали текст, то наверняка обратили внимание, что мы пользуемся конденсаторным микрофоном AKG Perception P220. Все потому, что у нас есть подготовленная студия со звукоизолированной комнатой. Конденсаторные микрофоны позволяют передать больше деталей, именно поэтому мы выбрали такое решение. Тем не менее в нашем арсенале есть Rode Podcaster, выездной USB микрофон, а также Zoom F1 для интервью и записи ведущих и Zoom h2 с петлей Rode SmartLav+. Если вдруг вам важно наше мнение, то мы выбрали именно эти микрофоны. Но звук, в отличие от картинки, явление гораздо более индивидуальное. Мы лишь познакомили вас с тем, что вы можете купить, и что актуально на рынке. Дальнейшие исследования и выбор — целиком ваше дело.

theroco.com

Как выбрать вокальный микрофон

 

Микрофон (от греч. μικρός — маленький, φωνη — голос) — электроакустический прибор, преобразующий звуковые колебания в электрические и служащий для передачи звуков на большие расстояния или для их усиления в телефонных аппаратах, системах радиовещания и звукозаписи.

Наиболее распростра­нённый вид микрофона в настоящий момент — динамический микрофон, к достоинствам которого можно отнести их хорошие качественные показатели: прочность, небольшие размеры и массу, малую восприимчивость к вибрациям и тряске, широкий интервал воспринимаемых частот, что позволяет использовать этот тип микрофона как в студиях, так и во внестудийных условиях при записи открытых концертов и репортажей

В данной статье эксперты магазина “Ученик” расскажут вам, как выбрать микрофон, который нужен именно вам, и не переплатить при этом. Чтобы вы лучше могли выразить себя и общаться музыкой.

 

Типы микрофонов

 

Конденсаторный микрофон наиболее популярен при записи вокала в профессиональных звукозаписывающих студиях, так как он передаёт наиболее точное звучание голоса человека. Конденсаторные микрофоны бывают двух типов: ламповые и транзисторные. В ламповых микрофонах звук при записи более «мягкий» и «тёплый», тогда как транзисторные микрофоны передают более точное звучание с минимальной окраской.

Конденсаторный микрофон AKG PERCEPTION 120

 

Плюсы конденсаторных микрофонов:

  • Более широкий частотный диапазон.
  • Наличие моделей любых размеров — бывают даже самые миниатюрные модели (например, детские микрофоны).
  • Более прозрачное и натуральное звучание — это происходит благодаря наибольшей чувствительности. Это самое главное преимущество конденсаторных микрофонах.

Минусы

  • Нуждаются в дополнительном питании — обычно роль выполняет фантомное питание в 48 В. Это накладывает существенное ограничение по широте использования. Например, питание 48 В есть не на всех микшерных пультах. Если вы захотите подключить микрофон вне своей студии, то возможно, у вас это не получится.
  • Хрупкие — сразу предупреждаю всех, что однажды упав, такое оборудование может выйти из строя.
  • Чувствительны к перепадам температур и влажности — это может привести к поломке или временной неработоспособности оборудования.

 

Динамический микрофон популярен из-за его низкой стоимости. Также его используют для обработки мощного звукового сигнала, например, ударной установки или некоторых вокалистов. Динамические микрофоны часто используют на концертных выступлениях, возможно, даже чаще чем все остальные типы микрофонов вместе взятые.

Такие микрофоны для обработки звукового сигнала используют магнитное поле. Диафрагма в них изготовлена из пластика и находится перед проволочной катушкой. При вибрации диафрагмы вибрирует и голосовая катушка, вследствие чего и создаётся электрический сигнал, который позже преобразовывается в звук.

Динамический микрофон SHURE SM48-LC

 

Плюсы динамических микрофонов:

  • Высокая перегрузочная способность — это достоинство позволяет использовать оборудование для снятия громких источников звука (например, гитарного усилителя) без риска что-либо в этом микрофоне повредить.
  • Надежность и прочность конструкции — динамические микрофоны гораздо меньше подвержены повреждению при ударе, что делает оборудование такого типа более пригодными для сцены. Такое оборудование более универсальное в том плане, что его можно использовать и дома, и на сцене, и на выезде, и на репетициях без риска повреждения.
  • Меньшая чувствительность — менее подвержен к восприятию чужих шумов.

