Как выбрать парашютный шлем


Как выбрать парашютный шлем? Лучший шлем для парашютного спорта

 

Если вы уже знаете, какой шлем вам нужен, можете выбрать его в разделе ШЛЕМЫ

 

Если не знаете, вероятно статья ниже вам поможет определиться.

 

Большинство людей, недавно пришедших в парашютный спорт, впадают в ступор от разнообразия парашютного снаряжения. Порой кажется, лучше бы выбор состоял из 1-3 шлемов, чем из нескольких десятков, как сейчас. Все вопят, что чем выше конкуренция - тем лучше. Но залезая в интернет кто-то несколько месяцев ломает голову над принятием решения о покупке шлема. Мягкие, жёсткие, открытые, закрытые, куча фирм, у каждой по несколько моделей... Разберёмся в этом вопросе. 

 

Для начала немного истории. Лет 10-20 назад на многих аэродромах было модно даже без шлема прыгать. Сам лично это делал пару раз. Кто-то прыгал в обычной вязаной шапке. Благо эра бесшабашности постепенно уходит даже из глубинок, и многие начинают задумываться о своей безопасности. На большинстве цивилизованных аэродромов наличие шлема стало жёстким требованием. Также раньше условно шлемы делили по назначению - для классического парашютизма, для групповой акробатики и для фрифлая. На самом деле такое категорирование потеряло свою актуальность лет 5 назад. Считалось, что для классического парашютизма больше подходил мягкий шлем (кожаный или "арбуз"), для групповой акробатики жёсткий закрытый, для фрифлая жёсткий открытый. Деление по дисциплинам бралось исходя из следующего: 

Мягкие парашютные шлемы

В провинциальных аэроклубах парашютисты занимались преимущественно классикой. Низкий уровень жизни обязывал. Прыгать за свои деньги мало кто мог себе позволить, а бесплатно большую высоту и разнообразные парашюты не давали. Вот и прыгал народ в основном на точность приземления. Такие прыжки не предполагают частые контакты головы с ногами товарищей по команде, поэтому защита не была так критична. А от безденежья молодые спортсмены "доставали" шлемы кто где мог. Кому-то доставался лётный шлем от родственника-авиатора, кто-то покупал дешёвые "арбузы", кто-то шил их себе сам нещадно раздербанивая ради этого старые парашюты на тряпки и туристические коврики на защитные вставки. Мой первый кожаный лётный шлем достался мне от отца-лётчика. Позже я сменил его на "арбуз", который чуть лучше смягчал удары. И продолжал прыгать классику. В нашем деревенском аэроклубе никто не прыгал в жёстких шлемах. Отсюда и пошло мнение, что мягкий шлем хорошо подходит для классического парашютизма. На самом деле нет, не подходит. Естественно, вероятность столкновения с соседом в воздухе, тем более в свободном падении, на таких прыжках стремится к нулю. Но приземление в резко усилившийся ветер, на препятствия никто не отменял. А в этом случае пробить себе череп торчащим из земли камнем очень легко. И мягкий шлем, конечно, смягчит удар... Возможно, даже спасёт жизнь. А от инвалидности может и не уберечь. Поэтому даже занимаясь такими простыми прыжками не стоит пренебрегать защитой головы. Мягкие шлемы действительно хорошо подходят для пассажиров тандема. От холода и лёгких ударов они защищают, при этом удары затылком по зубам инструктора будут менее опасны. На этом область применения мягких шлемов заканчивается. 

Жёсткие шлемы для прыжков с парашютом

Закрытые шлемы

По мере развития групповой акробатики спортсмены стали всё чаще выхватывать носом пятки товарищей. Что привело к модной тенденции прыгать групповую в закрытых шлемах. Они слегка закрывали обзор, перекрывали половину лица жёстким подбородком, зато пролетающие перед глазами ноги становились не столь ужасными. Действительно для групповой акробатики стало актуальным применение шлемов "full-face". Но только ли для групповой? 

Открытые шлемы

Фрифлаисты издревле считались понторезами и позёрами. Самые яркие клоунские комбинезоны были у них. Большинство прикручивали на свои шлемы тогда ещё кассетные видео-камеры, чтобы можно было снимать друг друга, корчить рожи и дразнить всем этим загнанных в рамки дисциплины групповых акробатов. Закрытые шлемы на тот момент не позволяли показать в камеру свою шикарную улыбку, так как закрывали лицо до носа. Да и некуда было бы показывать - на закрытый шлем огромную камеру так просто не поставить. Поэтому для фрифлая спортсмены выбирали открытые шлемы с платформами для установки камер.

 

На данный момент дизайн закрытых шлемов продвинулся вперёд, а технический прогресс упростил монтаж камер. Теперь даже в закрытом шлеме через визор видно лицо целиком, а любую action-камеру можно прилепить к округлой поверхности без специальных площадок. Поэтому закрытые шлемы стали универсальны. 

Открытый или закрытый шлем?

С причинами предрассудков разобрались. Теперь о том, как же сейчас следует действовать на самом деле. Современные модели закрытых шлемов (G3, Kiss, Aero)* при обеспечении хорошей защиты оставляют лицо полностью видимым и позволяют установить action-камеру. Следовательно, они подходят для всех дисциплин связанных со свободным падением. Планируете вы прыгать групповую акробатику, фрифлай, фристайл, формации - смело берите современный закрытый шлем.

Если предпочитаемая дисциплина связана с полётом под куполом (точность, свуп, купольная акробатика) - вам подойдёт жёсткий открытый шлем или закрытый шлем со снятым визором. Дело в том, что под куполом набегающий поток на порядок слабее, чем в свободном падении, и визор может начать запотевать. Чтобы не тратить каждый раз время на его открытие, можно воспользоваться открытым шлемом. Кроме того в купольной акробатике важно оставлять возможность голосового контакта с другими членами команды, поэтому закрытый шлем будет не удобен. 

* - модели времён бронзового века, типа Z1 (И его производные реплики, которые лепят по всему миру под разными названиями. Например, Cloud 9 в России) в расчёт не берём. Шлемы хорошие. Как Nokia 3310. Если вы до сих пор пользуетесь этим телефоном, конечно, эти шлемы для вас и дальше статью можно не читать. Более современные Z1 SL и Phantom по сути далеко от них не ушли. 

Итак: Прыгаете дисциплину связанную со свободным падением - вам закрытый шлем. Больше работаете под открытым куполом - берите открытый. 

Как выбрать закрытый шлем

Что касается выбора модели закрытого шлема - это исключительно дело вкуса и цены. По качеству все шлемы примерно одинаковы. Есть некоторые нарекания к системе крепления визора на шлемах Phantom и Kiss. Во-первых, не единичны случаи сдувания визора. Окончательного сдувания, когда визор улетал со шлема и больше, естественно, не возвращался. Во-вторых, кнопки открытия визора иногда ломаются и требуется их замена. G3 и Aero в этом плане по моим личным наблюдениям надёжнее. Минусы Aero заключаются в том, что внешний вид этого шлема делает из парашютиста скорее космонавта. Хотя кому-то это наоборот нравится. Ну и доступность этого шлема не блещет - найти их в наличии либо сложно, либо цена кусается. G3 на столько популярен, что по большому счёту половина всех парашютистов и трубных флаеров всего мира используют именно их. Может и больше половины. А вторая половина - всё остальное. То есть, всё остальное множество моделей разделили между собой только половину рынка. Скорее всего это произошло в виду очень удачной конструкции и привлекательной цены G3. Хотя встречаются пользователи Kiss-ов и Aero, которые бьют себя пяткой в грудь, что G3 им не нравится внешне или не подходит по форме головы. Мнение есть, вполне имеет право на существование. Все производители считают своё снаряжение лучшим на рынке... А в это время покупатели в половине случаев продолжают делать выбор в пользу G3. 

