Как выбрать потенциометр для электрогитары


Treble Bleed Circuit. Теория и практика тонкомпенсации / workshop / Jablog.Ru

Вы возможно заметили что, когда убавляете громкость на своей гитаре — пропорционально в звуке начинают пропадать верхние частоты. Этот эффект особенно заметен если на гитаре установлены синглы.
Для многих это не является проблемой — таким образом гитаристы получают более темный и менее перегруженный звук для ритм партии. При увеличении громкости для соло звук становится ярче и лучше прорезается в миксе.
Итак. Что я хотел сказать? Золотое правило — прислушивайтесь к своему инструменту. Если потеря верхних частот для Вас — недостаток, «Treble Bleed Circuit» — это то что Вам нужно. В противном случае оставьте схему как есть. Без изменений.[на основе статей Alan'а Ratcliff'а и JohnH (с сайта guitarnuts.com)]
Потеря верхних частот. Причины
Это происходит потому что потенциометр громкости, кабели и прочая гитарная электроника в сумме работают как фильтр низких частот по схеме, схожей с потенциометром тона.
ФНЧ имеет порог, выше которого он отрезает все частоты. Когда громкость установлена на максимум — блокируемые частоты находятся вне основного слышимого диапазона. При вращении потенциометра (понижении громкости) повышается сопротивление цепи и частота среза ФНЧ смещается в слышимый диапазон.
Способы устранения проблемы
— Высококачественные кабели низкой емкости меньше влияют на подавление верхних частот. К сожалению, эти кабели, как правило, очень дорогие, жесткие и тяжелые.
— Короткие кабели имеют меньшую емкость чем длинные — но, очевидно, это может существенно ограничить ваши передвижения на сцене.
— Вы можете компенсировать потерю верхних частот, припаяв конденсатор к незаземленным ножкам потенциометра «In» и «Out» — таким образом в схеме появится фильтр, подмешивающий к выходному сигналу верхние частоты. Емкость конденсатора устанавливает частоту, выше которой конденсатор пропускает сигнал. Чем больше емкость — тем ниже пороговая частота.
Treble Bleed Circuit

[1] 100pF — 500pF конденсатор. Ibanez используют 330pF на многих RG и 180pF на некоторых PRS моделях. Мод часто встречается на телекастерах. Он неплохо работает при уровне громкости в диапазоне от 100% до 40%, но при минимальных значениях звук становится слишком ярким, звенящим. Связано это с тем что верхние и нижние частоты в данной схеме убывают неравномерно.
Но! На хамбакерах этот «дефект» не так заметен. И многим музыкантам он нравится. Благодаря такой ручке «громкости» можно сформировать звук, который ни одна стандартная крутилка тона сделать не может.
Устранить «дефект» можно с помощью резистора двумя способами ([2],[3]).

[2] Конденсатор — 560-1000pf, резистор — 80-500K. Конденсатор и резистор соеденины параллельно. Seymour Duncan и DiMarzio придерживаются именно этой конфигурации. Есть много мнений насчет оптимального сопротивления резистора — все они сводятся к тому что его значение должно находится в промежутке 50-90% от сопротивления потенциометра. Для подбора можно использовать подстроечный резистор (trimpot). Главный недостаток данной модификации — резистор, присоединенный параллельно с потенциометром, существенно влияет на его «конус» (зависимость сопротивления от поворота ручки громкости).

[3] Конденсатор 1-2nf, 100-130K резистор. Конденсатор с резистором соединены последовательно (порядок не важен). Австралийский производитель звукоснимателей Chris Kinman рекомендует подобное соединение для синглов, но оно также подходит и для хамбакеров.
Резистор здесь сглаживает «дефект» первого мода, при этом не так сильно влият на «конус». Конденсатор с большей емкостью имеет большую пропускную способность — не будет скачка верхних частот. Что изменится? При вращении потенциометра громкость в начале пути будет нарастать медленнее, чем у немодифицированных потенциометров.