Минусы:

  • Звучание уступает конденсаторным в прозрачности, чистоте и натуральности.
  • Наименьший частотный диапазон.
  • Уступают в верности передачи тембра.

 

Какой микрофон лучше выбрать

 

Динамические микрофоны сравнительно дешевые и в то же время они надежные. Поэтому они могут работать успешно в областях высокого звукового давления.
Это делает их более подходящим для вокалистов с громким и грубым тембром, поющих в таких музыкальных стилях, как rock, pank, alternative и так далее. Если вы хотите получить мощный, плотный, но при этом не слишком объемный вокал, то вам подойдет именно динамический микрофон.

Конденсаторные микрофоны обладают более высокой чувствительностью и способности к воспроизведению высоких частот. В студии звукозаписи они оказываются незаменимыми, так как их высокая степень правдоподобности делает их наиболее универсальными и пригодными для снятия звука с любых музыкальных инструментов и голосов.

 

Советы от магазина “Ученик” по выбору микрофона

 

  • Микрофон следует подбирать с учетом того, где и с каким оборудованием, он будет использоваться. Нет смысла тратить тысячи долларов на студийный микрофон, если вы будете делать домашнюю звукозапись в комнате, где акустика далека от совершенства. В данном случае подойдет менее чувствительный и более бюджетный микрофон. С технической стороны даже самый лучший микрофон в большой степени зависит от качества используемого микрофонного предусилителя.
  • На что следует обратить внимание – это диапазон частот, в которых работает вокальный микрофон. Выбрать стоит изделие с частотным диапазоном от 50 до 16 000 Герц. Поскольку недорогой вокальный микрофон покупают, как правило, начинающие исполнители, изделие с такими характеристиками позволит скрыть мелкие огрехи исполнения, а также эффект приближения. Напротив, если исполнитель хорошо владеет нюансами своего голоса, стоит выбрать микрофон с более «зауженными» характеристиками, например – от 70 до 15000 Гц.
  • Важнейшие характеристики – это чувствительность звукового давления. Чувствительность микрофона показывает, насколько тихий звук может определить изделие. Чем ниже значение, тем микрофон чувствительнее. Например: один микрофон имеет показатель чувствительности -55 дБ, а второй -75 дБ, наиболее чувствителен микрофон, имеющий показатель -75 дБ.
  • Одна из наиболее существенных характеристик – это АЧХ (амплитудно-частотная характеристика). Этот показатель обычно печатается на упаковке изделия и имеет вид графика. АЧХ показывает частотный диапазон, воспроизводимый устройством. Линия характеристики имеет вид кривой. Считается, что чем плавнее и прямее эта линия, тем мягче микрофон передает звуковые колебания. Профессиональные вокалисты выбирают АЧХ согласно с теми нюансами голоса, которые желательно подчеркнуть.
  • Поскольку производители недорогих микрофонов зачастую приукрашивают характеристики своих изделий, при покупке понравившегося устройства стоит обратить внимание на качество сборки и используемые материалы. Аккуратно собранное изделие позволяет сделать выводы о добросовестности производителя. При выборе недорогого микрофона для вокала, целесообразно также почитать отзывы об изделии или посоветоваться с его реальными пользователями.

 

Как выбрать микрофон

 

 

Примеры микрофонов

 

 

Ознакомиться с ассортиментом микрофонов вы можете в интернет-магазине “Ученик”.

 

Свои вопросы и опыт в выборе микрофона пишите в комментариях!

 

uchenikspb.ru

Микрофоны для студии звукозаписи: полный гайд для новичков

Что вы увидите, зайдя на сайт любого музыкального супермаркета?

Тысячи и тысячи микрофонов.

Но нужно ли столько вашей домашней студии звукозаписи?

Конечно, нет.

