Как выбрать ручку для каллиграфии


Каллиграфический старт: первый опыт, инструменты, советы

«Быть каллиграфом — почти то же самое, что быть танцором: нужно тренироваться каждый день, чтобы стать мастером», — Николя Ушенир.

Всего 25-30 лет стремительного развития технологий – и мы живем в мире, где бумагу для письма вытесняют дисплеи, электронные книги в сумках сменили обычные, а дети учатся набирать текст на клавиатуре раньше, чем берутся за ручку. В таком контексте может показаться, что каллиграфия — искусство обреченное. Но это не так.

Что объединяет модников Dior, Белый дом и IT-гиганта Apple?

Заглянем на секунду в Париж, на показы модных домов Dior, Miu Miu, Louis Vuitton, Lanvin. У каждого гостя — от первого места у подиума до последнего возле входа, в руках именные приглашения, выполненные в превосходном каллиграфическом стиле. Все карточки придуманы одним человеком — французским каллиграфом Николя Ушениром.

Он не просто подписывает вручную около 15 тысяч карточек в сезон, но и придумывает для притязательных клиентов новые шрифты, логотипы, «графические карты» бренда. У мастера с детства был хороший почерк, однако тогда он и мечтать не мог, что стильные завитки и буквы могут стать настоящей профессией и откроют перед ним двери легендарных домов.

Древним искусством «красивого письма» пользуются лидеры IT-рынка. Компания Apple пригласила американского каллиграфа Джейка Вайдманна, обладающего редким титулом Master Penmen, презентовать новый iPad Pro со стилусом Apple Pencil. В промо-ролике Джек с помощью стилуса повторяет движения пера и рисует на экране планшета что-то невероятное. На самом деле мастер никогда не изменяет ручному письму: он уверен, что рука человека – лучший инструмент, способный создавать пусть не идеальные, но наполненные смыслом надписи и картины.

Каллиграфия занимает особое место в жизни Белого дома. Сотрудники отдельного офиса несут ответственность за все письма, конверты с адресами, приглашения и оповещения, которые рассылает резиденция президента США. В дипломатии высшего уровня с помощью личного характера корреспонденции подчеркивают уважение к адресату. И даже карточки с именами гостей за праздничным столом в День благодарения тоже написаны штатными каллиграфами.

Зачем учиться каллиграфии

Научиться делать утонченные надписи на конвертах, открытках, приглашениях на вечеринку и свадьбу может тот, кто этого хочет. Даже если сейчас кажется, что вы способны испортить блокнот неразборчивым почерком, при должном усердии все получится. Любить каллиграфию можно уже за то, что она способствует художественному самовыражению, учит терпению и аккуратности: попробуйте не пролить чернила на стол и не растереть так тщательно прорисованный символ.

Это хобби занимает немного времени, а минимальный набор инструментов не потребует значительных финансовых затрат. В конце концов, неужели не любопытно прикоснуться к древним традициям «красивого письма», восходящим не только к истории европейской цивилизации — Древней Греции и Рима, но и восточных Китая и Японии?

Как выбрать первые инструменты

Начнем с главного инструмента каллиграфии — условного пера. На самом деле сегодня им может быть металлическое перо с держателем, перьевая ручка, роллерная ручка, кисть, более современный брашпен и даже настоящее гусиное перо. Выбор инструмента зависит от вашего «стажа» в каллиграфии, стиля и шрифта, который хотите выучить.

Новичкам будет легче справиться с перьевой или роллерной ручкой, которую можно заправлять готовыми чернильными картриджами разных цветов. Некоторые мастера советуют также остроконечное металлическое перо и простой прямой держатель, выполненный из металла или дерева. Скошенный держатель — для более опытных учеников. Он позволяет менять угол наклона пера и экспериментировать, — например, с латинским алфавитом.

Существует также ширококонечное перо, удобное для шрифтов италик и готик. Работать с ним не так просто, но интересно. Оно менее гибкое при нажатии, чем остроконечные перья. Его часто выбирают левши. Толщина пера указывается на упаковке в миллиметрах.

После первых уроков можно приобрести набор перьев разной гибкости с держателем, чтобы индивидуально подбирать толщину линий.

В китайской и японской традиционной каллиграфии для прорисовки иероглифов используют не перья, а кисти. Как правило, ворсинки на кистях сделаны из синтетических материалов, поэтому они хорошо держатся вместе. Кисти подходят для так называемых «квадратных» шрифтов.

Brush pen — современная реализация кисточки. Его заправляют с помощью картриджа, а не обмакивают в чернильницу. Есть также брашпены, которые по сути являются маркером с кисточкой. Писать ими гораздо легче.

Бумага

Новичкам больше подойдет бумага для рисования с гладкой поверхностью (от 90 г/м2). На текстурных листах надписи выглядят красиво, но чтобы научиться проводить четкие, ровные и точные линии, нужно избегать излишнего трения пера о поверхность бумаги.

Если выберете так называемую макетную бумагу или бумагу для черчения, тоненькую и гладкую, сможете подложить под нее шаблон с линиями и алфавитом и тренировать первые штрихи по примеру.

Удобно использовать альбомы с бумагой плотностью 125 г/м2 и специальной проклейкой, благодаря которой чернила не проступят на обратную сторону.

Кроме специализированной каллиграфической бумаги, подойдет также Rhodia Dot Pad — точки на страницах блокнота помогут правильно выстроить надпись.

Для восточной каллиграфии можно выбрать пергаментную бумагу. Освоив основы техники, дайте волю фантазии и ищите материалы себе по душе.

Чернила, картриджи, тушь

Для остроконечных перьев и кисточек нужны чернила и чернильница, а для роллерной ручки, перьевой ручки и брашпенов — картриджи для заправки. Если перо оборудовано наполняемым картриджем, его в чернильницу не макают.

Несмотря на то, что современные инструменты удобные и позволяют писать аккуратно, работа с чернильницей под рукой доставит особое удовольствие от наследования традиций. Но нужно быть осторожным, чтобы не запачкать бумагу, стол, руки и все вокруг. Поставьте рядом емкость с водой и приготовьте кусочек ткани, чтобы при случае очистить перо.

Есть неводостойкие чернила на основе красителя, с ними учатся, заправляя авторучки или перья с наполняемыми емкостями. Пигментные чернила (тушь или Sumi ink) водостойкие, но они уничтожат авторучку и годятся лишь для перьев. Для остроконечных тоненьких кисточек также подойдет золотая, белая или серебристая несмываемая тушь. Вот как можно рисовать ей на белой и темной бумаге.

Опытные каллиграфы умудряются писать не только цветными чернилами, но и гуашью, акварелью и акриловыми красками — выглядит необычно, но кто сказал, что в каллиграфии нельзя фантазировать?

С чего начать?

Уделите внимание организации рабочего пространства. Пусть на столе будет много свободного места и мало лишних предметов. Рука должна лежать удобно и держать перо под углом 45 градусов. Чернильницу поставьте справа от руки (если вы левша, то слева), чтобы нечаянно не перевернуть ее. Многие мастера каллиграфии советуют писать на наклонной поверхности наподобие мольберта или старой школьной парты.

Перед первым использованием нового пера следует снять с него масляное покрытие, иначе оно не будет гладко скользить по бумаге. Используйте для этого спирт или специальный раствор для очистки перьев.

После того, как вы закончили работу, обычные чернила смойте слегка мыльной водой и просушите перо. Водостойкую тушь, акриловые или индийские (пигментные) чернила нужно снимать специальным раствором.

Помните уроки письма в 1-м классе? Вот и сейчас, прежде всего, придется научиться рисовать прямые и кривые. У каллиграфических кривых есть особенность: линия, которую ведут вверх, должна быть тонкой, а опускающаяся вниз — наоборот, толстой. Меняйте силу нажима пера, но не давите слишком сильно, и линии будут правильными.

Когда элементы букв освоены, пора переходить к буквам, и лишь потом — к отдельным словам. Разучите начертание каждой буквы выбранного вами шрифта. В этом поможет тетрадка с каллиграфическими упражнениями или листы-шаблоны. Те части букв, которые находятся ниже строки, должны быть параллельны друг другу.

Прежде всего, советуем посмотреть уроки владельца лондонской каллиграфической студии Пола Антонио, которые помогут сделать первые шаги в каллиграфии. Клиенты мастера — ювелирный дом Tiffany, Ralph Lauren и Louis Vuitton. Вот несколько основных роликов начального уровня: Первые штрихи, Как выбрать кисть для каллиграфии, Подбор инструментов и советы по их применению. У каллиграфа есть свой канал на YouTube, где собрано много обучающих материалов.

Еще три полезных урока для новичков: Урок 1. Как правильно держать перо и рисовать прямые. Урок 2. Рисуем кривые и первые буквы. Урок 3. Буквы для начинающих.

shop.djournal.com.ua

виды перьевой каллиграфической ручки, правила выбора, использование набора

Каллиграфия в переводе с греческого означает «красивый почерк» и считается подвидом искусства.

Смысл каллиграфии заключается в красивом начертании слов, в правильном расположении букв, определенном наклоне и используемом шрифте. Каллиграфия – это упорный труд и некая медитация. Конечно, знать основы этого трудоемкого процесса очень важно, но также следует знать и об инструментах, которые используются для письма

На рынке представлен широкий выбор наборов для письма и каллиграфии: различные наконечники для ручек, всевозможные кисти и перья. Все это можно найти в любом магазине для творчества.