Графики
В идеале кривая АЧХ не должна изменяться при понижении уровня громкости. Все последующие схемы соответсвуют разным модификациям «Treble Bleed Circuit» и смоделированы таким образом, чтобы кривая в районе -6db максимально приближалась к кривой «Full» (когда громкость установлена на максимум).
Интерес составляют последующие изменения АЧХ, вызванные понижением уровня громкости (повышением сопротивления).

[0] Стандартный потенциометр громкости.

[1] Конденсатор.

[2] Конденсатор и резистор соединены параллельно.

[3] Конденсатор и резистор соединены последовательно.

Видео от John Planetz:
Treble Bleed Mod. Подбор конденсатора.

Установка конденсатора.

Несколько потенциометров громкости на одной гитаре.

jablog.ru

Гитарная Электроника: Часть IV: Инструменты и оборудование

Электрические схемы изображают схематически фактическую распайку
Схема распайки на рисунке 2 показывает как распайка работает, в то время как рисунок 3 показывает фактическую распайку в гитаре и может быть полезнее при пайке элементов.

Схемы распаек пассивных датчиков
Самая простая форма электрической цепи - датчик, непосредственно связанный с гнездом выхода (1) и усилителем, на котором регулируется громкость и тембр. В этой  электрической цепи звук датчика определяет только сопротивление шнура, сопротивлением входа усилителя и, прежде всего, емкостью гитарного кабеля.
Схема с потенциометром громкости (2,3) - другой пример простой электрической цепи, которая устраивает большое число гитаристов, которых изобилие всяких выключателей, датчиков и множество их комбинаций пугает своей сложностью и отвлекает от игры. Потенциометр громкости на гитаре позволяет исполнителю регулировать громкость звука, не бегая постоянно к усилителю. Кроме этого он также служит для согласования выхода гитары с входом усилителя, который очень чувствителен к разного рода отклонениям. Когда подвижный контакт потенциометра выкручен на полную громкость, в сторону лепестка, к которому припаян сигнальный провод датчика, электрический ток не протекает через дорожку сопротивления потенциометра и поэтому проходит без ослабления. При перемещении подвижного контакта потенциометра к противоположному лепестку, который соединен с общим проводом, сигнал ослабевает, и в конце концов пропадает.
Потенциометр громкости также оказывает влияние на звук датчика. Обычно, с синглами устанавливаются потенциометры сопротивлением 220к или 250к, а с хамбакерами 470к или 500к, но это - также вопрос вкуса. Потенциометры громкости не освобождены от неприятных побочных эффектов, хотя подвижный контакт потенциометра и имеет связь (через сопротивление потенциометра) с общим проводом, часть высоких частот срезается. Эта типичная особенность электрогитар - включение потенциометра громкости заставляет звук стать  более глухим, вследствие того, что на высоту резонансного пика, который и делает звук ярким, помимо индуктивности датчика и емкости кабеля, влияет сопротивление потенциометра.
Эта проблема среза высоких становится еще острее, когда потенциометр подключен неправильно (4). По мере уменьшения громкости, катушка все более и более заземляется, пока в конечном счете полностью не замыкается с общим проводом. Что при этом происходит с резонансным пиком объяснять я думаю не надо.

Выходные гнезда

Стандартное гнездо, используемое в электрогитарах - 6.35mm (1/4"). Поскольку этот тип гнезда также используется как входное гнездо в усилителе, оба штекера на концах стандартного гитарного кабеля одинаковы, чтобы не имело значения, какой из них включен в гитару, а какой в усилитель.
Моно гнезда имеют два контакта (1), один из которых связан с корпусом, другой с контактным лепестком. Когда штекер включен в гнездо, его наконечник специальной формы вступает в контакт с контактным лепестком гнезда, в то время как другая часть вступает в контакт с корпусом (2). На открытых гнездах это хорошо видно. На изолированных, пластмассовых гнездах контакт, расположенный ближе к входу - общий. Некоторые гнезда также имеют дополнительные контакты, которые можно использовать в качестве выключателя (4). Они активизируются, когда вставлен штекер. Стерео гнезда и стерео штекеры имеют дополнительно третий контакт (3).