Универсальные шлемы

Неохваченным остался только сегмент универсальных шлемов для разных видов активностей. Например, для горнолыжного или вело-спорта. Прыгать в них в принципе можно. Защиту они обеспечивают в достаточной степени. Не считая того, что они всё же остаются открытыми. Но всё же универсальные вещи никогда не были лучшими в специфичном виде спорта. Во-первых, в них нет возможности установить звуковой высотомер. Конечно, можно приколхозить какой-то внутренний карман и в них, но зачем, если есть возможность купить специализированный для прыжков шлем? Во-вторых, при разработке таких шлемов не предъявляется жёстких требований к их аэродинамике. Они более громоздки. В результате набегающим потоком эти шлемы может сдувать с головы. Не окончательно, но ёрзающий от ветра по голове шлем комфорта не добавит. Плюс толстая и низкая затылочная часть после открытия может упираться в ранец и не давать возможности поднять голову для осмотра купола. Или же голову поднять получится, но шлем может при этом съехать на глаза и закрыть обзор. Всё то же можно сказать и про мотоциклетные шлемы, только их минусы будут выражены в ещё большей степени. Поэтому использование таких шлемов может быть оправдано только на первых порах, когда у вас уже есть этот шлем от предыдущего увлечения, а с выбором нового шлема для прыжков вы ещё не определились. Но уж точно не стоит покупать такой шлем специально для прыжков. 

Всё написанное, естественно, является исключительно моим личным мнением, а не руководством к действию. Но думаю, многие со мной согласятся.

У нас есть в наличии шлемы G3, Kiss, Phantom, Bonehead Aero, M3, вы можете все их примерить и сделать свой выбор.

 

www.petrovshop.ru

Как выбрать шлем по размеру

В этой статье речь пойдет о том, как правильно выбрать парашютный шлем по размеру головы.

Итак, поговорим о размерах.... парашютных шлемов, конечно же.

Времена, когда шлема вручную выклеивались из стеклоткани или карбонового волокна на основе полимерных смол, а потом так же вручную окрашивались - давно прошли.

Все современные парашютные шлема делаются промышленным способом из современных материалов - они удобны, практичны, прочны, имеют небольшой вес. Некоторые компании даже сами участвуют в разработке материалов, например D3o и Cookie.

Поэтому  визуальный выбор парашютного шлема и его цвет это - только Ваш творческий взгляд! Это вещь субьективная, и как говорится "на вкус и цвет товарища нет".

 

А вот его удобство и посадка по голове лежат исключительно в плоскости выбора размера! По "скорлупе" дискомфорта Вы не почувствуете потому, что внутри еще слой "лайнера" мягкой части. 

 

Все неудобства - это причина неправильно выбранного размера!

 

Идеальным вариантом при выборе шлема является следующий алгоритм:

 

Шаг 1:  Замерить окружность своей головы, чтобы определить свой размер.

Делается это обычным портняжным (швейным) мягким метром: замеряется окружность головы над ушами, через лоб и затылок (по максимально выступающей части затылка). При этом метр должен быть плотно натянут (не должен провисать и быть перекрученым). Пример смотрите на картинке.

Повторяем процедуру 3-4 раза и берем средний результат.

Шаг 2: Примерка шлемов на ДЗ или в магазине: по возможности меряем три шлема - Ваш, на размер больше и на размер меньше, затем определяем, в каком комфортно, не давит, не болтается (на данном этапе разницы нет, новый шлем или б\у Вы меряете) главное - выйти на свой размер.

Новый шлем, если размер правильный, всегда будет сидеть ПЛОТНО или очень плотно (зависит от предпочтений пользователя) со временем уплотнитель примнется, подсядет под голову владельца и прыжков через 20 он будет комфортно сидеть.

 

Если шлем мал - он будет давить на различные части головы: макушку, скулы, подбородок, виски, может возникнуть дискомфорт при установке пищалки, щеки могут выпирать из шлема, в нем будет тяжело говорить или даже просто приоткрыть рот, иногда тяжело глотать по причине того, что перетянут ремешок защелки.

Если шлем велик - он будет болтаться на голове даже в застегнутом  и затянутом виде.

Когда размер выбран верно, шлем нигде не давит, одевается с небольшим усилием, на голове не болтается даже если потрясти головой (двигается как единое целое вместе с головой). Также стоит учесть, что когда будет прохладно, Вам захочется надеть баф или подшлемник внутрь, а это тоже пространство, хоть и не большое (1-2 мм). 

 

Корректировка размера:

Разница при сняти размера +-2 мм не существенная, Вы можете эти миллиметры использовать для корректировки посадки шлема: плотно -2 мм свободно +2 мм.

Если шлем будет меньше замеров на величину  3-5 мм, он будет сидеть плотно,  иногда даже очень (опять-таки, лучше померять заране реальный шлем). Когда шлем мал - он мал, и это не туфли, "скорлупа" не разносится))) Лучше выбрать больший размер!

Если шлем будет больше замеров на величину 3-5 мм - это менее критично .. даже если со временем уплотнился "лайнер" и шлем стал свободным, всегда можно добавить (там есть место) небольшие вкладыши из пенополистерола (подложка под ламинат)  1-2-3 мм толщиной там, где это надо - сбоку или сверху. НО обычно это если и делают, то при покупке Б\У шлема, когда уплотнитель внутри уже сел по голове предыдущего владельца. На новом шлеме Вы получите тот размер, который заказали, и такой необходимости, скорее всего, не будет.

 

Одинаковые цифры в двух разных размерах:

У некоторых производителей в размерной сетке одни и теже цифры могут находиться в двух разных  размерах. Например у Cookie или у SQ.

В данном случае форма головы играет решающую роль при выборе размера. Если Вы круглолицый, или голова имеет удлинненую форму, стоит выбрать больший размер. Если форма головы среднестатистическая, то меньший. Зачастую, вопрос на практике решается еще проще - если покупатель девушка, то размер ниже,  мужчина - размер выше. Но бывают и исключения)))

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

Уход за шлемом:

У большинства современных парашютных шлемов основные вкладыши "лайнер" съемные, их можно снять для того, чтобы почистить или постирать ...

Не съемные части (проклееные по периметру "скорлупы") можно почистить с помощью средства для сухой чистки одежды, ковров (Sano, SpotLifter, Vanish) или салонов автомобилей (их производят почти все производители автохимии Sonax, Hi-Gear, Liqui Molly) Инструкция по чистке написана на самом балоне. Также будет не лишним, перед использованием средства, попробовать средство на незаметном участке "лайнера", на предмет агрессивности к цвету, прочитать состав и не использовать те средства, где есть хлор. Если чистка выполнялась автохимией, после стоит пройти поверхность влажной тряпкой или салфеткой, дать хорошо высохнуть и проветриться ткани. Наш магазин является официальным дилером в Украине таких производителей шлемов как Cookie (G3,Fuel) SQ1 (Phantom,Kizz) и других. Мы доставим Вам любой шлем, любого размера и цвета как под заказ, так и со своего стока при наличии! Но выбор размера все равно остается за Вами!

 

Обмен Шлема, который не подошел по размеру!

Это возможно, но покупатель теряет время и дополнительные средства на пересылку шлема или к нам, или к производителю (в зависимости от модели и условий). Например, у тех же Cookie для этих целей предусмотрена специальная форма-заявка на возврат.  