Особенности

Суть каллиграфического пера заключается в том, что одним движением кисти по бумаге можно создать утонченную линию или изгиб, который впоследствии утолщается, маневрирует, а затем вновь становится тонким.

Инструмент для письма работает по такому принципу, что при небольшом нажатии на кисть кончик или острие рисует тонкую линию, а при более сильном надавливании линия аккуратно и плавно перетекает в толстый штрих. При этом линия перехода от тонкой к более толстой не видна.

Многие, скорее всего, сейчас подумают о том, что каллиграфия пишется только кистями или птичьими перьями. Первое, конечно же, правда, но не совсем. Кистями писали в старые времена, когда возможности изобрести что-то другое не представлялось возможным – не было достойного аналога.

Точно так же в то время не было аналога в виде металлических перьев. Лишь в 1748 году Йоханнес Янссен изобрел первое в мире стальное перо, и лишь спустя век после этого немецкая фирма Heintze&Blanckertz запатентовала эту идею и начала массовое фабричное производство продукта.

Сейчас на рынке представлено большое количество брендов, которые изготавливают как перья, так и перьевые ручки. С развитием производства появилось многообразие и доступность.

Для людей, которые только впервые знакомятся с этим искусством, продаются специальные наборы. Осталось только выбрать материал, из которого будет сделана ручка, ведь от этого зависит и то, как ее следует держать.

Существуют разные параметры, опираясь на которые можно подобрать необходимое перо для каллиграфии. К ним относится вес, а также материал и стоимость. Чем известнее компания, выпускающая продукт, тем лучше качество и выше цена.

Прежде всего, стоит рассмотреть, из чего состоит перо. Оно состоит из четырех составляющих:

  • кончика;
  • зубчиков;
  • отверстия;
  • уровня погружения.

У каждого производителя кончик имеет свое определенное острие. Самое маленькое перо у одних считается толстым для других.

Для удобства перья принято подразделять по цифровым размерам: 0.38, 0.5, 0.75, 0.77, 1.0, 1.25, 1.5, 2.0 мм. Еще одним вариантом разделения перьев на виды является специальное обозначение. Например, принято выделять: Fine, Soft Fine, Medium, Broad, Music.

Отверстие создано для того, чтобы чернила не вытекали одной большой кляксой на листок, а постепенно подавались на кончик по знакомому принципу ручки.

Чернила в пере держатся при помощи пружины, которая окутана вокруг кисти.

Необходимо следить за отверстием в инструменте – в нем всегда должны находиться чернила. Но если взять слишком много туши, то, скорее всего, крупная капля просто скатится по гладкому металлу вниз на бумагу.

Если же человек не доверяет перу или боится испачкать бумагу, то в этом случае стоит приобрести чернильные ручки, которые имеют картриджи для заправки или съемные картриджи.

Принцип работы

Принцип работы пера прост и заключается в самих зубчиках. Если зубчики, которые находятся у самого кончика как его составляющие, плотно сжаты, и на само перо не идет нажим, то рисуется тонкая острая линия. Чем легче нажим, тем едва уловимая линия остается на бумаге. Но если посильнее нажать, то зубчики постепенно начнут разъезжаться, тем самым увеличивая линию, делая ее толще.

Раскрытие происходит произвольно от нажатия. Главное, чтобы это производилось правильно, иначе будут затруднения с письмом, так как кончик станет неприятно и весьма ощутимо царапать бумагу.

Держать кисть или ручку нужно всегда в направлении линии, которая в последствие появится на листе. Если это прямая линия, то нужно выдерживать строго 90 градусов.

Если необходима линия под углом 30 или 75 градусов, то кисть нужно держать именно под этим углом.

Но если такая задача кажется не по силам, то существуют специальные косые держатели, в которых перо сразу можно установить под нужным углом.

На длину линии и ее толщину также влияет и гибкость самого пера. Гибкость называется Flexible, что в переводе с английского означает «гибкий». У каждого производителя своя гибкость, которая указывается на коробочке с перьями.

Гибкость может быть средней, супергибкой или легкой.

Комбинации между параметрами гибкости и толщины кончика придают письму определенный эффект. Но прежде чем смотреть на гибкость, стоит обратить внимание на то, каким шрифтом планируется пользоваться при письме – от этого зависят и возможности, и само письмо.

Виды

В современном мире выпускается огромное разнообразие перьевых ручек, отдельных перьев и комплектов для письма. Встречаются различные комплекты: из двух ручек с двумя выбранными перьями, одна ручка и три или более видов перьев.

Если не считать единичные случаи или специальные заказы, то компании выпускают стандартные перья или наборы, в которые входят размеры F (fine), M (medium), B (broad). Встречаются в некоторых линейках и перья с пометкой extra fine (EF).

Известные бренды представляют небольшую линейку ручек с плоскими перьями разных размеров, которые именуются аббревиатурой stub.

Тонкие перья

Изначально создавались для бухгалтеров и счетоводов, ведь им приходилось писать в узких графах цифры, и текст должен был быть написан так же мелко. Сейчас такие ручки относятся к категории extra fine или тонкопишущих.

В письме линии получались тонкими, кончик у инструмента длинный и жесткий. Письмо слегка затрудняется в виду того, что зубчики, разъезжаясь, очень сильно царапают поверхность. Они быстро приходили в негодность из-за своей тонкости, ломались и могли даже заржаветь.

Перья для открыток

Отправка открыток во все времена стоила значительно меньше, чем полноценное письмо, отчего открытки имели большой спрос среди потребителей. И компании стали выпускать специальные ручки и наборы для письма на открытках, так как стандартные бухгалтерские перья не подходили для этого дела в силу своей хрупкости. Фирмы стали выпускать более мягкие и гибкие наконечники для удобного письма на не столь плотном картоне.

Для стенографии

Стоит остановиться на перьях для стенографии. В то время не было копировальных аппаратов и сканеров, и людям часто приходилось переписывать все в ручную. По этой причине стенография была весьма популярна, и для нее было создано специальное перо для облегчения работы.

Ручка была оснащена большим «стрежнем» с чернилами, больше чем в стандартных. Длинный корпус удобно ложился в руку. Такие ручки носили название Steno и не затрудняли работу, не царапали бумагу, и писать ими можно было настолько быстро, насколько мог писать сам человек. Ручки пользовались популярностью у людей, которые много писали.

Стеклянная ручка для каллиграфии

Для искушенного человека появились специальные ручки для каллиграфии. Наконечник имеет определенный размер, корпус цельный и без картриджей.

Многие любители и профессионалы замечают, что письмо стеклянной ручкой чем-то отдаленно напоминает письмо гусиным пером. И в том, и в другом случае быстрое письмо просто невозможно. Скорее всего, это может подойти для медитативных действий, для наслаждения от процесса каллиграфии и вырисовывания разных украшений на буквах, цифрах.

Для новичков подойдут ручки с шаровидным или круглым наконечником. Линия у таких кистей будет ровной, а письмо станет не столь затруднительной работой, ведь зубчики не будет разъезжаться в стороны.

Правила выбора

Правильно подобранный инструмент для каллиграфии будет служить долго и сможет радовать своего владельца в течение многих лет. По этой причине в процессе покупки следует обратить внимание на следующие качества:

  • перо должно обладать гладкой зеркальной поверхностью без царапин, трещин и сколов;
  • кончик инструмента должен быть ровным и недеформированным;
  • зубчики хорошего инструмента должны иметь одинаковый размер и быть симметричными.

Если перо отвечает всем этим требованиям, то оно не станет царапать или рвать бумагу.

Обзор классичесских перьев для письма смотрите далее.

vplate.ru

Обзор 15 основных инструментов для создания каллиграфии

Обзор популярных инструментов, применяемых в каллиграфии, от пользователя LiveJournal — barbariskina.

Статья полезна не только тем, кто собирается освоить каллиграфию, многие инструменты также применимы и в леттеринге.


Наверное, мало кому из знакомых не известно о моем увлечении каллиграфией. Начала я примерно год назад с двухдневного интенсива, во вводной части которого нам рассказали об основных инструментах, и была возможность их опробовать.

А в этой статье я хочу рассказать, чем я пробовала писать за это время, что из этого получилось, и чем пользуюсь сейчас. Сразу признаюсь, что учусь я совсем не по правилам, за исключением недавнего курса по брашпену и пары мастер-классов — своими силами, мало углубляясь в классическое письмо.

Но, в своё оправдание хочу сказать, что у меня и не было задачи освоить каллиграфию во всех стилях и с нуля, скорее — получить удовольствие от процесса, понять логику инструментов, что идет на пользу моим шрифтовым картинкам. Плюс у меня есть приличный дизайнерский опыт и понимание основ типографики, и этого хватает, чтобы получались более-менее симпатичные штуки в свободных модерновых стилях.

Ну и мир каллиграфии настолько обширен, что с какой стороны не подступись — все равно копать и копать))

Так что я не могу дать четкую и полную классификацию всех видов письма, могу только поделиться своим небольшим опытом. Для каждого инструмента у меня нет настолько сильных примеров, как мне бы хотелось, поэтому иллюстрирую тем, что есть, зато собственным, за исключением пары фото, где мы писали вместе с zirazulu))

Инструменты новичкам

Для новичков правильным будет такой порядок: самый простой инструмент, прописи (лучше писать понемногу и часто, чем редко, но 5 часов подряд), потом — смотреть работы мастеров и копировать их. Если есть возможность — ходить на мастер-классы, общаться с единомышленниками. Постепенно, при погружении в тему, появляется понимание и собственное направление, свои приемы, начинает складываться индивидуальный стиль.