Типы потенциометров

  •  Стандартный потенциометр (5)
  •  Стерео потенциометр: два подвижных контакта на две (6)
    дорожки сопротивления перемещаются одновременно  одним движком. (7)
  •  Слайдер (продольный потенциометр): подвижный контакт перемещается по прямой линии по дорожке сопротивления. Этот тип не используется на электрогитарах. (8)
  •  Крепежные гайки (9)
  •  Потенциометр с более тонким движком.
  • Потенциометры

    Громкость звука гитары (Volume) регулируется вручную при помощи переменного резистора с тремя выводами названного потенциометром. Два крайних вывода соединены с дорожкой сопротивления, а средний с подвижным контактом, который перемещается движком по дорожке сопротивления, таким образом изменяя сопротивление. Линейные потенциометры изменяют сопротивление равномерно: например, когда подвижный контакт находится в среднем положении, сопротивление равно половине общего сопротивления потенциометра. Аудио потенциометры, или логарифмические потенциометры, являются специальным типом потенциометров, в которых изменение сопротивления происходит по экспоненте. Этот тип потенциометров часто используется для регулятора громкости и тембра, потому что они создают впечатление постепенного изменения громкости или тембра. Конечно можно использовать и линейные потенциометры, в конце концов, это дело вкуса. Линейные потенциометры обычно обозначаются литерой A, а логарифмические литерой B. Таким образом потенциометр 250кA линейный, а 250кВ логарифмический. (На самом деле сейчас наоборот: английской буквой А обозначают логарифмические потенциометры (audio), а буквой B – линейные. Это ошибка не переводчика, а автора статьи)
    Представление резистора или потенциометра в электрический схеме разное. В Германии, в которой я живу, символ резистора по DIN - маленький прямоугольник; потенциометр представлен стрелкой поперек прямоугольника (DIN – немецкий промышленный стандарт). Американский стиль более наглядный, но также и более сложный для рисования. В этой книге я использую гибридное представление.

    Конденсаторы


    Конденсаторы образуют препятствие для прямого прохождения постоянного электрического тока, но позволяют свободно течь переменному току. Конденсатор состоит из двух пластин, разделенных слоем диэлектрика и помещены так близко друг к другу, что чередование токов нагрузки - типа переменного тока – заставляет их влиять на друг друга. Сопротивление конденсатора малое на высоких частотах и большое на низких, по-другому, конденсатор пропускает больше высоких частот, чем низких. Конденсаторы - компоненты электрической цепи, которые могут использоваться как частотный фильтр. Чем выше номинал, тем ниже частоты, которые пропускает конденсатор. Конденсаторы низкого номинала могут быть слюдяными или керамическими. Емкость измеряется в пикофарадах (пФ, pF), нанофарадах (нФ, nF) или микрофарадах (мкФ, mF, μF). 1нФ = 1000пФ, и 1000нФ = 1 мкФ (то есть 0.001 мкФ = 1нФ = 1000пФ). К сожалению, емкость, написанная на конденсаторе,  слишком часто ошибочно трактуется. На большинстве из них Вы найдете вообще только числа, а признак единицы емкости будет полностью отсутствовать. Номинал таких конденсаторов можно предположительно определить исходя из их размеров. В принципе это не сложно при наличии здравого смысла. Число "1000", написанное на маленьком конденсаторе, по всей вероятности, будет означать 1000пФ (=1 нФ). "1E3" также будет 1000пФ. И наконец ".001", сокращение для 0.001 мкФ, или 1нФ. Кроме того, некоторые мультиметры позволяют измерять емкость.
    Другая маркировка - три цифры, написанные на конденсаторе, первые две из них, обозначают емкость в пикофарадах (пФ), а третья цифра число нолей: "503" – 50 пФ + три ноля = 50000пФ = 50нФ = 0.050мкФ