В случае обмена, требования к возвращаемым шлемам для всех одинаковые:

    • отсутствие повреждений, царапин, загрязнений;
    • полный комплект (коробка, инструкция, все запчасти, аксессуары, что шли в комплекте) Кроме рекламы, которую вкладываем мы - её можно оставить у себя;
    • сохранность пломб, ярлыков, упаковки (защитные пленки на линзах, заводская упаковка аксессуаров (не распечатывались), винты и зажимы без признаков раскручивания (следы от отверток и прочее)
    Надеемся,что данная статья поможет Вам при выборе такого Важного для безопасности снаряжения как парашютный шлем. Если считаете, что статья была полезной, жмите  и делитесь ею с друзьями в соц. сетях!

     

    Желаем всем безопасных, ярких и эмоциональных прыжков, до новых встреч!

     

www.paragear.com.ua

Обзор закрытого парашютного шлема Kiss от Square One

Обзор закрытого парашютного шлема KISS  от американского производителя  SQ1.

 

Нам, магазину парашютного снаряжения www.paragear.com.ua как поставщикам и официальным представителям SQ1 в Украине, часто задают вопрос по популярному закрытому парашютному шлему KISS. Какие его особенности, в чем отличие от парашютного шлема Cookie G3 или от того же парашютного шлема Phantom. В этом обзоре мы попытаемся ответить на самые частые  вопросы.

Итак начнем с комплекта поставки: Новый парашютный шлем KISS идет в фирменной коробке, на которой есть таблица цвет-размер, и указан номер шлема.

 

 

 

 

 

 

КОМПЛЕКТАЦИЯ парашютный шлем KISS, мануал на английском языке, пластиковые вкладыши для пищалок, наклейка KISS, антифог салфетка. (как бонус можно получить стопку рекламных буклетов, иногда затяжку,  или что-то из сувенирки типа фирменного карабина, но не всегда)

 

 

 

 

Сегодня  в нашем распоряжении оказался парашютный шлем KISS размер XL цвет Royal Blue 2 тона с номером Kiss-1776, все эти данные есть на коробке и на самом шлеме (размер на вкладыше, номер на самой оболочке) Номеруют оболочки, как нам объяснил производитель, больше для статистики продаж и ремонтов если таковые случаются)

Парашютный шлем KISS изготовлен промышленным способом из полимерного пластика, (также как и Cookie G3) очень точно соответствует размерной сетке, удобно сидит на голове, (вначале пока новый даже плотно) 

ЦВЕТ парашютного шлема KISS бывает только матовых оттенков (это связано с производственным циклом, их не красят в нашем понимании. Цвет наносят в процессе штамповки - весчество-затвердитель добавляют в сам состав пластика и окончательно цвет формируют уже в процессе промышленной штамповки)

Заказать парашютный шлем KISS можно только стандартного цвета выбрав цвет по каталогу. При заказе парашютного шлема KISS у вас будет выбор двух линеек цвета: обычный и в 2 тона. Отличие только в том, что  2 тона, это детали (подбородок и заглушки пищалок будут черного цвета) на фото шлем Royal Blue – 2 тона. Естественно, что черного- 2 тона нет. По аналогии с автомобилем это звучало бы так «Бампер в цвет кузова или бампер черного цвета»)))

На картинке верхний ряд обычные цвета, нижний - 2тона. 

На картинке верхний ряд обычные цвета – нижний 2тона.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выбрать размер, цвет и оформить заказ на парашютный шлем KISS вы можете на сайте нашего магазина, перейдя по ссылке ЗАКРЫТЫЙ ПАРАШЮТНЫЙ ШЛЕМ KISS

 

ЛИНЗА  парашютного шлема KISS полностью прозрачная (опционно можно заказать темную или зеркальную) из поликарбоната 2 мм.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАМКИ аналогичные Phantom, открываются одновременным нажатием на защелки.  Линза блокируется в верхнем положении фиксаторами, не дающими закрываться ей самопроизвольно. Для закрытия линзы необходимо одновременно с двух сторон нажать на эти кнопки-фиксаторы. Закрытый парашютный шлем KISS, считается лучшим в своем классе по углу обзора.

ЗАМЕНА ЛИНЗЫ парашютного шлема KISS при необходимости происходит за 30 секунд, для этого на каждом замке есть рычажок, нажимая на который вы освободите линзу из крепления замка. Установка новой происходит в обратном порядке, вставили линзу в замок- отпустили рычажок. Никакой инструмент для этого не понадобиться.

КРЕПЛЕНИЕ ПИЩАЛОК  В парашютном шлеме KISS предусмотрены штатные крепления для внешней установки пищалок с любой стороны, для этого необходимо отклеить внутренний уплотнитель, с помощью отвертки открутить винты, удерживающие заглушку, а вместо нее установить вкладыш (поставляется в комплекте) с пищалкой, и снова затянуть винты и закрыть уплотнителем. Уплотнитель имеет внутри жесткость, но на месте динамика пищалки в ней есть отверстие, пищалку будет отлично слышно! Стандартных внутренних карманов для пищалок в шлеме НЕ предусмотрено! Внешнее расположение сигнализатора высоты позволяет иметь к нему доступ не доставая его из шлема, исключен вариант потери, случайного выпадения при переноске шлема, экономит место внутри шлема, не создает дискомфорт как это иногда бывает с внутренними карманами. 

ВЕНТИЛЯЦИЯ – парашютный шлем KISS спроектирован таким образом, чтобы независимо от позы падения исключить запотевание линзы, и одновременно защитить лицо от потока воздуха. Вентиляция (обдув линзы) при падении в стандартной позе – происходит через воздухозаборник в подбородке который направляет поток воздуха внутрь шлема вдоль плоскости самой линзы. При падении head down происходит обратный ток воздуха в зазор между шлемом и линзой на лбу и выход воздуха через подбородок. Для общей циркуляции воздуха в парашютном шлеме KISS, в его затылочной части предусмотрены дополнительные вентиляционные отверстия.


РЕГУЛИРОВКА ОБЪЕМА ВОРОТНИКА парашютного шлема KISS происходит с помощью длины шнура, пропущенного в кромку воротника и закрепленного за защелки на подбородке. Отстегнув на затылочной части шлема защитный фартук, вы сможете отрегулировать длину шнура под свои размеры.

 

ЗАТЯГИВАНИЕ ШЛЕМА  KISS– происходит с помощью двух механических защелок с фиксаторами, которые находятся на подбородке, они одновременно затягивают шлем на голове парашютиста и фиксируются защелками. Чтобы открыть (ослабить, снять) шлем нужно одновременно нажать на оба фиксатора защелки.

 

ИНСТРУКЦИИ – в комплекте идет наглядная инструкция на английском языке с фотографиями ко всем процедурам с парашютным шлемом KISS.

 

 

 

 

 

ВИЗУАЛЬНОЕ СРАВНЕНИЕ парашютного шлема KISS  и парашютного шлема CookieG3  с максимально открытой вверх линзой, оба шлема размер ХЛ, оба новые без применений.