Базовый инструмент, с которого как раз рекомендуют начинать новичкам — это ширококонечное перо. Им пишут как классические виды письма: минускул, итальянский курсив, готику и т. д., так и свободные современные стили. Из этого многообразия я пробовала только готику и совсем недолго.

Для начала попробуйте писать классическими широкими перьями. Лучше — с тушедержателем, это такая пластинка, закрепленная на пере, так туши хватает на более продолжительное время. Тушь у меня самая обыкновенная, Гамма или Кохинор, белила — обычные гуашевые. Начать можно с итальянского курсива или готики, по прописям много информации можно найти, там все достаточно просто, главное — соблюдать наклон пера и разработать руку.

Если после знакомства и упражнений с обычными перьями осталось желание продолжать (или вы можете себе позволить покупать инструменты подороже без точного понимания, будете ли ими пользоваться), то можно потратиться на Pilot Parallel Pen. Это заправляемая автоматическая ручка, главное ее удобство — не нужно постоянно макать перо в тушь, можно носить с собой и тренировать где угодно. У меня 2 размера — 6,0 и 4,8 мм. Есть еще 2 размера поменьше, но ими редко пользуются. Да и для начинающих, чем больше контраст штриха — тем лучше.

Картриджи можно докупать отдельно, а можно перезаправлять обычными чернилами (не тушью, а именно чернилами на водной основе). Я заправляю Гаммой, обычным шприцом без иглы, картридж ставлю в биндер, надеюсь, что по фото все понятно. Плюсы — дешево и не жалко, минусы — чернила плохо отмываются с пальцев)) Еще одно достоинство «параллелек» – возможность писать тонким краем и менять нажим и положение пера при проведении линии. Так можно добавлять интересные декоративные элементы. А при быстром проведении, особенно по фактурной бумаге, такая ручка «проскальзывает», штрихи получаются с очень интересной, рваной фактурой.

Кисти для каллиграфии

Когда буквы начнут получаться более-менее уверенно — можно пробовать для этих же видов письма плоские кисти. Ими писать немного сложнее, они не такие послушные, как перья, более пластичные, но в этом и их прелесть. Слышала, что для каллиграфии есть укороченные плоские перья, но в киевских магазинах не встречала. В качестве инструментов можно приспособить все, на что хватит фантазии — заточенную палочку, склеенные зубочистки, пластиковую карточку, я вот иногда пишу на больших форматах поролоновым спонжем (или что это вообще).

Примеры каллиграфии «параллельками» и плоскими кистями

А вообще мое увлечение каллиграфией началось с остроконечного пера. Там тоже куча видов и школ, более классических (типа cooperplate), декоративных (flourish) и более свободных (French style). То, что я пробовала писать — ближе к последнему скорее всего.

С перьями — вопрос сложный, их продается какое-то нереальное количество в зарубежных инет-магазинах (например, www.scribblers.co.uk или http://kalligraphie.com), а вот в местных магазинах — выбор не радует. Из того, что нашла в городе и пробовала, самыми подходящими для начинающих показались Leonardt 256 (1), не царапает бумагу и не требует виртуозного владения. Еще почти с такими же качествами — HIRO Leonardt №41 (2). Сейчас самое моё любимое перо – Leonardt G (3), очень пластичное, послушное, дает хороший контраст, но немного практики перед его использованием не помешает, наверное.

Еще два интересных пера (но эти уже для продвинутых) в моей скромной коллекции — синее Leonardt 40, дает потрясающий контраст линии, но требует аккуратного обращения. И Leonardt 801, это в основном для коперплейта, без тушедержателя нереально писать) Кстати, о тушедержателях (на фото под перьями – самодельный), их почти невозможно найти в наших магазинах, поэтому часто их вырезают самостоятельно из жести, или обматывают перо тонкой проволокой, что я обычно и делаю.

Примеры работ острым пером:

Брашпены

И, наконец, самые используемые инструменты — брашпены) Первое, чем я пробовала писать — это маркеры, просто потому, что они уже были. Copic Sketch (4) мне показались слишком мягкими, Letraset Tria (3) — уже получше, а вот Faber-Castell Pitt (1,2) — очень нравятся до сих пор, их вполне могу посоветовать для начала, чтобы понять логику инструмента и сделать первые упражнения. Цена у них приемлемая, и есть приятная упругость, чего мне не хватает в других инструментах.

Небольшие лайфхаки от меня — наконечник можно немного выдвинуть, а когда он растрепается — вытащить и перевернуть. Краски в них хватает надолго, у меня закончились некоторые цвета после года нерегулярных зарисовок и полутора месяцев упорных и многочисленных занятий каллиграфией. К тому же фаберы не требую специальной бумаги, в отличие от спиртовых маркеров. Но скрипят, муж жалуется))

Примерно с такими же наконечником, но чуть толще — Marvy Brush (9), тоже достаточно быстро убивается. Из заправляемых пробовала — Platinum Pocket Brush Pen (7), приятный, но и его наконечник изнашивается быстрее, чем ожидала, и чернилами не заправишь, нужно покупать родные картриджи.

Самый распространенный и достаточно удобный вариант ручки-кисти — Pentel Pocket Brush Pen (8). Автоматическая, заправляемая, чернила на водной основе — подходят. Заливаю так же, как и в «параллельки», только лучше с иглой, отверстие маленькое. Хоть и недешевы, но главное их достоинство — наконечник не цельный, а в виде кисточки, из-за этого он не изнашивается, очень пластичен и приятен в работе.

Но больше всего по душе мне все-таки водные кисти, у меня Aquash Pentel Watercolor(5) и Sakura (6). Бывают разных размеров, наконечник — кисть, как у предыдущей ручки, особой разницы в поведении я не заметила, а цена гуманнее, и заправлять нужно реже. В резервуар можно залить воду и писать акварелью, можно — уже разведенную акварель, можно — чернила (я развожу пополам с водой).

Ну и те же приемы можно использовать для письма обычными круглыми кистями, они требуют чуть большей уверенности, но зато ими можно писать на больших форматах. Это очень круто и очень полезно иногда делать, чтобы работа велась от плеча, раскрепостилась рука.

Вообще, по брашпенам у меня есть представления об идеальном инструменте, но пока я в поиске)) Их много на самом деле, есть еще, что попробовать. По видам письма — просто нереальное разнообразие, полный фристайл. У меня пока все примерно одинаковое получается, нет еще той легкости и наработанной «каллиграфической лексики».

А вот по картинке с копиями работ можно увидеть, насколько разные результаты можно получить.

А здесь видно, зачем мне нужен биндер для заправки картриджей чернилами)

Самодельный ColaPen

И добавлю еще один интересный инструмент, который делается самостоятельно из жести — ColaPen (последнее фото). Название как раз пошло от Кока-Кола, но их жесть мягковата, хорошо подходят крышки от открывающихся консервов. Схему вырезания в инете можно найти, вырезается “лопаточка”, сворачивается пополам. Инструмент очень любопытный, не всегда предсказуемый, дает классные эффекты. В зависимости от положения линия получаются толще или тоньше, появляются специфичные рваные края, неровности, брызги и затеки. Я недавно его попробовала сделать, очень нравится, хорошо помогает в борьбе с перфекционизмом))

Пару слов о бумаге: прописи пишу на обычной офисной бумаге, вниз кладу разлинованный лист, это позволяет не размечать все каждый раз, и не печатать линейки. Кохиноровская тушь (я чаще всего пишу голубой) приятно ложится на обычный ватман. Интересные эффекты получаются на дизайнерском фактурном картоне или бумаге для пастели, особенно если по цветному писать белой гуашью (пробовала и острым пером, и плоской кистью). То же самое актуально и для крафта.

Для занятий брашпенами купила 50 листов упаковочной бумаги, продается в строительных магазинах типа Эпицентра, стоит недорого, использовать не жалко, и большой формат всегда под рукой, если нужно. Очень пригодится и калька, можно писать и острым пером, особенно белилами мне нравится, и брашпенами, приятно скользят. Еще калька незаменима, при доведении надписи до окончательного варианта, ее накладывают на первоначальную надпись, делают исправления, и так можно несколько раз, очень удобно. Из моих личных предпочтений — очень нравится, как пишут браши по мелованной бумаге, этим добром можно разжиться в копи-центрах.

Вот вроде бы и все, чем я пользуюсь. Занятие это для усидчивых и увлеченных людей, в общем-то за счет увлеченности и получается столько упражняться)) Если получается криво — не расстраивайтесь, это нормально, все прописи идут в копилку опыта, моторика оттачивается, в какой-то момент «перещелкивает» и линии начинают получаться ровными, а еще через пару пачек бумаги вы начнете понимать, куда эти линии можно вести))

Поначалу все нужно делать медленно и плавно, не обманывайтесь легкостью и беглостью движений профессионалов, так круто и быстро получится чуть позже, с годами практики)) Возникает, конечно, противное чувство, что необъятное не объять, но определенных успехов все же можно добиться, тут от ваших целей зависит. Обычно насмотрюсь работ на Пинтересте, Бихенсе и других тематических сайтах, а потом утешаю себя тем, что эти люди занимаются только каллиграфией долгие годы))

Буду рада, если мой опыт будет интересным или полезным!

infogra.ru

Каллиграфия и леттеринг для начинающих

Вы заинтересованы в изучении каллиграфии?

Если это так, то вы натолкнулись просто на идеальную статью, чтобы сделать это.