    Переключатели

    Переключатели – устройства, которые размыкают-замыкают электрическую цепь механическими средствами. Они могут также использоваться, чтобы изменить направление прохождения сигнала. Переключатели делятся по числу выводов и положений. Самый простой тип переключателей – ON-OF Switch (вкл-выкл) (SPST = два вывода, два положения: включено – выключено, реализован в виде тумблера или кнопки). Рисунок (1) - обозначение на схеме выключателя.
    Переключатель ON-ON Switch (вкл-вкл) (SPDT = три вывода, два положения: включено-включено (2), средний контакт попеременно соединяется с одним из двух других. Таким образом сигнал может быть направлен по одному из двух путей.
    Переключатель ON-OF-ON Switch (вкл-выкл-вкл) три вывода, три положения (3), в среднем положение никакие контакты не замыкаются. Такой переключатель позволяет включить два конденсатора параллельно датчику.
    Переключатель ON-ON-ON Switch (вкл-вкл-вкл) является специальным типом переключателей, который работает как показано на рисунке 4. Три вывода, три положения. В среднем положении все выводы замкнуты.
    Многовыводной переключатель позволяет замыкать несколько контактов одновременно. Таким образом двухпозиционный (DPDT) переключатель (5) работает подобно двум выключателям SPDT (2), помещенным рядом и активизируемым одновременно, или трем выключателям SPDT с тремя выводами, активизированным одновременно.
    Если Вы не знаете как работает тот или иной переключатель, проверьте его омметром.

    Срез высоких частот, вызванный потенциометром громкости может быть уменьшен, применением конденсатора (1). Подходящая емкость подбирается экспериментальным путем. Типичная емкость конденсатора 0.01мкФ. Поскольку ток всегда выбирает путь наименьшего сопротивления, более высокие частоты сигнала будут проходить через конденсатор без потерь. Это - лучший способ устранить проблему потери ВЧ на потенциометре. Для хамбакеров соединенных с потенциометром сопротивлением 500к наилучшем является применение конденсатора емкостью 0,001мкФ и резистора сопротивлением 150к подключенных параллельно (2), а параллельно подключенный датчик, нагруженный при таком подключении сопротивлением приблизительно в 300к, выдает звук, сбалансированный по всему диапазону регулировки. С синглами и потенциометрами сопротивлением 250к применяют конденсатор емкостью 0.0025мкФ и резистор 220к, которые позволяют передавать тембр звука без изменения на малой громкости. (Я бы не советовал применять описанные тонкомпенсирующие цепочки (рис. 1 и 2),  практика показывает, что при активной игре с регулятором громкости они очень сильно мешают)
    Конденсаторы для регулировки тембра. (3)
    Меньшее сопротивление потенциометра по сравнению с конденсатором ведет к тому, что часть высоких частот сигнала гитары уходит в землю, не достигая выхода. Большинство музыкантов выкручивают потенциометры тембра на минимум, что бы высокие частоты меньше срезались, не позволяя звуку становиться глухим. В качестве регулятора тембра рекомендуется использовать логарифмический потенциометр.(несмотря на рекомендации автора подавляюще большинство производителей ставят на тембр линейные потенциометры – может, они просто статью не читали;-)) Для регулировки тембра обычно применяются конденсаторы с емкостями 0.047мкФ или 0.05мкФ (47нФ и 50нФ соответственно) для синглов и 0.02мкФ (20нФ) для хамбакеров, но конечно можете поэкспериментировать с различными емкостями.
    Если ваш регулятор тембра представляет собой потенциометр со встроенным переключателем (кнопка ON-ON), Вы можете переключаться между двумя конденсаторами различной емкости (4).
    Больше вариантов тембра можно получить применением кругового переключателя (галетника) с припаянными к нему конденсаторами разной емкости и подключаемые параллельно к датчику (5). Такой способ позволяет изменять резонансную частоту датчика, получая большее разнообразие звуков. Эксперименты с конденсаторами различных емкостей между 0.0005мкФ (0.5нФ или 500пФ) и 0,010мФ (10нФ) - позволит Вам узнать различия в тембрах. Конденсатор большей емкости, включенный параллельно срежет больше ВЧ и сделает звук более низкочастотным чем конденсатор с меньшей емкости. Если круговой переключатель выдает щелчки при переключении, присоедините  параллельно каждому конденсатору резистор номиналом 10М. Вы можете купить готовые круговые переключатели со встроенными конденсаторами (6) для большинства датчиков и гитар у немецкогоэксперта гитарной электроники Гельмута Лемме (см. адреса поставщиков). (ещё одна на мой взгляд бестолковая идея, видимо у господина Гельмута Лемме обнаружился излишек галетников, которые срочно нужно продать).
    Дальнейшие эксперименты могут состоять в соединении резистора с конденсатором последовательно (6-8к) или параллельно (100-150к). Этот резистор должен урезать резонансные пики, которые являются слишком высокими и сделать звук более теплым.