Надеемся данный обзор поможет вам в выборе шлема для прыжков с парашютом! Следите за нашими обновлениями, и новыми обзорами! Всегда Ваш www.paragear.com.ua

www.paragear.com.ua

Как выбрать комбинезон для прыжков с парашютом

Первое, с чего стоит начать - это решить, будете ли вы заниматься прыжками на групповую акробатику (RW или FS) и формации. Если нет, пропускайте первый абзац, он не для вас. Потому как если вы грезите установлением рекордов в бигвеях или рвётесь на пьедестал чемпионата России в дисциплине FS, то вам нужен специализированный комбинезон с захватами и ластами. На мой взгляд их лучше заказывать в России. Качество будет весьма хорошее, цена не высокая, сшит он будет по индивидуальным размерам и в адекватный срок. Импортные производители редко шьют такие комбинезоны, так как эта дисциплина утрачивает популярность за рубежом (да и у нас тоже), стоят они в 1,5-2 разаз дороже, а быстро внести изменения в размеры при примерке будет невозможно.

 

Импортный или российский?

Российские производители комбинезонов, в отличие от нашего автопрома, предоставляют очень конкурентоспособное качество, поэтому сразу сбрасывать их со счетов не стоит.

Плюсы российских парашютных комбинезонов:

  • Низкая цена. В большинстве случаев "наши" комбезы в 1,5-2 раза дешевле импортных. Хотя не всегда.
  • Быстрое изготовление. У большинства российских производителей срок изготовления укладывается в рамки 2-3 недель. У импортных срок находится в интервале 5-10 недель. Возможно ускорение за доплату, приобретение готового костюма, кто-то сошьёт за 2 недели... Но обычно разброс именно такой.
  • Хорошее качество и надёжность. Большинство российских комбинезонов служат очень долго. Обычно используют плотные ткани, которые сложно порвать или протереть со временем.
  • Доступный ремонт. Производитель ближе, поэтому произвести квалифицированный ремонт на производстве будет проще. Хотя мало кто пользуется этой возможностью.

Плюсы импортных парашютных комбинезонов:

  • Современные материалы. Импортным производителям проще закупить современный качественный материал. Поэтому их комбинезоны часто очень лёгкие, дышащие и комфортные.
  • Технологичность моделей. Высокая конкуренция обязывает их учитывать все пожелания клиентов и измудряться с кроем, дизайном и разнообразием моделей. Это, правда, иногда даже затрудняет выбор.
  • Понты никто не отменял. И как бы вы не отмахивались, мол, вам это не надо... А всё же приятно привлекать внимание окружающих дорогой качественной вещью.

Из этого видно, что достоинства и недостатки есть у всех. Для правильного выбора вам нужно решить:

  1. Будет ли вам жалко порвать или испачкать комбинезон за 500 евро, и какова вероятность этого?
  2. Как срочно нужен комбинезон?
  3. Для вас важнее долговечность или комфорт?

Если вы ищете комбинезон на первое время, не можете точно сказать, что от него хотите, имеете ограниченный бюджет, то скорее ваш выбор остановится на российском производителе комбинезонов для аэротрубы и прыжков с парашютом. Вы предпочитаете комфорт во всём, готовы подождать дополнитеьное время или доплатить за срочность, любите известные бренды - тогда выбирайте импортные марки, в них действительно есть, за что переплатить.

 

Новый или б/у

Подобрать идеально подходящий по размеру, модели, набору опций и цветам комбинезон с чужого плеча практически не реально. Особенно если планируются полёты в трубе. Исключением может быть комбинезон из эластичной ткани. Поэтому покупая комбинезон с рук не ищите идеальный вариант. Если вам нужен идеальный - вам к нам на снятие мерок.

 

Как выбрать модель?

Комбинезоны с захватами и ластами для групповой акробатики мы отсекли в самом начале. Если в ваших планах ближайший бигвэй, переходите к последнему разделу, он специально для вас.

Для всех остальных стоит рассматривать так называемые комбинезоны для фрифлая. Это название сейчас менее актуально, и правильнее называть их просто универсальными парашютными комбинезонами. Так как подходят они для многих дисциплин. На самом деле даже в формациях вполне можно прыгать в фрифлайных комбинезонах, если иметь в виду некоторые ограничения. Для выбора модели посмотрите, какие они бывают, и для чего больше подходят:

 

Раздельный комбинезон (куртка и штаны)

Редкий зверь в наше время. Как правило имеет очень свободный крой. Чаще используется инструкторами на аэродроме. Удобен для неба тем, что летом можно снять куртку и остаться в футболке, а зимой надеть под него побольше одежды. При фрифлай-прыжках в положении head-up надо иметь в виду, что куртку может выдуть из штанов, и освободившиеся тряпки могут закрыть подушку отцепки и кольцо запасного парашюта. Абсолютно не подходит для полётов в трубе, так как куртку будет постоянно выдувать (в небе её хорошо держит подвесная система и ранец).

 

Цельный комбинезон, свободный крой

Имеется в виду именно свободный крой - минимум эластика, максимум тряпок. Такие модели редко встречаются сейчас. Как правило они дешевле, менее удобны в полёте. Но как и предыдущий вариант, позволяют побольше надеть зимой. Также лишние тряпки снижают скорость падения, что может быть полезно для парашютистов с лишним весом. Похожие комбинезоны вы можете увидеть в аренде в любой аэротрубе.

 

Цельный комбинезон, узкий крой

До недавнего времени почти все использовали именно такие модели. Шьются по фигуре, по индивидуальным размерам, имеют много эластичных вставок. Штанины и рукава имеют прямой крой, но без лишних тряпок. Это наиболее универсальный вариант для всех дисциплин. Наиболее удобен для VFS (vertical formation style). Но может применяться и в классическом парашютизме, и в любой дисциплине фрифлая, во фристайле, в купольной акробатике и в свупе. Оптимальный вариант для начинающих.

 

Цельный комбинезон из эластика или сшитый по фигуре

Набирающий популярность крой. Обычно используется во фристайле или в трубной дисциплине "динамика". Но в целом также может считаться универсальным комбинезоном, так как также подходит для классического парашютизма (особенно хорош для индивидуальной акробатики) и купольной акробатики. Если вы не нацелены на фристайл или динамику, такой комбинезон может хорошо вам подойти при небольшом весе, любви к своей фигуре или при необходимости получить комбинезон сразу, так как такие комбезы часто бывают в наличии и не требуют индивидуальный заказ. При отсутствии лишних тряпок в таких комбинезонах возрастает скорость падения. Это приводит к тому, что все рули становятся более чёткими и выраженными. При этом не будет возникать моментов, когда комбинезон рулит вами, а не вы им. В свободных моделях это возможно. Но управляться с ним по началу будет несколько сложнее. При полётах в трубе большой плюс - отсутствие вибрации ткани на руках и ногах. При длительном нахождении в потоке не будет возникать раздражение кожи. И последнее (или даже первое) его преимущество - максимальная подвижность. При хорошем подборе размера и эластичной ткани такой комбинезон никогда не помешает вам, какими бы гутаперчивыми вы ни были.

 

Любой спортивный костюм из "человечьего" магазина

Естественно, такой вариант тоже надо разобрать, так как на перифирии он до сих пор популярен. В обычном спортивном магазине действительно тоже можно подобрать что-то подходящее. Но надо знать, на что обратить внимание. Качество ткани и швов: лёгкая ткань, тонкие нитки, одинарная прострочка - признак того, что эта вещь порвётся в лоскуты от набегающего потока на первом же прыжке. Испытано лично. Резинка на штанах: в вертикальном положении ни одна резинка не удержит заправленную в штаны куртку. Это однозначное противопоказание к фрифлаю. Карманы куртки не застёгивающиеся на молнию: в них отлично помещается многое, в том числе подушка отцепки и кольцо запасного парашюта. Выковыривать их оттуда при необходимости отцепки - то ещё приключение. Если проще, "человечья" одежда больше подходит для прыжков с круглыми парашютами и прыжков в дисциплинах не связанных со свободным падением (точность приземления, свуп, купольная акробатика). Особо можно выделить горнолыжные комбинезоны. Цельные варианты с карманами на молнии можно рассматривать для зимних прыжков.