Изучение каллиграфии – непростой процесс, но с правильными методическими материалами это может занять меньше времени, чем вы думаете.

Что такое каллиграфия?

Этот термин заимствован из древнегреческого языка и означает искусство красивого письма.

Предполагается, что вместо того, чтобы просто писать красивые буквы, каллиграфы должны следовать ряду правил и традиций, в том числе тех, которые регулируют расположение и размещения букв в тексте.

Как освоить каллиграфию? Что еще более важно, действительно ли имеет смысл это сделать?

Например, если вы дизайнер, современная каллиграфия станет отличным навыком для добавления в ваше резюме и самым быстрым способом привлечения клиентов элегантными логотипами, знаками, карточками, приглашениями и т. д.

Наша статья о каллиграфии для начинающих поможет вам ознакомиться со всеми этими вещами и поможет вам в изучении каллиграфии, и даст вашей работе узнаваемый и индивидуальный стиль.

Вот наше компактное руководство по каллиграфии:

Изучение каллиграфии – с чего начать

Как научиться каллиграфии? Первый шаг на этом пути – взять правильное оборудование, в том числе лучшие каллиграфические ручки. Каллиграфия при помощи остроконечного пера потребует, чтобы вы научились пользоваться перьевой ручкой. В том числе такой, которая сделана из металлического наконечника – пера, и прикреплена специальным держателем.
Все подобные руководства по основам каллиграфии рекомендуют эти ручки, поскольку они не содержат чернил внутри и не могут нанести никакого ущерба – вместо этого вы окунаете их в специальный контейнер во время письма и извлекаете выгоду из их гибкости, чтобы экспериментировать с разными вариантами линий. Таким образом, ваше перо никогда не будет подвергаться коррозии и не засорится, несмотря на огромное количество различных чернил, которые вы должны использовать для завершения своего проекта.

Как использовать ручки для каллиграфии? Вот инструменты, которые вам понадобятся:

  • Перья
  • Держатели для перьев
  • Бумага, подходящая для перьевых ручек
  • Чернила

Перо

Новичкам, которые учатся как использовать каллиграфическую ручку, мы рекомендуем перо Nikko G-Nib. Оно относительно жесткое и рисует красивые линии с желаемым уровнем гибкости.

Держатель для пера

Существует два вида держателей для пера: прямой и косой (наклонный). Первый вид лучше подходит для вертикальных стилей каллиграфии, в то время, как наклонные держатели облегчают сочетание нескольких разных стилей.

Высококачественной и приемлемой по цене альтернативой является наклонный держатель для пера Speedball Oblique Pen Nib Holder, а также Tachikawa Comic Pen Nib Holder for Various Pen Nib – Model 25 (отличный выбор для вертикальных стилей, так как он держит крепче, чем другие аналогичные держатели).

Есть дизайнеры, которые используют один и тот же держатель для всех каллиграфических ручек, но мы советуем начинающим попробовать несколько разных вариантов прежде, чем выбрать один держатель.

Бумага

Шероховатость обычной бумаги не позволит вам использовать ее для каллиграфии. Среди других проблем вы столкнетесь с ситуациями, когда ваше перо цепляется за бумагу и оставляет раздражающие чернильные кляксы.

Кроме того, обычная печатная бумага имеет больше волокон и, следовательно, поглощает чернила и позволяет им распространяться внутри листа, что, вероятно, будет препятствием для гладких и чистых линий, к которым стремятся каллиграфы.

Чтобы сделать каллиграфию более эффективной и приятной, покупайте бумагу, которая подходит для перьев и перьевых ручек. Например, популярный бренд Rhodia, бумага которого очень гладкая и устойчивая к чернилам. Доступно несколько типов бумаги: чистые листы, в линию или с точечными сетками.

Чернила

Существует несколько типов чернил, подходящих для перьевых ручек, но новички всегда должны выбирать качественные черные образцы. Наш выбор – Speedball Super Black India, так как эти чернила очень темные, водостойкие, и в дополнение к этому по разумной цене.

Советы по подготовке

Как и любым творческим процессом, каллиграфией лучше всего заниматься в приятной рабочей среде.

Удобный и хорошо организованный стол, где вы можете разместить все свои принадлежности и чувствовать себя позитивно и расслабленно – лучшее место для отработки ваших навыков по каллиграфии.

Выбор лучшего места для работы

Чтобы извлечь максимум из практики по каллиграфии, выберите удобное и расслабляющее место, где вы можете удобно поставить ноги. Хорошо организуйте принадлежности и держите место не загромождённым, чтобы обеспечить достаточно пространства для движения руками.

Писчая бумага должна быть помещена на специальную письменную доску или по крайней мере на 5-6 листов. Таким образом, у вас будет мягкая поверхность, которая позволит вам писать более естественно, чем на столе, и поверхность не позволит вашей бумаге ерзать.

Подготовка инструментов

Убедитесь, что рядом есть не пушистое полотенце и чашка воды, чтобы вы могли чистить перо. Бумажные полотенца также прекрасно подойдут, но имейте в виду, что их волокна могут зацепиться за наконечник и стать причиной раздражающих клякс.

Ваши чернила должны быть помещены в бутылочку с широким горлышком или в банку, чтобы вы не касались ее сторон пером. И поставьте бутылочку туда, где вы не сможете ее легко опрокинуть. В основном, ваши рабочие инструменты должны быть в пределах досягаемости, но все же на безопасном расстоянии. Например, мы помещаем их в рулон ленты или даже закрываем их, чтобы избежать риска.

Как упоминалось ранее, вы должны поместить перо внутри держателя. Самый простой способ сделать это – взять перо где-то рядом с его основанием, а затем вставить перо внутрь держателя, используя его внешнее кольцо.

Удостоверьтесь, что вы не держите перо за наконечник, так как это может погнуть его и деформировать. Чтобы сделать все правильно, найдите руководство на YouTube и следуйте инструкциям.

Основные штрихи каллиграфии

Структурные элементы каллиграфии – это толстые нисходящие штрихи и тонкие штрихи вверх. Тонкие восходящие штрихи легко нарисовать, поскольку вы без усилий держите перо и двигаете его вверх.

Толстые штрихи, с другой стороны, требуют большего нажима, когда перо перемещается вниз. Разумеется, вы должны балансировать и комбинировать оба движения для получения наилучшего изменения линии.

Перед тем, как начать, окуните перо глубоко внутрь емкости с чернилами, убедившись, что отверстие для дыхания на спинке пера полностью закрыто. Протрите лишние чернила сбоку, и вы можете начать писать.

Вот правила, которых вам следует придерживаться:

Сперва идут нисходящие штрихи. Не давите слишком сильно – это поможет наблюдать изменение толщины линии. Таким образом, вы также защитите свое перо.

Поэкспериментируйте с разными петлями и комбинируйте более тонкие восходящие и толстые нисходящие штрихи. Петли из непрерывных линий помогут вам соединить их и придумать идеальную комбинацию.

Продолжайте с толстыми нисходящими штрихами и медленно отпустите перо, двигаясь к низу.

Измените порядок. Нарисуйте нисходящие штрихи так, чтобы казалось, что они льются вниз.

Продолжайте с овалами. Прикладывайте сильное давление на левую сторону и более легкий нажим с правой стороны.

Часто бывает, что новое перо рисует две параллельные линии вместо одной, или «железные дороги», как их называют опытные каллиграфы. Причина в том, что вы либо слишком сильно давили на перо, либо осталось мало чернил.

Оборудование и советы по штрихам для профессионалов

Для тех из вас, кто уверен, что вы начинаете писать профессионально, мы подготовили немного украшений, которые можно добавить к вашим красивым надписям.

Изменяемые буквы

Легкий способ придать вашему письму опытный вид – изменить наклон. Вы можете легко изменить ширину штрихов и длину их соединений. Начните с изменения расстояния между буквами и придайте базовой линии наклонный, ступенчатый или изогнутый вид.

Подобные изменения помогут изменить ощущение, которое производит ваше письмо, а также сообщение, которое оно передает. Это формальный, динамичный или эксцентричный стиль? Подумайте об этом!

Вы также можете изменить способ формирования букв, сделать их немного тоньше, круглее или даже по-другому соединять их. Сделайте это несколько раз, и вы наверняка придумаете совершенно новый дизайн.

Завитушки и украшение

Вы изучаете каллиграфию, поэтому вам нужно сделать некоторые закорючки. Закорючки могут быть добавлены в ваш текст, как завитки и петли, чтобы он стал более красивым и бросающимся в глаза. Например, вы можете пересечь тяжелые линии более легкими, чтобы показать, что вы заботитесь о визуальном балансе текста.

Другой вариант – украсить каллиграфию специальными рисунками, согласованными с вашими словами, или использовать баннеры, чтобы выделить важные строки. Чем сложнее ваш дизайн, тем умнее будет начать рисовать карандашом и тестировать его.

Традиционная каллиграфия

Источник изображения: Inkration

Spencerian и Copperplate – прекрасные примеры традиционных каллиграфических рукописных шрифтов. Сейчас не так много вариантов шрифтов на их основе, но их классическая элегантность неоспорима. Специальные проекты могут потребовать от вас знакомства с ними, а также это полезно в качестве тренировки.

Идеальные перья

Ваше идеальное перо должно быть острым, гибким и легко реагирующим. Таким образом, вы сможете рисовать более тонкие линии и обогащать их эффектной и изящной отделкой. Для требующих деликатности проектов мы рекомендуем, в частности, три отличных пера:

  • Speedball No. 101
  • Brause 361 Steno Blue Pumpkin
  • Brause 66 Extra Fine Arrow

Ни одно из этих перьев не будет просто в использовании, но все усилия стоят того.