Однако, если вы не знаете:

  • различные типы микрофонов,
  • инструменты, которые они записывают,
  • какие производители лучше других…

Как, чёрт возьми, вы собираетесь понимать, какие микрофоны вам НЕ нужны…

Чтобы понять, какие вам требуются?

Ответ… никак. Вы сделаете несколько глупых покупок и в процессе потратите кучу времени и денег.

Поэтому чтобы разделить с вами головную боль первого выбора…

Я составил всеобъемлющий гайд, в котором собрал всё, что нужно новичкам для того, чтобы выбрать правильный микрофон для домашней студии.

Звучит неплохо, да? Тогда начнём.

Первое…

2 основных категории микрофонов

Одной из первых вещей, которые мы узнаем…

Будут 2 всеобъемлющие категории студийных микрофонов:

  1. Конденсаторные
  2. Динамические

95% микрофонов, которые вы когда-либо будете использовать…

Будут принадлежать к одной из этих категорий. Это просто.

Сложнее понять 8 КЛЮЧЕВЫХ РАЗЛИЧИЙ.

Давайте их обсудим. Начнём с…

1. Частотная характеристика

Прописная истина новичка гласит:

Конденсаторные микрофоны больше подходят для высокочастотных инструментов… например:

  • акустической гитары
  • тарелок
  • пианино

А динамические микрофоны лучше работают с низко- и среднечастотными инструментами, такими как:

  • барабаны
  • электрогитары

На самом деле, всё гораздо сложнее, но для начала сойдёт и так.

2. Размер и вес диафрагмы

Конденсаторные микрофоны лучше работают с высокими частотами, потому что…

Они используют меньшую, более лёгкую диафрагму для улавливания звука.

Поскольку в высоких частотах МЕНЬШЕ энергии, чем в низких, в них нет столько силы, чтобы сдвигать больший вес.

Поэтому более тяжёлые диафрагмы динамических микрофонов гораздо менее отзывчивы к ним.

3. Внутренняя схема

Преимуществом тяжёлой диафрагмы является то, что…

Большая масса генерирует больше энергии при движении, и внешний источник питания становится не нужен. Поэтому динамические микрофоны называют “пассивными”.

Конденсаторные микрофоны, в свою очередь, “активные” и нуждаются в “фантомном питании” для усиления низкого напряжения.

Но это ни в коем случае не недостаток.

Благодаря фантомному питанию, конденсаторные микрофоны могут достигать большего коэффициента усиления и записывать более мягкие звуки.

4. Долговечность диафрагмы

К сожалению, более лёгкие диафрагмы конденсаторных микрофонов, помимо прочего, более хрупкие.

На высоких уровнях звукового давления (УЗД) они теоретически могут повредиться.

Поэтому более сильная диафрагма динамических микрофонов лучше для громких инструментов вроде барабанов.

5. Долговечность в целом

Не только диафрагма динамических микрофонов, но и их конструкция в целом сильнее, чем в конденсаторных.

Если уронить динамический микрофон на пол, то ему, скорее всего, ничего не будет. Если же уронить конденсаторный микрофон — шансы, что он выживет, невелики.

Это причина, по которой динамические микрофоны — отличный вариант для сцены.

6. Влагостойкость

Ещё одна причина, почему динамические микрофоны отлично подходят для сцены…

Они хорошо справляются с изменениями окружающих условий, такими как влажность.

Конденсаторные микрофоны, напротив, испытывают проблемы при резких перепадах влажности.

7. Запас усиления до появления обратной связи

Третья причина, по которой динамические микрофоны хороши на сцене…

В них больше запас усиления до появления обратной связи.

В живых условиях, когда много микрофонов записывают много звуков в непосредственной близости друг от друга… обратная связь становится проблемой.

Но поскольку динамические микрофоны в общем менее чувствительны, чем конденсаторные, они лучше и в сопротивлении обратной связи.

8. Ценник

Сравнивая лучшие динамические микрофоны с лучшими конденсаторными…

  • динамические микрофоны стоят максимум 400–500 $ за штуку. Однако…
  • конденсаторные микрофоны могут стоить 5–10 тысяч баксов КАЖДЫЙ.