     

    rockot.ru

    Распайка звукоснимателей 102 / workshop / Jablog.Ru

    В прошлый раз мы рассмотрели подключение одного синглового звукоснимателя напрямую. На этот раз мы углубимся в понятие распайки гитары.
    Обруби звук!

    Предположим, мы не хотим останавливаться на достигнутом, и простейшим следующим шагом будет добавление «kill switch». Это простой переключатель, который в одном положении оставляет звук как он есть, а в другом убирает звук полностью. Возможно вы подумали, что мы можем просто добавить мини-переключатель к белому проводу («сигнал»), чтобы обрезать выход из снимателя, как на картинке ниже:


    Однако, когда мы используем этот пример отключения «сигнала», мы получим такой же шум, как при отсоединенном от гитары кабеле. Два контакта в этом случае не находятся в равных напряжениях.
    Вместо этого мы должны установить переключатель так, чтобы он по-прежнему отключал сниматель, но и к тому же замыкал цепь:


    На этот раз в позиции переключателя «вкл», «сигнальный» провод подключен к выходу датчика. В позиции «выкл» он подключен прямо к «земле» (в то время как выход из снимателя не подключен ни к чему).
    Теперь у нас есть «kill switch», который действительно отрубает звук!
    Прибавь звук

    «Kill switch» это конечно хорошо, но еще более полезным является регулятор громкости. Регулятор громкости использует потенциометр, который прячется под ручкой громкости на гитаре. Так он выглядит:


    Как вы видите, у него три контакта. Два крайних из них связаны резистивной полосой, а средний подключен к контакту, который движется по полосе, когда ручка поворачивается. Если подключить «сигнал» на левый контакт, а «землю» на правый контакт, то при перемещении среднего контакта мы можем контролировать выход «сигнала» — полный выход, полностью на «землю», или где-нибудь между ними. При подключении этого среднего контакта к гнезду, как на рисунке ниже, мы подключим к схеме регулятор громкости.


    На этой диаграмме вы можете заметить, что я подсоединил последовательно провод «земли» на правый контакт и на заднюю стенку регулятора громкости. Таким образом мы заземляем металлические части гитары. Так сложилось, что задняя часть потенциометра используется как заземлитель для всех других проводов нуждающихся в заземлении. Есть плюсы, минусы и исключения, но обсуждение этого выходит за рамки этой статьи.
    Понизим тон

    Последнее что мы собирались рассмотреть в этой статье, это добавление ручки тона. Регулятор тона работает иначе, чем регулятор громкости. Он использует потенциометр и конденсатор вместе, чтобы убрать насыщенность высоких частот в сигнале на землю. Поставив конденсатор ВЧ на «сигнал» мы связываем высокие частоты с «землей» при помощи потенциометра. Тоесть теперь, вращая ручку потенциометра, мы добавляем ВЧ на землю, тем самым получая их уменьшение на выходе.
    Чтобы присоединить ручку тона к цепи, мы соединяем вход потенциометра громкости (наш «сигнал» с датчика) с потенциометром тона на одном из концов резистивной полосы. Затем мы ставим конденсатор между плавающим соединительным контактом и «землею» (используем для земли заднюю часть потенциометра). Другой контакт на потенциометре не используется, потому что мы используем потенциометр в качестве переменного резистора, а не как делитель напряжения. Выкручивание ручки к нулю позволяет большему сигналу достичь конденсатора, где фильтруются высокие частоты, и убираются через заземление. Вот как это выглядит:


    Это все что я собирался объяснить в этой части. Теперь у нас есть гитарная схема с одним снимателем, ручками громкости и тембра. Именно эта схема используется в прототипе Fender Esquire.
    В следующей статье мы рассмотрим подключение нескольких звукоснимателей и их переключение.