 

Итог по моделям

Раздельные комбезы и свободный крой - весьма специфичная вещь, и далеко не всем подойдёт. Планируете летать в аэротрубе - это точно не ваш вариант. Стандартный узкий крой охватывает больше всего дисциплин. Ни для одной из них он не подойдёт идеально, но если вы стремитесь попробовать многое, а для каждого типа прыжков шить отдельный костюм не хочется - это ваш вариант. Облегающий крой или эластичный комбез особо хорош для фристайла, динамики, speed-skydiving и индивидуальной акробатики в классическом парашютизме. Но его с острожностью стоит выбирать спортсменам с лишним весом. Обычную одежду можно приспособить для прыжков, но нужно учитывать много нюансов.

 

Производители (Россия)

Airhighway

Их сайт - airhighway.net Довольно древний российский производитель парашютных комбинезонов. Находятся в Москве. Шьют хорошо, качественно. Особый опыт имеют в производстве групповых комбезов. Фрифлайное направление развивают слабо. Спортсменов уровня чемпионата России в их фрифлайных комбезах встретить сложно. Но в виду высокого качества и невысокой цены их комбинезоны однозначно можно рекомендовать. Они, пожалуй, как автомат Калашникова.

 

Flight Factory

Один из молодых российских производителей, появились совсем недавно. Их сайт - flightfactory.team Шьют самые доступные на данный момент комбинезоны. За счёт цены и простой процедуры заказа отхватили уже ощутимый кусок рынка и достойны для рассмотрения. Но модели пока только облегающие и весьма специфичны.

 

Диада (Guaga)

Санкт-Петербургская фирма с уже богатым опытом и репутацией. Называется, кстати, "Диада". Но их сайт - guaga.ru Поэтому многие называют гуагой. :) Честно - я слышал о них много и крайне отрицательных, и крайне положительных отзывов. Поэтому никаких рекомендаций не дам. Если вы из Питера, однозначно вам стоит их рассмотреть в виду близости производства.

 

Parasuit

Единственный (пока) российский производитель комбинезонов, который позволил шить себе ещё и вингсьюты. Правда, не очень популярные. В виду того, что около половины инструкторов московских труб летают в их комбезах и капают им на мозги, конструкция фрифлайных комбинезонов у них постоянно дорабатывается и с виду очень технологична. Возможно, в виду этого они высоко ценят свой труд, и цены на их комбинезоны одни из самых высоких в России. Но не на много выше средних.

 

Другие

В России ещё очень много мелких производителей комбинезонов. Они есть во многих крупных городах и известны в узком кругу мепарашютистов. Не хочется говорить ничего плохого о конкертных ателье, но хорошего о них сказать по большому счёту нечего. Их несомненный плюс для провинциального клиента - близость производства и возможность личного контакта. В качестве первого комбинезона с целью сэкономить можно рассматривать и их. А с ростом опыта вы поймёте, чего вам в них не хватает.

 

Производители (забугорье)

Tonfly

Tonfly - производитель комбинезонов и шлемов для парашютного спорта в Словакии. Многие ошибочно называют его "тонифлай", путая с американским производителем комбинезонов и вингсьютов Tony Suit. На самом деле это два совершенно разных производителя. Делают очень качественные штуки. Материалы - только лучшие. Дизайн - какой захотите. В штате содержат своего дизайнера, который оригинально разрисовывает всю продукцию. Цены соответствуют качеству - они как минимум выше средних. Комбинезоны для групповой акробатики в их линейке не представлены. За ненадобностью. А вот по фрифлайным выбор огромен.

 

Boogieman

Французский производитель комбинезонов. Среди импортных, наверное, самый популярный в России на данный момент. Flystation, Vacuum и ArtFly - российские аэротрубы, которые "одели" свой персонал в комбинезоны Boogieman. Вслед за ними и рядовые клиенты тянутся. По отзывам их комбезы очень лёгкие, удобные, дышащие, и ваще... Но небольшая доля негатива в их адрес тоже есть. Самый большой минус - огромная очередь и в итоге большой срок изготовления. Остальное - дело вкуса.

 

Vertical, Deem, ProFly, SkyLark, Tony Suit etc...

В мире ещё очень много производителей парашютных комбинезонов. Среди них есть очень хорошие варианты, которые не популярны в России. Я не могу их сравнить, так как редко с ними сталкиваюсь на практике. Но они, конечно, есть в огромном количестве, и было бы не справедливо не написать о них вообще. Мы решили работать по большей части с TonFly и Boogiman в виду того, что они более-менее встречаются в России, и их качество можно было оценить заранее. Плюс производитель географически ближе, например, американцев.

 

Парашютный комбинезон с захватами и ластами

Некоторые ошибочно считают его универсальным парашютным комбинезоном, покупают, и прыгают в одну харю (solo, то есть). Захваты на комбинезоне нужны ТОЛЬКО для того, чтобы кто-то другой за них держался. Лично вам они будут только мешать, никакой пользы от них нет. Если вы прыгаете в одиночку или мелкими группами, где все берутся максимум за руки, захваты вам не нужны. Даже в формациях можно прыгать без захватов, если выбирать место где-то на краю, где к вам в ноги никто не подходит. Ласты нужны ТОЛЬКО для увеличения площади рулей на ногах. Мастерства и лёгкости они вам не добавят. Если вы не умеете пользоваться ногами без ласт, уверяю, ласты вам будут только мешать, а не помогать. Если они не подогнаны по размеру, в лучшем случае они не будут работать, в худшем - опять же будут только мешать. Поэтому выбирая модель комбинезона для RW вы должны понимать, что нужен он только для двух дисциплин - групповая акробатика и формации. И даже для формаций он не всегда обязателен.

 

Финальный гид по опциям на парашютных комбинезонах

Ткань

Чаще всего вы увидите в предложениях таслан, поликотон и кордуру. Таслан - тонкий и скользкий. Комбинезон из него легче, менее объёмный, оказывает меньшее сопротивление воздуху и даёт больше скорости (но не значительно). Таслан прочен на разрыв, но легко царапается и рвётся при контакте с металлом (сетка в трубе, например). Поликотон - недорогая, дышащая ткань. Тяжёлая и толстая. Не очень комфортная, но порвать её на много сложнее. Кордура в зависимости от плотности может быть очень тяжёлой и толстой или лёгкой и дышащей. На российских комбезах используется в качестве усиления на коленях, локтях и булках. Импортные производители часто полностью шьют комбезы из лёгких вариантов этой ткани.

 

Сетка на подкладке

Выполняет ту же функцию, что и на любом спортивном костюме. С ней внешний слой ткани не липнет к телу, если вы решили как следует пропотеть. А также делает вам отличную депиляцию при вибрации ткани на руках и ногах, как вафельное полотенце (кто был в армии, тот поймёт).

 

Захваты

Колбаски на руках и ногах, которые придают брутальности и жутко мешают ходить. Некоторые начинающие по ошибке зачем-то заказывают их и на фрифлайных комбезах. Зачем - пока никто из них мне так и не ответил.

 

Карман для высотомера

Может быть на руке или ноге. На ноге может быть полезен для свуперов при работе под куполом. На руке очень сомнительная опция, так как при неплотном прилегании может съезжать и скрываться от вашего взора в свободном падении.