Полезные хитрости

Вы только начали монетизировать свои навыки каллиграфии, но что-то по-прежнему выглядит совершенно неправильно. Возможно, у вас проблемы с использованием пера, и в этом случае вы можете найти следующие советы полезными:

Если у вас проблемы со штрихами:

  • Вместо того, чтобы делать как все, попробуйте искусственную каллиграфию и посмотрите, как штрихи выглядят и рисуются. Пишите аккуратно и заполняйте пробелы. Таким образом, вы будете имитировать идеальные линии и посмотрите, что вы на самом деле должны делать.
  • Практика на листах для печати, пока вы не научитесь делать буквы идеальной формы. Нетрудно найти образцы основных штрихов и прописных букв в Интернете.
  • Начните с более легких карандашных рисунков и медленно калькируйте их с помощью пера. Как только чернила высохнут, сотрите все следы карандаша.
  • С большими буквами легче увидеть критические ошибки.

Если у ваших букв небрежный наклон:

  • Во время занятий используйте рекомендации по наклону. Нарисуйте один свой собственный, используя транспортир, или даже примените обычную бумагу. Подложите страницу с образцом под лист – это облегчит процесс.
  • Чтобы создать правильный наклон, поверните бумагу. Вы сразу увидите, какая позиция лучшая для вас.
  • Чтобы обойтись без поворота бумаги, замените текущий держатель для пера на наклонный.

Если у вас нетвердая рука или она устала:

  • Используйте тренировочные штрихи для разминки
  • Держите перо свободно и встряхните руку
  • Во время письма двигайте всей рукой, а не только запястьем.
  • Потратьте больше времени на тренировки. Сделайте больше упражнений, даже когда вы просто используете свой телефон. Это поможет сделать движения руки плавными и естественными.

Если чернила просто не остается на пере

  • Некоторые из новых перьев имеют очень тонкий масляный слой, который может не совпадать с вашими чернилами. Чтобы предотвратить серьезную проблему, протрите его спиртом (или мягкой зубной щеткой и пастой) или просто пропустите его через пламя.
  • Проблема также может заключаться в том, что на пере имеются засохшие чернила, которые прерывают их поток. В таком случае возьмите очиститель пера и вычистите его.
  • Имейте в виду, что регулярно используемое перо требует периодической очистки и обслуживания. Чтобы правильно его почистить, выньте его из держателя, аккуратно почистите его щеткой и дайте ему высохнуть, прежде чем снова использовать его.

Если ваша работа может требовать некоторое обновление:

  • Меняйте перья и попробуйте несколько новых.
  • Смените чернила. Вы сможете найти много типов чернил, пригодных для каллиграфии, но перьевые ручки обычно могут переносить любую жидкость, способную оставлять следы при нанесении на бумагу. Некоторые дизайнеры даже предпочитают использовать нетрадиционные методы и делают свои рисунки при помощи акварели, кофе или ягодного сока.

Выберите стиль

В отличие от каллиграфов прошлого, дизайнеры сегодня могут выбирать любой стиль, который им нравится, или даже профессионально освоить несколько стилей, чтобы выполнять различные проекты. Как обсуждалось ранее, знание нескольких стилей каллиграфии полезно для демонстрации индивидуальности писателя, передачи важного сообщения или просто дополнения формального случая. Вот некоторые популярные идеи, которые могут вас вдохновить:

Объединение стилей

Если тон классический и винтажный, это не означает, что шрифт не будет выглядеть современно. Объединение таких стилей будет впечатлять всех, кто увидит вашу работу, начиная от ваших друзей и до королевы Англии!

Элегантная каллиграфия

Написание текста может быть интересным и сложным одновременно, и элегантная каллиграфия тому доказательство. Смешивание классического написания букв с энергичными завитушками – лучший выбор, который вы должны использовать в дизайне приглашения на свадьбу и в других особых случаях.

Романтичная и художественная

Случалось ли с вами, что конкретный тонкий шрифт напоминает вам о романтике?

У этих кружевных надписей есть красивые завитки с крутым уклоном, которые подходят для изысканных заглавных букв и приглашений, которые привлекут внимание ваших гостей.

Эксцентричная

Причудливые надписи кажутся легкими и расслабленными, и обычно вдохновляют нас думать о сказках и бегстве от реальности. Это из-за их плавной базовой линии и динамических углов, которыми этот стиль шрифта определяет наше настроение, как хорошо написанное стихотворение заставляет нас мечтать о приключениях.

Веселый шрифт

Независимо от возраста, вас всегда привлекают красивые приглашения – трюк, который дизайнеры часто используют. Идеальный шрифт для таких приглашений – это веселый, выполненный с игривыми базовыми линиями и закругленными буквами, чтобы задать хороший тон времени.

Важные факты о каллиграфии

  • Каллиграфию не осваивают за одну ночь. Вы должны практиковаться, как можно чаще и чаще.
  • Понадобится не больше двух часов и нескольких попыток, чтобы понять, действительно ли вы можете заниматься каллиграфией.
  • Если вы не сосредоточены на 100%, это не сработает. И это конец истории.
  • Каллиграфия – это не только то, как вы пишете, но и то, что вы написали. Вот почему вы всегда должны писать «настоящие» слова и передавать содержательное сообщение.
  • Вы должны учиться непрерывно. Делая это, вы обнаружите огромный мир, который увлечет вас и заставит вас искать больше. Этот занимательный процесс просто не имеет себе равных.
  • Разница в качестве, поэтому убедитесь, что вы покупаете высококачественные материалы и принадлежности.
  • Каллиграфы – это, как правило, дружелюбные люди и потрясающие собеседники. Таким образом, они являются вашим лучшим источником информации и вдохновения, и вы должны немедленно начать поиски наставника.

Лучшие пять вариантов каллиграфии

Далее мы изложим самые важные основные принципы каллиграфии, распределенные на пять разных подходов, наборов линий и буквенных форм. Этот раздел также поможет узнать о различных инструментах и методах, которые могут быть использованы для ваших проектов, и мы рекомендуем вам попробовать их все.

Сдвоенные карандаши

Сдвоенные карандаши просты и очень полезны для тех, кто рисует каллиграфические буквы. Они также могут применяться для создания больших и привлекательных надписей для плакатов, баннеров и подобных рекламных материалов.

Вам нужна пара хорошо заточенных карандашей и две резиновые ленты. Сначала поскоблите часть боковой поверхности карандашей, чтобы они плотно прилегали друг к другу.

Оставьте их вместе в вертикальном, направленном вниз положении и убедитесь, что их кончики находятся на одинаковом уровне при касании бумаги. Для этой цели вы можете закl

ux.pub

Инструменты для каллиграфии

В этой статье я расскажу вам о разных инструментах для каллиграфии и добавлю видео, в котором используют в действии те инструменты, о которых пойдет ниже речь и о некоторых других.

Важная часть каллиграфии – это письменная утварь (инструменты), которой пишут. Часто бывает так, что именно инструмент диктует характер и стилистику письма. Иногда сложно найти качественную ручку и можно сделать своими руками из подручного материала. Обычно, необходимые вещи продаются в художественных магазинах, но не все. Некоторые можно купить в интернет-магазинах. Вот ссылки на интернет-магазины:

www.kalligraphie.com – большой выбор письменных инструментов

www.jetpens.com – инструменты для письма

www.kallipos.de – разные виды перьев (современные и винтажные), держатели, чернила, тушь.

www.scribblers.co.uk – все для каллиграфии (почти все)

В интернет-магазинах преобладает огромное количество разных видов инструментов. Вообще, сложно выбрать остроконечные перья. Их разное множество и имеют разные характеры письма. Ниже написана небольшая информация по характеристикам перьев, которая поможет новичкам или освежить мысли тем, кто уже знает.

Остроконечные перья

Эти перья хорошо подходят для письма в прописях «с нажимом» или в стиле Copperplate. Их изготавливают из металла или перьев птиц, обычно гусиных. Ими пишут каллиграфию и ими рисуют художники. Кончик пера пишет тонкой линией (в их названиях добавляют: extra fine или EF), а если мягко нажимать на него, то кончик раздваивается и линия становится толще. Гибкие перья подходят для каллиграфии (very high flexibility). Письмо этим пером становится очень изящным. Ниже для примера расположены перья слева направо: Gillott’s 303 extra fine, Eagle E750 extra fine, Leonardt Hiro 700, Brause 66 EF, MRRK Riga 235,  Leonardt Hiro 700, Riga 235.

Для письма Copperplate обычно рекомендуют: Gillott 303, Leonardt Principal EF, Hunt 101, Brause 66EF, Brause Rose 76

Остроконечные перья могут быть разными по размеру. На фото выше даны перья небольшого размера. Они идеально подходят для письма по гладкой бумаге.  Но еще есть перья  большие, длинные, которыми лучше писать по неровной бумаге. Они так же подходят для людей с большой ладонью. На фото внизу представлены эти перья: перо «звездочка», John Mitchell’s 727 EF, John Mitchell’s Selebrated G, Brause 76 Iserlohn (Rose), Brause 361 (Blue Pumpkin).