Кого-то это может напугать…

Не беспокойтесь, есть множество доступных вариантов и для бюджетных студий.

Далее…

Что лучше для студийной записи?

Многие новички делают НЕПРАВИЛЬНЫЙ вывод, что конденсаторные микрофоны чем-то лучше динамических для студийной записи.

Такой вывод вообще сделать не то чтобы трудно.

Но на самом деле… НЕТ лучшего микрофона, и НИ ОДИН микрофон не будет хорош для ВСЕГО.

Поэтому помимо этих практически всеобъемлющих категорий…

Студии звукозаписи используют разнообразные микрофоны, у каждого из которых есть своя задача.

В следующем разделе поговорим о каждом из них в подробностях…

9 подкатегорий микрофонов

Вам следует знать 9 подкатегорий микрофонов:

  1. Конденсаторные с большой диафрагмой
  2. Конденсаторные с маленькой диафрагмой
  3. Динамические 
  4. Басовые
  5. Ленточные
  6. Мультидиаграммные
  7. USB
  8. Поверхностные
  9. Направленные

Давайте подробней поговорим о каждой. Первые в списке…

1. Конденсаторные микрофоны с большой диафрагмой

Вы очень много раз видели их в кино.

Ну, знаете классический сценарий?

Когда молодая поп-звезда записывает свой первый студийный альбом?

Микрофон, который вы видите, ВСЕГДА конденсаторный с большой диафрагмой.

Он не только хорошо смотрится в кадре… Это стандартный микрофон для записи вокала.

И поскольку он отлично подходит многим другим инструментам…

Обычно это первый микрофон в списке покупок для новой студии.

В этом посте можно почитать мои рекомендации:

Классический пример:

Далее…

2. Конденсаторные микрофоны с маленькой диафрагмой

Также известные как “микрофоны-карандаши”…

Конденсаторные микрофоны с маленькой диафрагмой используются для записи инструментов, богатых высокими частотами, такими как тарелки и акустическая гитара.

Так же, как в конденсаторных микрофонах с большой диафрагмой используется меньшая диафрагма, чем в динамических микрофонах

В конденсаторных микрофонах с маленькой диафрагмой она ещё меньше.

В итоге такие микрофоны — лучшие для записи этого красивого высококлассного блеска.

В домашних студиях они идеальны для вокалистов и авторов песен.

Если вы поёте и играете на акустической гитаре, пара конденсаторных микрофонов с маленькой диафрагмой станет отличным дополнением к записывающему голос микрофону.

Вот какие я рекомендую:

Классический пример:

Следующее…

3. “Практичные” динамические микрофоны

Вообще практичные динамические микрофоны — это не “официальная” категория микрофонов…

В этой статье будем считать, что она таковой является.

Потому что среди множества динамических микрофонов, специализирующихся на одной конкретной задаче…

Есть несколько избранных моделей, так называемых “классических”, которые НАСТОЛЬКО многофункциональны, что могут работать практически с чем угодно.

Например, они считаются стандартными для записи:

  • электрогитары
  • барабанов
  • рок-вокала

Именно поэтому… в закромах профессиональных студий спрятан десяток таких микрофонов.

Для небольших коллекций микрофонов в домашних студиях достаточно одного такого.

Вот какие я рекомендую:

Классический пример:

Далее…

4. Басовые микрофоны

Хоть средний динамический микрофон и справляется нормально с басовыми инструментами…

Для записи ДЕЙСТВИТЕЛЬНО низкого звука…

Большинство звукоинженеров предпочитают микрофон, специально созданный для этого.

Известные как басовые микрофоны или микрофоны для бас-барабана

Они отличаются уникальными частотными характеристиками, такими как:

  • повышение уровня низких частот
  • небольшой диапазон средних частот
  • повышение эффекта присутствия

При использовании с басовым барабаном они улавливают как глухой звук барабана, так и звук удара педали.

Также они хороши с басовыми кабинетами, да и вообще практически с любым низкочастотным инструментом, который вы себе можете представить.