    Опубликовано на seymourduncan.com
    Перевод: Irvin

    Распайка звукоснимателей 101
    Распайка звукоснимателей 102
    Распайка звукоснимателей 103
    Распайка звукоснимателей 104

    jablog.ru

    Переменные резисторы. — Guitar Gear

    Предисловие.

    В отличие от постоянных резисторов, о параметрах которых я уже рассказывал, у потенциометров есть еще один, весьма существенный параметр, который многих начинающих радиолюбителей часто приводит в замешательство, если не сказать, вводит в ступор. Это – кривая зависимости сопротивления от угла поворота (или от величины линейного перемещения) ползункового вывода. В литературе этот параметр нередко называется иначе – резистивная кривая, тип резистивной зависимости, или «тип функциональной зависимости».

    Обычно, данный параметр прямо указывается только для переменных резисторов (потенциометров), предназначенных для оперативной регулировки некоторых характеристик аудио-аппаратуры, и устройств обработки звука. Чаще всего, такие потенциометры имеют логарифмическую или обратнологарифмическую кривую резистивной зависимости.

    Подстроечные сопротивления (потенциометры, триммеры), как правило, не нормируются по этому параметру, так как имеют линейную резистивную зависимость.

    Что же такое – «кривая резистивной зависимости» (КРЗ), как она влияет (и влияет ли вообще) на работу потенциометра, что скрывается за буквами, обозначающими тот или иной тип КРЗ, и можно ли в домашних условиях модифицировать КРЗ имеющегося в наличии потенциометр (как правило, с линейной характеристикой) в КРЗ другого типа?

    Но, прежде чем ответить на эти вопросы, напомню, что нелинейные КРЗ обычно применяются в звуковой технике, и расскажу, с чем это связано.

    Немного истории.

    Почти сто лет назад, на заре возникновения первых электронных устройств усиления звука, ученые-психоакустики выявили зависимость чувствительности человеческого уха от частоты акустических колебаний в воздухе (обычных звуков), и звукового давления (уровня громкости). Оказалось, что человек слышит довольно узкий диапазон акустических колебаний, примерно от 20 до 16000 Гц. У разных людей этот интервал может быть другим, кроме того, с возрастом диапазон слышимых частот сужается, особенно в высокочастотной области. И при этом человек по-разному оценивает изменение уровня громкости не только при изменении частоты звука, но и при изменении самой громкости! Проще говоря, изменение амплитуды тихого звука, допустим, в два раза, воспринимается человеком совсем не так, как если бы в два раза изменилась амплитуда громкого звука той же частоты. И совсем другая реакция у человека на аналогичные изменения громкости звуков другой частоты.

    Тогда же были построены семейства кривых чувствительности человеческого уха – усредненные графики зависимости этой чувствительности для разных частот слышимых акустических колебаний.

    На рисунке ниже показаны эти графики, получившие название кривых равной громкости, которые были приняты в качестве международного стандарта.

    В технике, уровень звука оценивается в децибелах (дБ), в психоакустике нормирование уровня на частоте 1 кГц принято выражать в фонах. На графике показаны кривые, на которых лежат стандартизированные уровни громкости, выраженные в фонах.

    Уровень звука 4 фона, и соответствующая ему кривая равной громкости (на рисунке показана пунктирной линией), считается порогом слышимости, ниже которого человеческое ухо не в состоянии отреагировать на внешнее акустическое воздействие. Уровень 120 фон считается болевым порогом, а при звуковом давлении более 130-140 дБ может произойти физическое разрушение уха (разрыв барабанной перепонки).

    Из приведенных графиков видно, что максимальная чувствительность уха приходится на диапазон средних частот — примерно от трех до четырех кГц. Минимальная чувствительность уха приходится на низкие частоты, так же снижение чувствительности происходит и в верхнем участке диапазона слышимых частот, хотя характер изменения чувствительности там сложнее, и имеет значительно большую нелинейность и волнообразность.