Ширококонечные перья

Письмо ширококонечным пером – является классическим на западе. Кончик этого пера похож на маленькую лопатку. Их делают и металла, тростника, бамбука, птичьих перьев и даже из дерева. Зачастую  от угла поворота пера зависит толщина линии. Так же существуют такие перья для правшей и левшей. Можно писать перьями и с небольшим углом, конечно, но обычно используют с прямым срезом. Подобные перья можно купить в специальных художественных магазинах или в канцелярии, бренд не имеет большого значение, главное – это качество пера и остается только выбрать нужный вам размер. По размеру букв можно определить ширину пера и, обычно, высота буквы составляет 4-5 ширин пера. Значит, для букв высотой 1 см подойдет перо шириной 2 мм.

Плакатные перья

Если вам надо написать буквы большого размера, то вам помогут плакатные перья, которые можно найти в художественных магазинах, а большое количество в интернет-магазинах. Эти перья известны еще со школы. Вряд ли они подойдут для обучения каллиграфии.

Держатели для пера

Держатели для пера, обычно, используются для стиля Copperplate. На данной фотографии внизу запечатлены: обычный прямой держатель и специальный Oblique Penholder. Прямые держатели можно приобрести в любому художественном магазине, а вот скошенные надо искать в интернет-магазинах.

Калам

Это основной инструмент для письма на востоке. Оно сделано из тростника. Люди на востоке относятся очень трудоемко к изготовлению калама, используют разные способы обрезки, очинки и расщепления тростника. Если вы хотите почувствовать то чувство при письме с помощью калама, вы можете приобрести палочку тростника или бамбука и заточить его или ее, как показано на нижней фотографии. (В цветочных магазианх часто используют палочки тростника для оформления букетов из цветов). Для завершения конец калама расщепляют ножом, как перо.

Маркеры для каллиграфии

Бывают специальные  и разные маркеры для каллиграфии. Они все отличаются срезом пишущей части. Если вы не можете их найти в обычных магазинах или в интернет-магазинах, то вы можете их сделать вручную. Берем перманентный маркер с плоской пишущей частью или офисный  и канцелярским ножом обрезаем эту часть и вуаля, получился инструмент для каллиграфии. Но лучше, конечно, использовать специальные маркеры для этого, тем самым вы улучшите качетсво и удобство письма. 

Авторучки для каллиграфии

Авторучки так же используют для письма, для каллиграфии  (ширина пера составляет до 2 мм). Самые популярные из них: Lamy Joy, Pelikan ScriptRotring, Manuscript, ArtPen. На фотографии снизу показан Pelikan Script 2 мм и безымянная китайская ручка. Но самая лучшая авторучка для каллиграфии – это Pilot Parallel Pen.

А вот и это видео, которое познакомит вас с тем, как каллиграфические инструменты действуют при письме:

say-hi.me

Изучаем тонкости каллиграфии острым пером: структура Spencerian script

Сегодня речь пойдет о шрифте spencerian script, о его структуре и построении букв в нём. Это не самый простой шрифт для новичков, да и вообще, острое перо считается сложнее, и поэтому советуют начинать заниматься каллиграфией с широкого пера. Но мне кажется, если желание и вдохновения велико, то можно и пренебречь этими рекомендациями. Spencerian script был создан в Америке в середине 19 века, он применялся, преимущественно, в деловой переписке. Банковские работники выписывали овалы на своих чеках и бухгалтерских бумагах, так как в те времена это было конкурентным преимуществом и привлекало внимание клиентов. Spencerian script имеет свое особое очарование, он примечателен своей однородностью строчных букв, они будто бы сливаются в зигзаги, и лишь выносные элементы выделяются жирной линией. Заглавные буквы этого шрифта — это ажурный рисунок из овалов. Этот почерк сразу пленил меня своей изящностью, утонченностью, и в то же время строгостью и четкостью. Хочу отметить, что у каждого каллиграфа spencerian «свой», у каждого мастера своя изюминка, свой непередаваемый стиль. Иногда по той или иной букве можно сразу понять, кто мастер этой работы. Ниже, мне хотелось бы привести несколько работ каллиграфов, которые мне очень нравятся.

Evelyn Wong

Mr. Michel G Ward

Бахыт Кадырова

Приступая к изучению того или иного почерка, нужно понимать, что у каждого шрифта есть свои законы: структура, базовые элементы, угол наклона, своя архитектура. Я уже писала как-то, что каллиграфией может заниматься любой человек, в этом деле важны лишь регулярные занятия. И чтобы освоить такой шрифт как spencerian, необходимо изучить его базовые элементы, отточить, исписать парочку листов (ха-ха) и начать строить буквы. Все строчные буквы состоят из базовых элементов, они представлены на фотографии ниже.

Spencerian имеет угол наклона пера 52 градуса, высота строк может быть любая от 1 мм до 3 мм, мне удобнее 2,5 миллиметра, для расчерчивания листа я использую вот такую линеечку:

Она значительно облегчает мне жизнь, но для тренировок можно пользоваться генераторами сеток (https://yadi.sk/d/8QcnG5BS-fib5w), там задаются все параметры шрифта (высота строки, угол наклона, расстояния между наклонными линиями, высота выносных элементов), ну или по старинке линейкой и транспортиром. Пару слов касательно перьев, я рекомендую для шрифта spencerian следующие перья hunt 101, zebra G, Brause 66 Ef, сама пользуюсь zebra G, хоть и считается, что оно для новичков, потому что оно жесткое и надо постараться, чтобы из него выпала клякса :) Тушь может быть любая, хоть и самая известная гамма, только ее нужно слегка разбавить водой, а то она уж больно густовата.

Ниже я приведу построение всех латинских букв (да-да, именно латинских), действительно с адаптацией шрифтов к кириллице есть некоторые трудности, и мы пока остановимся на латинице.

Все эти буквы имеют одни и те же базовые элементы, что удобно, согласитесь? И теперь, когда мы научились строить буквы, впереди не менее сложное — научиться их связывать, строить слова, фразы, предложения. Если будет интересно дальше, то продолжим, всех благодарю за внимание! Удачи в творчестве!

www.livemaster.ru

Перья для каллиграфии

Технические характеристики перьев, принципы их работы и секреты выбора перьев для изучающих основы каллиграфии.

Почему мы используем перо?

Каллиграфическое перо позволяет одним движением кисти провести линию с красивым изменением ее толщины. Перо работает как небольшая кисть — при слабом нажатии создает тонкую линию своим кончиком, при более сильном нажатии линия превращается в толстый штрих.

При изготовлении каллиграфических перьев не страдает ни одна птица — их делают из металла. Для создания линий разной толщины вы можете выбрать перья соответствующего размера: от больших Pumpkin до крошек Brause 361.

Перья для каллиграфии делятся на ширококонечные и остроконечные. О последних мы расскажем в этой статье.

Технические характеристики перьев

Каллиграфическое перо имеет кончик, отверстие в самой широкой части и прорезь, которая соединяет кончик с отверстием и образуется раздвигающимися зубчиками.

  1. Кончик пера

Перья делятся по толщине кончика на Extra Fine, Fine, Soft Fine, Medium, Broad, Music (расположены от самого тонкого к самому толстому).

Чем тоньше кончик, тем более тонкую линию можно провести этим пером. Например, у пера Gillott’s 303 один из самых тонких кончиков, а у Hiro 41 — один из самых толстых.

  1. Гибкость

Каждое перо имеет расщеп, или прорезь между «зубчиками», которую мы можем увидеть при нажатии на перо. Если нажать на перо сильнее, зубчики раздвигаются дальше друг от друга, создавая более толстую линию. На возможность раздвигать зубчики влияет

гибкость пера — Flexible. У каждого пера она своя. Например, перо Hunt 66 супер гибкое (Super Flexible), а Hunt 22 — средней гибкости (Medium Flexible).

Комбинации разной толщины кончика и гибкости дают различные эффекты.

Для шрифта Copperplate необходимы перья, которые имеют максимально тонкий кончик и гибкость среднюю или выше средней, так как этот шрифт использует линии с широким диапазоном по толщине. Лучше всего подойдут Hunt 101, Hunt 22, Leonardt Principal. Однако эти перья сложны для тех, кто изучает каллиграфию с нуля, так острый кончик сильнее цепляется за бумагу, чем толстый.

Перья с очень тонкими кончиками и низкой гибкостью не царапают бумагу и подходят для новичков. В качестве примера можно привести Nikko G (Zebra G, Tachikawa G), Gillott’s 404. Перья с толстым кончиком не подходят для создания надписей шрифтом Copperplate.

Шрифты Spencerian и Ornamental Script требуют использования перьев большой гибкости. Гибкость пера позволит создать тонкие, летящие линии-волоски и расставить акценты. Выбирайте перья Hunt 101 и Hunt 22.

  1. Отверстие

Отверстие в пере необходимо для того, чтобы тушь не вытекала сплошной каплей, а равномерно подавалась на бумагу в процессе письма. За счет поверхностного натяжения жидкости отверстие задерживает в себе тушь и не дает ей вытечь всей сразу. Представьте, что у вас есть стакан с водой, налитой до краев. Если продолжить наливать воду, её объем немного превысит объём стакана, а затем уже прольется мимо. Вода держится «бугорком» до определенного предела за счет сил поверхностного натяжения.

Также тушь задерживают с помощью дополнительных средств: пружинки или проволоки, обмотанной вокруг пера.

Отверстие пера при письме всегда должно быть заполнен тушью. Если набрать туши слишком много и в процессе письма отверстие оголится, тушь одной крупной каплей вытечет на бумагу. Такая сложность может возникнуть при использовании пера Leonardt 40.