Для домашней студии всегда полезно иметь как минимум один, по понятным причинам.

Вот что я рекомендую:

Классический пример:

Далее…

5. Мультидиаграммные микрофоны

Обычно имеющие форму конденсаторного микрофона с большой диафрагмой…

Мультидиаграммные микрофоны с их уникальной конструкцией с двойным капсюлем…

Имеют возможность переключения диаграмм направленности:

  • Кардиоидной
  • Всенаправленной
  • “Восьмёркой”

Это делает их весьма универсальными, особенно для стереозаписи.

Хоть это и НЕ главный приоритет для новичков…

Чем раньше вы ознакомитесь с мультидиаграммными микрофонами, диаграммами направленности микрофонов и стереозаписью, тем быстрее будет расти качество ваших записей.

Классический пример:

Как только это произойдёт…

Вы будете чаще использовать и следующий тип микрофонов:

6. Ленточные микрофоны

Среди всех микрофонов из этого списка, ленточные микрофоны — ЕДИНСТВЕННЫЕ, не являющиеся ни динамическими, ни конденсаторными.

Они входят в свою собственную категорию, потому что:

Вместо использования диафрагмы они используют тонкую алюминиевую ленту для улавливания звука.

Другие примечательные особенности этих микрофонов:

  • Долговечность, сравнимая с динамическими микрофонами
  • Чувствительность на высоких частотах, сравнимая с конденсаторными микрофонами
  • Диаграмма направленности “восьмёркой”

Высоко ценящиеся профессионалами за свой уникальный звук… они редкий гость в домашних студиях из-за высокой цены.

Но если вы захотите попробовать, загляните в этот пост:

Классический пример:

Далее…

7. USB-микрофоны

Вы вряд ли встретите их в профессиональной студии… а до 2005 года их вообще не существовало.

Но благодаря недавнему росту популярности домашних студий и подкастов

USB-микрофоны сейчас встречаются чаще, чем когда-либо.

По сравнению с обычными микрофонами, которым нужны предусилители, интерфейсы и т. д…

USB-микрофоны подключаются прямо к ноутбуку без дополнительного оборудования. А некоторые даже с планшетами работают!

Эта простота в использовании делает их идеальными для тех, кто хочет окунуться в домашнюю запись… не тратя деньги на “настоящую” студию.

Вот какие я рекомендую:

Классический пример:

Идём дальше…

8. Поверхностные микрофоны

Вы вряд ли встретите такой в домашней студии…

А некоторые владельцы студий и не слышали о них.

Но для многих профессионалов поверхностные микрофоны, также известные как PZM-микрофоны, — незаменимое устройство в их записывающем арсенале.

Вот как они работают:

Вместо стойки они крепятся на плоскую поверхность комнаты, например, на пол или на стену.

Пока остальные микрофоны страдают от “прочёсывания” (когда прямой и отражённый сигналы смешиваются)…

Поверхностные микрофоны лишены этого недостатка… потому что у стены прямой и отражённый сигнал автоматически смешиваются.

Вне студии они используются:

  • В конференц-залах, где их кладут на стол
  • В театрах, где их кладут на сцену

В студии они используются как

  • Комнатные микрофоны, закреплённые на стене
  • Микрофон басового барабана, крепящиеся на обечайке

Когда у вас будет внушительная коллекция микрофонов, советую попробовать и этот.

Классический пример:

Последние в списке…

9. Направленные микрофоны

Обычно не использующиеся в студиях звукозаписи…

Направленные микрофоны можно часто встретить в фильмах и в телевизоре, и люди часто интересуются, для чего они нужны.

Обычно их используют в новостных репортажах и при съёмках дикой природы…

Эти микрофоны известны благодаря своей уникальной способности изолировать звук.

Это происходит благодаря резонансной трубке с отверстиями для отсеивания сторонних шумов. Чем длиннее трубка, тем ýже угол улавливания.

Используя эти микрофоны, можно записывать прямо из источника звука в гораздо более шумном окружении.