 

Капюшон

Для длинноволосых красавиц, красавцев (и не очень) необходимая вещь. Из-под него волосы не вылетят ни при каких обстоятельствах и не запутаются.

 

Какой в итоге парашютный комбинезон купить?!

Честно, на мой взгляд самый правильный ответ: посоветоваться со своим инструктором. А после этого ещё и с нами. Потому что каждый случай по-своему уникален. Разные дисциплины парашютного спорта, разные производители, разные цели, разные комплекции тела, разные ткани, опции, крой, цвета... Если вы покупаете первый в жизни комбинезон, едва ли вы разберётесь во всём сами, и спросить совет - самое правильное решение. Именно так я и поступил в 2014 году, когда впервые шил на заказ свой комбез. В итоге всё получилось близко к идеалу - он прослужил почти 5 лет без единого ремонта, выдержал около 1000 прыжков и пару сотен часов работы в трубе, был комфортным и летом, и зимой. Поэтому вот вам итоговый ответ: +79629621245 - звоните, пообщаемся. Или пишите в вотсап/вайбер/телеграм.

 

www.petrovshop.ru

Какой высотомер выбрать, цифровой или механический?

За прошедший год я ответил на этот вопрос раз 100500 или чуть больше. В конце концов мне надоело перетирать языком одно и тоже, а на пальцах уже мозоли от набора текста. Поэтому решено написать этот научный труд, дабы копипастить его страждущим.

10 лет назад цифровые высотомеры были предметом роскоши и понта, так как надёжностью они не отличались, а стоили, как чугунный мост. Конечно, нельзя сказать, что сейчас цены сравнялись. Импортные цифровые высотомеры, например, Viso или Neptune (ныне Atlas), как стоили в 1,5-2 раза дороже механических аналогов, так и стоят. Зато надёжность их значительно выросла, а точность показаний и компактный размер стал более актуальным во многих видах парашютного спорта. Плюс с недавнего времени стали появляться отечественные аналоги по ценам механических высотомеров, но с функционалом электронных. Поэтому если раньше были объективные причины брать "механику", то сейчас всё больше людей отдают предпочтение "автомату".

Рассмотрим преимущества всех типов высотомеров для парашютного спорта.

Механические.
1. Простота и надёжность конструкции. Причиной поломки механического высотомера может стать только физическое воздействие на него. Удары, вода, попадание пыли внутрь - всё это может вывести его из строя. Зато глюк программного обеспечения исключён.
2. Большой, хорошо читаемый циферблат. Именно поэтому студентам AFF до сих пор не дают электронные высотомеры, показания которых может быть сложно считать в стрессовой ситуации.
3. Нет необходимости включения/выключения высотомера, его подзарядки и замены батареек.
4. Относительно низкая цена. В среднем цена механики находится в пределах 150-200$, что в 1,5-2 раза ниже, чем у электронных высотомеров импортного производства.

Электронные.
1. Высокая точность измерения. Вплоть до 1 метра. И это действительно становится актуально при занятии, например, купольным пилотированием, когда нужно точно знать высоту начала разворота перед приземлением. Для начинающих это тоже полезно, так как глазомер ещё недостаточно развит, а механический высотомер может иметь достаточно большую погрешность и высоту крайнего разворота показать не верно.
2. Функция подсветки и работа на больших высотах. Среди механики приходится выбирать, какую шкалу взять: на 4 или на 6 км, с флуорисцентной подсветкой или без. На электронике в этом выборе нет необходимости, так как высотомер будет работать на любой высоте, с которой вы будете прыгать, а подсветка на нём легко включается при редкой необходимости. Кстати, в сумерках её использование заметно облегчает жизнь, если вам повезло успеть в крайний взлёт.
3. Автоматическая калибровка. Вы больше не забудете выставить высотомер на "0" перед взлётом, так как электроника сама отслеживает незначительные колебания давления на земле.
4. Компактный дизайн. На повышенных скоростях, например, во фрифлае, электронный высотомер будет плотно сидеть на своём месте и не болтаться на руке от набегающего потока. Плюс его проще разместить на разных частях тела - на предплечье, бедре или даже на плечевом обхвате подвески, так как для них предоставлен большой выбор универсальных (и не очень) креплений.
5. Бортовой компьютер. Считать прыжки в конце дня, если вы сбились со счёта, не обязательно. Электроника запишет достаточно данных о ваших прыжках: дату, время, высоту отделения, высоту раскрытия, скорость в свободном падении и под куполом.
6. Функция спидометра. Электронные высотомеры можно переключать в режим спидометра. Казалось бы бесполезная функция. Однако при работе в базе формации может быть полезно постоянно знать свою скорость, чтобы удерживать её на комфортном для остальных уровне.
7. Водостойкость. Электронные высотомеры любят свуперы. А свуперы не всегда любят, но иногда вынуждены купаться. Поэтому большинство электронных высотомеров рассчитаны на небольшие погружения. Не хотите с ним расставаться ни на минуту? Можно смело отправлятья в душ, он стойко перенесёт это испытание. А уж дождь - тем более.

Теперь пора развенчать мифы о "безусловных" преимуществах механических высотомеров.
1. Простота и надёжность конструкции. На самом деле конструкция электронных высотомеров тоже не такая сложная, как кажется. Вспомните нокиа 3310. Неубиваемый телефон, да? Электронные парашютные высотомеры тоже. При чём в большей степени. Большинство из них имеют достаточную ударостойкость, чтобы дать фору механическим. Так что разбить механический высотомер в большинстве случаев даже проще, чем электронный. Например, нептуны и атласы имеют алюминиевый корпус и прочное толстое стекло, плюс часто они находятся в чехле, который увеличивает защиту от ударов. Альтеры по прочности им не уступают, не смотря на то, что делаются из пластика. Программное обеспечение и электронные платы высотомеров тоже стали на столько совершенны, что практически исключают их отказы. По крайней мере вероятность глюка электроники примерно равно вероятности того, что у механического высотомера внезапно отвалится стрелка. Так что это преимущество было актуально лет 10 назад. Теперь - нет.
2. Большой, хорошо читаемый циферблат. Именно поэтому студентам AFF до сих пор не дают электронные высотомеры, показания которых может быть сложно считать в стрессовой ситуации. Я специально скопировал текст этого преимущества целиком. Вдумайтесь. Студентам AFF... В стрессовой ситуации... Если вы выбираете себе парашютный высотомер, значит, вы уже прошли AFF или планируете это сделать в ближайшее время. Самостоятельные прыжки с парашютом предполагают то, что вы уже пришли в сознание и не теряете его в свободном падении. А значит, и показания высотомера сможете без труда прочитать. Скорее всего при первом прыжке с электроникой вы удивитесь, на сколько удобно читаются цифры экране. На много удобнее, чем на механическом. Главное - не терять сознание. Резюме: это преимущество актуально при совершении первых прыжков. Сразу после AFF (или "2-ой программы") оно становится ничтожным.
3. Нет необходимости включения/выключения высотомера, его подзарядки и замены батареек. Зато есть необходимость каждый раз перед взлётом выставлять стрелку на ноль, что тоже можно забыть сделать. Это во-первых. Во-вторых, батареек в современном высотомере хватает на столько, что, возможно, ещё вашим детям останется. Например в Viso батареек хватает примерно на 1000 прыжков или несколько лет неактивного использования. А о необходимости замены высотомер предупредит вас с таким запасом, что ещё на пару месяцев хватит. И уж точно это не произойдёт внезапно. В страхующих приборах тоже необходимо периодически менять батарейку. Однако, ППК-У несмотря на это популярностью не пользуется. Резюме: Да, подзарядка и замена батарей периодически требуется, но это делается так легко, и предупреждение о низком заряде выдаётся с таким запасом, что преимущество механики не имеет особого веса.
4. Относительно низкая цена. Действительно, если у вас отложено на покупку высотомера 100$, то выбора нет - берите б/у механику. Если вы можете позволить себе новый механический высотомер, то уже можно присмотреться к Viso. Разница в цене минимальна, но функционал и надёжность на порядок выше.