    Очевидно, что диапазон чувствительности уха максимален в среднем диапазоне слышимых частот, где он достигает, а порой и превышает 120 дБ. Это соответствует соотношению 1:1000000 уровней громкости самого тихого слышимого звука к самому громкому. А в низкочастотной части графика динамический диапазон слышимости минимален, здесь он едва дотягивает до 60 дБ (соотношение уровней громкости 1:1000).

    В первых усилителях ЗЧ (звуковой частоты) в качестве регулятора уровня гром

    guitar-gear.ru

    Как проверить электрогитару


    На что необходимо обратить внимание при выборе электрогитары.

    В этой статье я расскажу Вам про основные моменты, которые помогут Вам самостоятельно проверить и выбрать свой будущий инструмент. Это своего рода «теория граблей», основанная на личном опыте. Для начала я отмечу пять основных проблем, которые могут возникнуть с электрогитарой, а также расскажу, как же это все исправляется.

    Выявление проблем, которые могут возникнуть с электрогитарой:

    - плоскость грифа

    - проверка ладов

    - строй гитары (мензура)

    - колки

    - Электроника (переключатели, потенциометры, вход)

    Проверка плоскости грифа.

    Для того чтобы посмотреть плоскость грифа, Вам необходимо взять электрогитару так, как показано на картинке ниже. Внимание Вам нужно сделать это в трех ракурсах, сначала смотрим нижнюю часть грифа (ближе к 1-ой струне), затем верхнюю часть (ближе к 6-ой струне) и смотрим вдоль грифа (т.е. по центру). Внимание гитара должна быть настроена в строе, в котором Вы играете, т.к. натяжение струн также влияют на поверхность грифа.

     

    Что же мы можем увидеть дальше? Тут всего три варианта:

    - плоскость грифа завалена или ослаблена, т.е. присутствует прогиб.

    - плоскость грифа перетянута и образуется выгиб.

    - и самый печальный вариант «гриф винтом».

     

    Если вы только выбираете гитару, то, разумеется, третий вариант («гриф винтом») мы уже не рассматриваем. Если же это произошло с Вашей гитарой, то гриф необходимо отправить на доработку гитарному мастеру, процедура весьма дорогостоящая, чаще всего, приобрести гриф отдельно, обходится дешевле. Возникает эта проблема по разным причинам:

    - резкие температурные перепады

    - неправильная работа с анкером

    - на гитаре длительное время не стояли струны

    Как это исправляется и что необходимо иметь в идеале?

    Итак, мы рассматриваем 1-ый вариант, когда присутствует прогиб. В этом случае Вам необходимо опустить струны и снять напряжение на гриф. Затем мы снимаем анкерную крышку, берем анкерный ключ и начинаем затягивать гриф, так как это показано на схеме ниже. Запомните, если необходимо затянуть гриф, то мы крутим по часовой стрелке, если хотим ослабить, то необходимо крутить против часовой стрелки. Таким образом, во 2-ом варианте, когда образуется выгиб, гриф необходимо ослабить. Опять-таки, все это имеет смысл, если анкерный стержень работает! Если анкерный стержень не работает, прокручивается и никак не влияет на плоскость грифа, то этот инструмент лучше не покупать.

     

    Внимание: если Вы не понимаете самой процедуры, не стоит это делать самостоятельно, обратитесь к специалисту, во избежание возможных проблем. Если Вы только выбираете инструмент, попросите продавца выровнять поверхность грифа.

    На картинке ниже представлена схема плоскости грифа, как она должна выглядеть в идеале, по мнению Ibanez.

     

    Из этой схемы становится понятно, что расстояние от грифа до струны составляет примерно 0.3-05 мм на 8-ом ладу. К 12-ому ладу это расстояние достигает 1.5 мм для верхних струн, и 2 мм для басовых струн. Также обратите внимание, что калибр струн также влияет на это расстояние. На самом деле с большего это всё условности, выбирайте оптимальное соотношение конкретно для Вашей гитары. Как, к примеру, многие музыканты оставляют небольшой прогиб грифа, для более чистого звукоизвлечения и для лучшей атаки.