Продвинутые звукоинженеры иногда их используют в студии, а нам они вряд ли когда-либо потребуются.

Ну, вы теперь хотя бы знаете, что это такое.

Классический пример:

Далее…

НАЗНАЧЕНИЕ микрофонов

Теперь, когда мы знаем 9 ТИПОВ студийных микрофонов…

Давайте взглянем на них с другого ракурса и отсортируем их по НАЗНАЧЕНИЮ, чтобы понять, какие микрофоны лучше работают с разными музыкальными инструментами.

Для начала, самый популярный “инструмент” в истории…

1. Вокал

Когда кто-нибудь запускает свою домашнюю студию звукозаписи…

Первый вопрос, который всегда встаёт на тему микрофонов…

Какой микрофон лучший для записи голоса?

И это неудивительно. Вот только проблема…

Нет единственно правильного ответа на этот вопрос.

И поэтому… чтобы найти нужный ВАМ, почитайте этот пост:

Классический пример:

Далее…

2. Акустическая гитара

Следующий по частоте записи в домашних студиях инструмент — это, конечно…

Акустическая гитара.

Потому что… в сочетании с вокалом этот инструмент может играть роль целой аккомпанирующей группы.

Что весьма полезно в студии с ограниченными ресурсами.

Однако…

Это преимущество выходит не таким и дешёвым, потому что акустическая гитара — один из самых сложных источников звука, который вы можете записывать.

К счастью, первый шаг очень простой:

Начинайте с правильных микрофонов.

Чтобы узнать, какие я рекомендую, загляните в этот пост:

Классический пример:

Далее…

3. Электрогитара

Для большинства музыкальных инструментов…

Рекомендуемые микрофоны будут принадлежать одной категории.

Однако с электрогитарами дело обстоит по-другому.

Потому что если посмотреть на лучшие за всё время микрофоны для записи этого инструмента…

Это будут и динамические, и конденсаторные, и ленточные.

Конечно, мы не говорим только о старых микрофонах. Они все входят в особый список классики на все времена.

Чтобы узнать, что это за модели, посмотрите этот пост:

Классический пример:

Далее…

4. Барабаны

Больше, чем какой-либо другой инструмент…

Акустические барабаны с большим отрывом являются самым сложным инструментом для записи…

Особенно в типичной домашней студии, где ресурсы ограничены.

Поэтому в большинстве случаев звукоинженеры домашних студий используют более простой, но при этом не такой хороший вариант…

Виртуальные или электронные барабаны.

Однако если вы хотите записывать акустические барабаны дома, это можно сделать. И это начинается с выбора правильных микрофонов для разных частей барабанной установки.

Чтобы узнать, какие микрофоны для барабанов я рекомендую, почитайте этот пост:

Классический пример:

Далее…

5. Бас-гитара/бас-барабан

Как мы уже говорили ранее…

Есть категория микрофонов, целиком и полностью предназначенная для низкочастотных инструментов.

Известные как “микрофоны для бас-барабанов”, они могут использоваться не только для басовых барабанов, но и для басовых кабинетов, и для большинства других инструментов с глубокими басами.

Список микрофонов в этой категории весьма короткий…

И есть хорошие новости: они все довольно дешёвые и позволяют достигать профессиональных результатов.

Чтобы посмотреть, что это за микрофоны, посмотрите этот пост:

Классический пример:

Далее…

ПРОИЗВОДИТЕЛИ микрофонов

В заключительном разделе этого поста давайте обсудим БРЕНДЫ.

Чем глубже вы погружаетесь в мир аудиозаписи, более очевидным становится тот факт, что небольшая группа из 6–7 крупных брендов производит практически ВСЕ лучшие микрофоны.

Вот они, в произвольном порядке:

Перейдите по любой ссылке и узнаете, какие у каждой компании лучшие микрофоны.

Когда вы прочтёте все эти статьи, вы будете знать 95% лучших микрофонов в индустрии звукозаписи.

И шансы, что вы сделаете глупую покупку, сведутся к нулю 🙂

ru.ehomerecordingstudio.com


Смотрите также