Как выбрать хорошее ПЕРО?

www.nikolietta.com

Каллиграфия шариковой ручкой для начинающих - уроки, прописи, упражнения

Если вы пока побаиваетесь браться за перо, тогда стиль искусственной каллиграфии точно для вас! Так можно научиться выводить красивые буквы уже сейчас, не осваивая новые инструменты письма, и заложить мышечную память, которая станет отличным подспорьем, когда вы решитесь взяться за перо.

Искусственная каллиграфия – что создается обычными инструментами: шариковой ручкой, мелом или маркерами – прекрасный способ начать знакомство с миром каллиграфии! К тому же искусственная каллиграфия – самодостаточный вид искусства леттеринга. В первой части статьи я расскажу, как применять эту простую и приятную технику, а во второй части вы найдете примеры использования этого стиля, вдохновившись которыми, вы сможете приукрасить любое ваше творение: будь то меловой леттеринг или же письмо!

Как сделать надпись в стиле искусственной каллиграфии

Напишите слово или предложение

Для начала выберете, чем будете писать. Подойдет что угодно: от обычной ручки вроде Pilot G2 до мела или пастели! Запишите слово или фразу курсивом, оставляя между буквами и словами достаточно места.

Обозначьте нисходящие штрихи

Дальше нужно обозначить нисходящие штрихи, из которых состоит слово. Но сперва нужно их как-то найти! Нисходящий штрих появляется тогда, когда вы ведете ручку вниз. На фото внизу видно, что слово “create” состоит из нескольких таких штрихов.

Затем нарисуйте линии, параллельные нисходящим штрихам. Они должны прилегать к основным линиям. Обратите внимание: не так важно, справа или слева от основных линий вы впишете новую!

После того, как вы обозначите нисходящие штрихи, слово будет выглядеть примерно так, как на фото.

Закрасьте выделенные участки.

Когда все нисходящие штрихи обозначены, их можно закрасить!

Получившийся по завершении контраст изгибов слова сделает надпись почти неотличимой от каллиграфии, выполненной профессиональным инструментом!

Запутались? Держите видео!

Порой такие идеи легче донести и понять через видео. На видео объясняется, как написать слово в стиле искусственной каллиграфии самой обычной ручкой.

Прописи для каллиграфии

На мой взгляд, искусственная каллиграфия отлично сочетается со шрифтом “Kaitlin Style”! Я подготовила для вас референс, чтобы показать, как смотрятся вместе стиль Кэйтлин и искусственная каллиграфия (Kaitlin Style faux calligraphy exemplar ).

Примеры использования искусственной каллиграфии

Даже если вы освоили профессиональную каллиграфию, порой искусственная каллиграфия будет куда сподручнее. И тому множество причин: допустим, вы на деловой встрече и у вас просто нет под рукой пера; а может, поверхность, на которой вы пишете, не подходит для каллиграфии чернилами; ну или же вас уже вконец достали чернильные кляксы и брызги!

Искусственная каллиграфия на грифельной доске

При сильном желании можно сделать надпись пером и чернилами на меловой доске, но она получится маленькой и оттирать ее потом будет настоящей мукой! Посмотрите: приветственная надпись внизу выполнена самым обычным мелом.

Рукописный текст и искусственная каллиграфия

Рукописный текст и искусственная каллиграфия
Можно комбинировать печатные рукописные буквы с искусственной каллиграфией для создания креативных работ вроде той, что на изображении ниже. Искусственная каллиграфия изящно контрастирует и выделяется на фоне остальных стилей. Такой уникальный леттеринг, который отлично передает эмоции и впечатления, будет превосходным подарком!

Искусственная каллиграфия и бумажные письма

Искусственная каллиграфия и бумажные письма
Письмо с искусственной каллиграфией будет просто очаровательным! Надпись на конверте выполнена шрифтом Kaitlin Style (распечатку с примером этого шрифта размещаю здесь — clicking here). Посмотрите: нисходящие штрихи не закрашены. Если вам, как и мне, придется по вкусу такой прием, можно смело его использовать!

Вы можете использовать этот стиль вне зависимости от вашего уровня владения пером, так что непременно попробуйте! Да, искусственная каллиграфия – отличный способ подготовить себя к работе пером, но к ней прибегают не только новички. Бывалые каллиграфы тоже могут выгодно применять ее, чтобы оживить свои работы в технике леттеринга!

Если у вас остались вопросы по искусственной каллиграфии — для тренировок отлично подойдут любые из этих прописей (premium calligraphy worksheets ). Я убеждена в том, что именно с искусственной каллиграфии нужно начинать путь к “настоящей каллиграфии”, ведь я училась именно так!
Спасибо, что прочитали статью! До встречи!

lighttable.ru

Обзор 8 ручек-кистей для каллиграфии

Ручки-кисти или как их еще называют, браш-пены (brush pen), — уникальные инструменты для создания каллиграфии. По сути это кисть с большим запасом чернил, позволяющая работать над надписью, не задумываясь поминутно о том, что нужно обмакнуть кисть в чернила.

Если вы всерьез решили заняться каллиграфией, то браш-пен обязательно рано или поздно появится в вашем арсенале инструментов для каллиграфии и леттеринга.

TOMBOW FUDENOSUKE — один из моих фаворитов. Кисть сделана из специального полимера. Не слишком мягкая, в то же время не жесткая, Tombow Fude отлично сбалансирована. Выпускается только в маленьких размерах и предназначена для иероглифического письма. Японские и корейские школьники используют подобные браши для ежедневной практики. Очень рекомендую эту кисть для каллиграфии небольших форматов.

KURETAKE ZIG LETTER PEN COCOIRO — отличная кисть со сменными картриджами. Интересная особенность этой модели: картридж представляет из себя практически готовую ручку, на которую накручивается легкий пластиковый корпус, который позволяет ручке удобнее лежать в руке. Для CocoIro выпускается 2 вида картриджей — с мягким наконечником из щетины и с очень жестким полимерным. Первый похож на Pentel Color Brush, второй напоминает Tombow Fude. Этот брашпен — один из лучших для леттеринга небольших размеров. Картриджи служат довольно долго и стоят недорого.

COPIC MULTILINER size M — кисть средней жесткости, очень плотная и прекрасно скользит по бумаге. Выпускается в двух размерах — S и M. Единственная проблема — как и многие Копики, очень быстро высыхает. Заметьте, что данная модель не то же самое, что Copic Multiliner SP.

PENTEL COLOR BRUSH — must have, любимый инструмент многих современных каллиграфов. Кисть сделана из нейлоновых волокон, очень мягкая и требует постоянной регулировки стока чернил. Если чернила высыхают, достаточно слегка сжать картридж. Из несомненных плюсов этой модели могу назвать ее доступность в России. Картриджи можно легко заправить с помощью шприца. Pentel Color отлично подходит для каллиграфии небольших и средних размеров.

TOMBOW ABT — пожалуй лучший брашпен на рынке, в связи с этим очень популярный. Так называемый Dual Brush — одна кисть большая и гибкая, вторая — маленькая и жесткая. Штрихи получаются в меру контрастными, чернил хватает надолго, стоит недорого. У этой модели очень мало конкурентов.

FABER CASTELL PITT — кисть небольшого размера, жесткость средняя. Довольно быстро высыхает, скользит по бумаге хуже своих японских конкурентов. Определенно, не входит в число моих любимых брашей.

ZIG KURECOLOR — ближайший конкурент Tombow ABT, эта кисть немного плотнее и чуть короче. Штрихи получаются насыщенными и контрастными, сток чернил очень плавный. Kurecolor отлично лежит в руке, благодаря слегка утолщенному корпусу.

PENTEL TOUCH — ручка-кисть в буквальном смысле слова. Компактная и легкая, она имеет жесткий наконечник из полиуретана и предназначена для письма маленьких размеров. Touch, как и ZIG CocoIro может быть успешно использован для практики классических скриптов (Engrosser’s), так как позволяет имитировать штрихи металлического остроконечного пера. Кисть заправлена чернилами на водной основе, которые стекают очень равномерно и дают отличный насыщенный цвет.

Автор: Артем Степанов

infogra.ru

Как выбрать держатель для каллиграфии • ATcalligraphy

Если вы новичок в каллиграфии – вам точно будет непросто самостоятельно разобраться в огромном количестве инструментов и материалов. Сегодня предлагаю поговорить об одном из самых важных инструментов каллиграфа – держателе для пера. Для обзора я выбрала три популярных бюджетных модели среди начинающих каллиграфов – прямой держатель для перьев, наклонный держатель с пластиковым фланцем Speed Oblique и классический держатель с металлическим фланцем. Постараюсь помочь вам не ошибиться в выборе.

Для начала нужно заметить, что все держатели по своему устройству можно разделить на два вида – прямой и наклонный (косой) держатель. Они имеют принципиальные отличия.

1. ПРЯМОЙ ДЕРЖАТЕЛЬ

Когда я только начинала заниматься каллиграфией, я не имела ни малейшего представления о том, какие инструменты лучше использовать. В местном художественном магазине для занятий каллиграфией предлагался только один вариант – прямой держатель, который я не раздумывая купила.

Плюсы этого держателя:
1. Подходит почти для любого пера.
2. Очень доступный, можно купить в любом художественном магазине.

Минусы:
1. Главный минус, из-за которого я не рекомендую этот держатель для начинающих, это его неудобство в использовании.