Итого: Время механических высотомеров, когда электроника была не высокого качества, прошло. Действительно, механические высотомеры для парашютного спорта имеют своё определённое назначение - например, для студентов AFF. Также они будут надёжнее при низких температурах. Но на практике у механики не остаётся никаких преимуществ для рядовых парашютистов. Единственная объективная причина купить механический высотомер - непреодолимое желание сэкономить, но актуально это только при выборе б/у парашютного снаряжения. Выбираете новый высотомер для прыжков с парашютом в нормальных условиях - независимо от опыта смело берите электронику.

www.petrovshop.ru

Как правильно подобрать размер парапланерного шлема

Каждому спортсмену-экстремалу, к которым относятся и парапланеристы, должно быть присуще здоровое чувство самосохранения, заставляющее выбирать экипировку, обеспечивающую должный уровень безопасности. Шлем — это основа основ такой безопасности. И необходимо четко усвоить прописную истину — не летать без шлема.
Парапланерный шлем обеспечивает защиту как при падениях и ударах, так и при неблагоприятных погодных условиях.

Учитывая сказанное, нужно очень ответственно подойти к выбору шлема: он должен плотно сидеть на голове и максимально прилегать к ней, однако при этом не доставлять дискомфорта в виде давления, и при движениях головы не смещаться в стороны.
Чтобы приобрести наиболее удобный для вас шлем, конечно, лучше всего его померить перед покупкой. Но если такой возможности нет, то надо знать, что размер шлема соответствует окружности головы: размер XS подойдет при окружности головы 54 см, S — при 56 см, M — при 58 см, L — при 60 см, и т. д.
Окружность головы измеряется сантиметровой лентой через надбровные дуги и самую выступающую часть затылка: полученный в сантиметрах результат и есть размер головы.
Как правило, окружность головы пропорциональна росту, то есть при росте 155–160 см окружность головы обычно составляет 56 см, при росте 165–175 см — 58 см, при росте 175–185 — 60 см и т. д. При плотном телосложении чаще всего требуется шлем на размер больше.

Парапланерный шлем может прослужить до четырех лет, но в случае его повреждения при падении, ударе шлем рекомендуется заменить. В целях обеспечения сохранности, а соответственно и увеличения срока службы, желательно использовать чехол для шлема.

И в заключение стоит заметить, что для занятий парапланеризмом необходимо приобрести именно парапланерный шлем (а не, к примеру, шлем для горнолыжного спорта или мотоспорта), поскольку при его разработке и изготовлении были учтены особенности именно парапланерного спорта. К тому же, сертификация парапланерных шлемов отличается особенно высокими требованиями к безопасности. Поэтому при покупке шлема обязательно надо обращать внимание на наличие сертификации.

paramagazin.ru

Десантные шлемы германских парашютистов 1935-1945 годов

Немецкое военное ведомство интересовалось возможностью боевого использования воздушно-десантных войск с середины 30-х годов. Локомотивом претворения в жизнь планов их создания стал сам командующий люфтваффе и министр авиации рейхсмаршал Геринг. Заложенные в новом роде войск возможности как нельзя лучше подходили для концепции блицкрига: проведение молниеносных глубоких наступательных операций с прорывом в глубину расположения противника мощных танковых клиньев. Прокладывать для них дорогу в соответствии с этой доктриной и были призваны парашютные войска (Fallschirmtruppen — FST). В их задачу входило быстрое овладение стратегическими объектами — мостами, по которым должны пройти колонны танков и мотопехоты, укрепленными районами, узлами связи и т.д. Знаменитые киевские учения 1935 года, на которых присутствовало несколько германских военных наблюдателей, доступно проиллюстрировали теоретические выкладки армейских специалистов и послужили дополнительным толчком к началу формирования собственных ВДВ. Добавим, что руководство вермахта, вынужденное воссоздавать его практически с нуля, было во многом свободно от косных представлений о ведении современной войны, господствовавших в военных кругах прочих стран. Формирование парашютных частей началось практически одновременно как в сухопутных войсках, так и в ВВС Германии. 1 октября 1935 года полицейский отряд личной охраны генерала Г. Геринга (Landespolizeigruppe General Goering), который, помимо прочих чинов и титулов, являлся шефом полиции земли Пруссия, был перечислен в состав люфтваффе как отдельный полк “General Goering”Примерно в это же время добровольцы из его состава направляются в городок Альтенграбов, где идет формирование парашютного стрелкового полка ВВС, для прохождения специальной подготовки.

Наиболее выразительным и запоминаемым благодаря безукоризненной пластике линий на протяжении первой половины XX века, оставался шлем немецкого солдата — Stahlhelm (стальной шлем). Первые образцы таких касок были приняты на вооружение в 1916 г., получили обозначение М16.

Изменение роли пехоты в войне, увеличение ее мобильности, отказ от позиционных боев, при которых максимальная защита головы была главной функцией шлема, привели к уменьшению размеров козырька и назатыльников. Шлем стали штамповать из легированной углеродистой стали с добавлением молибдена. Толщина листа колебалась от 1 до 1,15 мм. Каска из такой стали выдерживала давление до 220 кг на квадратный мм, что обеспечивало защиту даже от крупных осколков и пистолетных пуль. В результате немецкая каска М35 (принята на вооружение вермахта в 1935 году) визуально стала более обтекаемой и пластичной.

К началу Второй мировой войны немецкая каска М35 по праву считалась лучшим образцом защитного вооружения.

Несмотря на все достоинства, уже на начальном этапе подготовки парашютистов выяснилось, что стандартные армейские шлемы М35 непригодны для использования при прыжках с парашютом. Конусные поля каски создавали вихревой воздушный поток, который срывал шлем с головы парашютиста, что могло привести не только к потере шлема, но и к серьезной травме. Таким образом, стандартный подшлемник образца 1931 года в первозданном виде тоже оказался непригоден для использования и требовал конструктивных изменений.

Разработка нового образца шлема была поручена специалистам предприятия Eisenhuttenwerk в Thale под руководством инженера Хайслера. В результате проведенной работы был представлен шлем, адаптированный для новых задач. Основой для новой модели стал модернизированный шлем стандарта M1935. Модель парашютного шлема получила наименование M1936 и была сделана в общей форме шлема M1935, но без конусных полей и выступающего козырька.


Шлем М36
Шлем М36 с модернизированным подшлемником от М38

Часто встречается мнение, что парашютные каски моделей М36, М37 изготавливались путем обрезания полей стандартной каски М35. Скорее всего, этому заблуждению способствовал не очень точный перевод (или некорректное понимание перевода) из иностранных источников в которых упоминается общая форма со шлемом М35. Для тех, кто хоть немного знаком с кузнечно-прессовым производством и промышленной (серийной) технологией металлообработки такой вопрос никогда бы не стоял. Как известно, шлемы изготавливались методом горячей штамповки из листового металла и в процессе серийного (даже мелкосерийного) производства наверняка использовался не один и не два пресса и соответственно на каждом из прессов была установлена отдельная штамп-форма. По мере износа штамповые формы регулярно заменялись на новые, которые изготавливались по единым чертежам в инструментальном подразделении предприятия, поэтому говорить об одной (единственной) форме не имеет смысла. Можно говорить только о единообразии форм, изготовленных на основе общей технической документации, единого, стандартного образца.