    Проверка ладов

    Этот этап проверки, пожалуй, самый простой и не требует особых знаний. На картинке ниже Вы можете заметить, что на ладах образовались канавки, а это уже первый признак того, что в скором времени, их необходимо менять иначе будут звенеть струны.

     

    Затем Вам необходимо проиграть на всех ладах с обычной атакой по каждому ладу на всех 6-ти струнах (хроматическая гамма по всем струнам). Внимание если Вы проверяете электрогитару, то процедуру необходимо выполнять на комбоусилителе! Если лад не звучит или звенит необходимо убедиться, что лады хорошо залиты. Очень часто бывает, что в каком-то месте отклеился лад или неплотно прилегает к накладке, из-за чего он препятствует колебанию струны.

    Исправляется все это очень просто. Вам необходимо будет заменить лады у гитарного мастера, либо произвести шлифовку и закатку ладов. Разумеется, на новой гитаре таких проблем не должно быть!

    Строй гитары (мензура)

    В этом разделе все намного проще. Вам необходимо проверить гитару на строй. К примеру, стандартный строй гитары E,A,D,G,B,E в открытом строе и те же ноты должны звучать и на 12 ладу. Для этого Вам понадобится обычный хроматический тюнер. В случае если на 12-ом ладу струна занижает или завышает, Вам необходимо отрегулировать при помощи нижнего порожка (тремолло, бридж или Floyd Rose). Не буду сильно углубляться в эту тему, так как информации и статей на эту тему, уже и так очень много. Проверять мензуру лучше на свежих струнах, не стоит доверять показателям тюнера, если струны давно не менялись.

    Колки

    На этом этапе я не буду сильно заострять внимание, Вам необходимо настроить гитару, затем немного поиграть. Лучше всего после отстройки гитары сделать пару бендов на 1-ой, 2-ой, 3-ей струне, 4-ую, 5-ую и 6-ую струну просто растяните немного. Строй после этой процедуры немного «поплывет», разумеется, Вы подстраиваете гитару. Проделать необходимо несколько раз, до тех пор, пока струны не станут на место. Если строй постоянно «плывет», значит, проблема в колках.

     

    Причины, по которым, колки не держат строй:

    - изношенный механизм

    - люфт штока

    - плохое качество изготовление

    В зависимости от ситуации, возможно, поможет зажатие колков, если не помогает, то лучше установить новые колки. Лично я, когда столкнулся с такой проблемой так и сделал. Более подробно про технологии колков Gotoh.

    Электроника (переключатели, потенциометры, вход)

    Заключительный этап проверки. Нам необходимо проверить все ли работает в электрогитаре. Разберу на примере Cort M600.

    Значит, что мы имеем:

    - 2 звукоснимателя (хамбакер)

    - 3-ех позиционный переключатель

    - Ручка тона и Ручка громкости

    - Push-Pull, установленный на ручке тона

    В первую очередь нам необходимо подключить гитару к комбику, затем выкручиваем ручки тона и громкости на максимум. Потенциометры не должны хрустеть или издавать посторонних звуков. Проверяем звук в 3-ех позициях переключателя, после чего скручиваем ручку тона в минимум и проделываем тоже самое в 3-ех позициях переключателя. Т.е. тем самым мы проверяем, работает ли ручка тона во всех положениях переключателя. В заключении поднимаем ручку тона (используем Push-Pull) и опять же смотрим во всех возможных позициях переключателя. Если все в порядке, то гитара готова к использованию.

    P.s. старался как можно короче и информативнее, весьма надеюсь, что эта статья поможет Вам избежать различного рода проблем, которые могут возникнуть при выборе электрогитары. Также рекомендую ознакомиться с моей статьей электрогитара для начинающих.

    Статья подготовлена менеджером компании Guitarland: Портновым Дмитрием. Присылайте свои пожелания на e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

    *При копировании материалов статьи или цитировании текста, ссылка на www.guitarland.by

    ОБЯЗАТЕЛЬНО!!!

    guitarland.by


    Смотрите также