Обрезка полей готовой стандартной каски как отдельная, весьма трудоемкая и совершенно неоправданная технологическая операция представляется вообще лишенной всякого смысла. Намного проще и технологичней изготовить сокращенную, "обрезанную" пресс-форму на базе стандартного варианта. Непосредственно обрезку полей каски, можно представить вполне возможной только на стадии разработки шлема, в процессе проектно-испытательных работ.

При разработке специального парашютного шлема изменения коснулись и конструкции подшлемника, но только в части изменения системы подбородочных ремней. Крепление подшлемника к шлему с помощью трех кнопок-кламмеров осталось неизменным, но в основание подшлемника (шлема) был добавлен толстый слой вспененной резины. Подобно M1935, в шлеме использовались те же самые полые заклепки для воздушных вентилей. Новая система ремней был разработана, таким образом, для того, чтобы пересечься позади задней части шеи и вниз вокруг подбородка при пересечении (кроссировании) с обеих сторон ушей. Для крепления ремней в шлеме были сделаны четыре продолговатые щели.


Отличия М36 и М37
Шлем М37

В 1937 году появилась новая модификация шлема, получившая наименование М37. В каске использовались те же самые компоненты как и в модели M1936, за исключением того, что новая модель имела две, а не четыре щели для крепления ремней. Однако все конструкции на базе стандартной армейской модели М35 оказались недостаточно эффективными в процессе эксплуатации. Недостатки были столь очевидны, что возникла необходимость разработки специального шлема для парашютистов, без использования базовой общеармейской модели и ее комплектующих.

Необходимо отметить, что шлемов моделей М36, М37 практически не сохранилось. Во всем мире существуют лишь единицы подобных изделий. Все то, что появляется на рынке, является поздними переделками из общеармейских касок, иногда весьма высокого качества.


Оригинальный шлем М37 (военная археология)

Принципиально новая модель шлема специально для парашютистов была разработана и представлена 16-ого июня 1938 года и получила наименование M38. Помимо оригинальной формы сферы шлема, была полностью перепроектирована конструкция подшлемника, который крепился к сфере четырьмя болтами (два на затылочной части каски и два по бокам), в самих болтах имелись сквозные вентиляционные отверстия и два углубления под специальный ключ.

Со временем крепежные болты видоизменялись На самых первых образцах шлемов болты были медные (латунные), позже они стали производиться из стали, для удобства на головке болта появился шлиц под стандартную плоскую отвертку. Спустя некоторое время болт стал алюминиевым. В конце войны исчезло вентиляционное отверстие в болте. После появления новой модели парашютного шлема предыдущие варианты либо изымалась из войск, либо в них устанавливался модернизированный подшлемник, который крепился на болтах. Согласно инструкции Luftwaffe от 15 марта 1938 г., срок службы шлема ограничивался 15 годами. Подшлемник крепился на усиленный обруч новой конструкции. Первоначально обруч изготавливался из алюминия, который впоследствии был заменен на оцинкованную сталь.


Болты и ключ крепления подшлемника модели М38

Подшлемник изготавливался из двух кожаных сегментов, сшитых по центру в единую сферу. Для вентиляции в коже подшлемника были сделаны двенадцать отверстий, располагавшихся равномерно по всей поверхности сферы. В качестве амортизатора использовался листовой вспененный каучук в форме семи лепестков (полос) располагавшийся между обручем и кожей по всей внутренней поверхности каски. Точная индивидуальная подгонка шлема осуществлялась за счет изменения толщины каучукового листа.

Подбородочный ремень каски имел Y-образную форму и монтировался на болтах крепления подшлемника с помощью отверстий усиленных люверсами. Длина ремня могла регулироваться благодаря наличию трех отверстий подряд, расположенных на концах ремня


Шлем образца 1938 года. М38

Шлемы М38 инженера Хайслера изготавливались только на одном предприятии Eisenhuttenwerk в Thale — лидере германской промышленности в изготовлении и проектировании шлемов и маркировались соответственно клеймами ЕТ или ckl. В производстве находились шлемы 64, 66, 68, 71 размеров, причем 64 размер в отличие от общеармейских касок, встречается крайне редко.

Ранние варианты шлемов для парашютистов имели две декали — национальный щиток-триколор и эмблему принадлежности к роду войск Luftwaffe (ВВС) или Heer (сухопутные войска). Позже, 1 января 1939 года, все парашютные части были подчинены единому командованию в рамках структуры Luftwaffe и имели только эмблему военно-воздушных сил.

Первый (ранний) образец декали орла Luftwaffe использовался с 1-ого марта 1935 года, вплоть до введения нового образца, который был представлен в конце 1936 или в начале 1937 года. Инструкцией от 12-ого июня 1940 прекращалось использование национальной декали (триколора), и дальнейшие инструкции от 28-ого августа 1943 отменили декаль с изображением орла и предписывали, что декали должны быть удалены со всех шлемов находящихся в эксплуатации, хотя директивы также как и в случае с общеармейскими касками, никто твердо не придерживался.

Благодаря своей антуражности и сравнительно небольшому количеству германские парашютные шлемы модели М38, не говоря о более ранних моделях (М36, М37), часто являются объектом переделки путем "творческой доработки" обычных касок.

Подшлемник крепился на усиленный обруч новой конструкции. Первоначально обруч изготавливался из алюминия, который впоследствии был заменен на оцинкованную сталь.

Подшлемник изготавливался из двух кожаных сегментов, сшитых по центру в единую сферу. Для вентиляции в коже подшлемника были сделаны двенадцать отверстий, располагавшиеся равномерно по всей поверхности сферы. В качестве амортизатора использовался листовой вспененный каучук в форме семи лепестков (полос), располагавшийся между обручем и кожей по всей внутренней поверхности каски. Точная индивидуальная подгонка шлема осуществлялась за счет изменения толщины каучукового листа.


Каучуковый амортизатор (реплика)

Подбородочный ремень каски имел Y-образную форму и монтировался на болтах крепления подшлемника с помощью отверстий усиленных люверсами. Длина ремня могла регулироваться благодаря наличию трех отверстий подряд, расположенных на концах ремня.


Подбородочный ремень (реплика)

После появления новой модели парашютного шлема предыдущие варианты либо изымались из войск, либо в них устанавливался модернизированный подшлемник, который крепился на болтах. Согласно инструкции Luftwaffe от 15 марта 1938 г., срок службы шлема ограничивался 15 годами.

Первый образец декали орла Luftwaffe использовался с 1-ого марта 1935 года, вплоть до введения нового образца, который был представлен в конце 1936 или в начале 1937 года. Инструкцией от 12-ого июня 1940 прекращалось использование национальной декали (триколора), и дальнейшие инструкции от 28-ого августа 1943 отменили декаль с изображением орла и предписывали, что декали должны быть удалены со всех шлемов, находящихся в эксплуатации, хотя директивы, так же как и в случае с общеармейскими касками, никто твердо не придерживался.

Источники:
http://helm.at.ua/publ/stalnoj_shlem/germanija/fallschirmjager/5-1-0-29
http://battlefront.ru/stalhelm.htm
http://15061981.diary.ru/p200702695.htm?oam#more1
http://www.antik1941.ru/new_catalog/?mode=descr&cat_id=29&item_id=20785
https://historyporn.d3.ru/desantnyi-shlem-m38-567214/

topwar.ru


Смотрите также