Чтобы писать таким держателем, вам нужно будет постоянно держать руку во время письма под неестественным углом. И вот почему: при письме перо должно быть перпендикулярно наклонной линии, обычно наклон составляет 50-60 градусов. На фото в сравнении видно, как будет лежать ваша рука при работе с прямым держателем в сравнении с наклонным. Это приведет к тому, что рука будет уставать быстрее, удерживать одинаковый наклон постоянно будет очень сложно. Кроме того, если вы впервые начали упражняться с пером, вам будет трудно понять, как правильно формируется штрих, а следом и буква. Что уж говорить о контроле пера, из-за перечисленных факторов он очень усложнится.

Вывод: Если вы всерьез настроены на качественный результат – рекомендую заморочиться и приобрести наклонный держатель. Когда я, попробовав позаниматься с прямым держателем, перешла на наклонный, я была в восторге, как легко стало писать, а результат сразу улучшился в несколько раз. Прямой держатель может отлично подойти, если вы левша (тогда это для вас лучший вариант). А так же для скетчей и каллиграфических орнаментов (рисования птичек, завитков и т.п.)

2. КОСОЙ ДЕРЖАТЕЛЬ С ПЛАСТИКОВЫМ ФЛАНЦЕМ

Фланец – это основная деталь, которая отличает прямой держатель от косого. Фланцем называется пластиковая или металлическая деталь слева от держателя, куда вставляется перо и которая создает необходимый наклон при письме.
Если вы до этого писали прямым держателем, то, после перехода к косому держателю, Вы почувствуете, что ваша рука пишет сама:) (настолько он проще в использовании). Но, поначалу, может быть трудно перестроиться, ведь, если вы использовали ранее прямой держатель, то рука уже, скорее всего, привыкла к определенному положению при письме. Именно поэтому я рекомендую начинать с косого держателя, чтобы сразу приучить себя к правильному положению руки и бумажного листа.

Плюсы этого держателя:
1. Это самый бюджетный косой держатель.
2. Так же, как и прямой держатель, может использоваться практически со всеми видами перьев (но есть нюанс, о котором поговорим дальше)

Минусы:
1. Данный держатель не дает полного контроля над пером из-за особенностей устройства фланца.

И связано это вот с чем. Для того, чтобы максимально контролировать перо при письме, кончик пера при установке в держатель должен находится визуально на оси держателя, как на фото. Так вот, если мы возьмем любимое перо всех новичков Nikko G, в этом держателе установить его правильно не получится:


А подходящие перья для этой модели держателя – Gillot 404, 303 и 170 – не совсем подходят для новичков. Является ли это большой проблемой? Это вопрос спорный. Если я начну использовать держатель с пером, установленным неправильно (выходящим за ось), мне будет сложно, так как контроль пера снизится. Но, по моему опыту, для новичков это не будет являться такой большой проблемой, ведь этот момент не является ключевым. Так, за рубежом этот держатель вместе с пером Nikko G повсеместно используется на мастер-классах.

Вывод: Я могу сказать, что данный держатель можно покупать новичкам. Он однозначно лучше для старта, чем прямой держатель. Если вы только заинтересовались каллиграфией и хотите попробовать себя, при этом без больших затрат, это лучший вариант. Плюс, после этого держателя не сложно будет перейти к работе с держателями с металлическим фланцем.

3. КОСОЙ ДЕРЖАТЕЛЬ С МЕТАЛЛИЧЕСКИМ ФЛАНЦЕМ

Именно таким был мой второй держатель после прямого держателя. Они бывают из пластика,  дерева или камня, разных форм и размеров. Некоторые даже изготавливают на заказ специально под параметры вашей руки. Самый бюджетный вариант – из пластика, отлично подойдет для начинающих и не только.

Плюсы:
1. Этот держатель полностью совместим с пером Nikko G.
2. Правильная установка пера в держатель дает полный контроль при письме.
3. Есть возможность регулировать угол наклона пера относительно бумаги.

Минусы:
1. Один держатель подходит к одному типу перьев. Т.е. если вы сначала будете использовать в нем большое перо Nikko G, то через время перо меньшего размера (Gillot 303, Hunt 101 и т.п.) использовать с ним уже не получится, перо не будет держаться. Выход: приобрести второй держатель или сменный фланец для маленьких перьев.
2. Такой держатель дороже предыдущих вариантов.

Таким образом, я однозначно рекомендую начинать заниматься каллиграфией с наклонного (косого) держателя. Я использовала оба варианта, и могу сказать, что точно не вернусь к прямому держателю. Выбор модели же остается за вами. Как видите, все они имеют плюсы и минусы. Ориентируясь на свои цели и бюджет, я уверена, вы сможете подобрать подходящий вариант. Надеюсь, что смогла хоть немного помочь вам в этом!

www.atcalligraphy.com

Каллиграфия для новичков. Что такое техника искусственной каллиграфии и как правильно обращаться с инструментами.

Если вы хотите научиться каллиграфии, но не знаете, с чего начать, то эта статья именно для вас. В ней вы узнаете какие принадлежности вам понадобятся, как правильно держать ручку, немного трюков и как нужно практиковаться. Поверьте, вы быстро станете профессионалом!

Каждый может научиться каллиграфии. Даже если вы думаете, что ваш почерк отвратителен, найдется тот человек, который захочет, чтобы именно вы подписали свадебные приглашения перьевой ручкой. Особенно людям нравится современная каллиграфия, потому что она откровенно игнорирует традиционные правила и подчеркивает индивидуальность.

Прежде всего вам нужно обучиться искусственной каллиграфии.

“Поддельная каллиграфия” – это отличный курсив, с помощью которого вы сможете научиться использовать перьевую ручку. Хотя, честно говоря, технически она не “поддельная”. Это все еще каллиграфия, просто для нее не нужна перьевая ручка. Неважно, опытный ли вы каллиграф или только начинаете, поддельная каллиграфия – это очень важная техника, с помощью которой вы научитесь писать на любой поверхности.

Этот тип каллиграфии забирает больше времени, чем каллиграфия с помощью перьевой ручки. Однако, если вам нужно написать простую фразу, то эта техника покажется вам веселой и вам понравится отличный результат, которого можно с ее помощью добиться.

Итак, сначала напишите вашу фразу в простом курсиве. Не волнуйтесь, если вы пишите не так, как показано на образце ниже – просто напишите настолько хорошо, насколько можете. Эта техника работает практически со всеми соединенными буквами.

Затем вам нужно нарисовать линии, чтобы обозначить утолщения. Они появляются, когда ваша рука двигается вниз, чтобы создать часть буквы. К примеру, в букве “а” первая кривая слева – это утолщение, затем вы ведете перо вправо и снова вниз, чтобы обозначить правую ногу буквы “а”, и там появляется еще одно утолщение.

Когда вы обозначили все утолщения, просто заполните пустые пространства.

Готово!

Поддельная каллиграфия – это веселый и простой способ понять каллиграфию. Кстати, зачастую люди не могут отличить поддельную каллиграфию от настоящей.

Теперь, когда вы попрактиковались в поддельной каллиграфии, вы можете двигаться дальше и приобрести прямой держатель пера.

Новичкам лучше пользоваться пластиковым или корковым держателем, так будет рентабельнее.

Затем вам понадобятся перья.

Это три пера, которые лучше всего подходят новичкам:

  • перо Brause Steno
  • перо Brause Rose
  • перо Brause Extra Fine 66

Когда вы приобрели и перо, вы захотите вставить его в держатель.

Вам нужно будет аккуратно сделать клин, как показано на фото выше, который будет расположен между внешним металлическим кругом и лепестками, что внутри. Вам кажется, что перо должно располагаться посредине, но это не так.

Всегда держите перо за его середину и избегайте зубчиков, потому что они острые и могут вас поранить…равно как и вы можете погнуть их, если вы нечаянно сожмете их сильнее, чем нужно.

Затем выберите бумагу.

Можете использовать бумагу для набросков или же любую бумагу, которая подходит для каллиграфии своим качеством впитывания чернил. Если бумага впитывает слишком много, тогда у вас вокруг букв будет получаться чернильная паутинка.

Также вам понадобятся чернила

Для новичков лучше всего подойдут чернила Speedball India или чернило Sumi. Многие пробуют использовать Higgins, но они дают тот ужасный эффект паутинки, о котором говорилось выше.

Последнее, что вам нужно сделать – это приготовить воду для промывания пера. Его вы должны очищать каждые пару минут.

Теперь вы готовы научиться держать перо! Для создания современной каллиграфии можно держать перо, как и обычную ручку. Только перьевую ручку нужно держать крепче. Держите ее большим и указательным пальцем, средний палец используйте для поддержки и более крепкого захвата, а безымянный и мизинец – как опору.

Теперь вы готовы писать! Погрузите ваше перо в чернила до средины скважины (скважина – это то отверстие посредине вашего пера).

Самое главное отличие перьевой и обычной ручек заключается в том, что перо должно скользить по бумаге, на него не нужно давить так, как вы делаете это с обычной ручкой. Иначе перо зацепится за бумагу и у вас получатся чернильные брызги. Посмотрите это небольшое видео, которое вам покажет, как нужно держать перьевую ручку и обращаться с чернилами.

Как новичок, вы можете попасть в ситуацию, в которой чернила откажутся переходить с пера на бумагу. Существует простой трюк, который поможет уговорить его сделать это: просто “поцелуйте” верхушкой пера воду и попробуйте снова. Чернила теперь должны вести себя просто прекрасно!

Если же чернила старые и забивают перо, поболтайте им в воде несколько секунд, а затем вытрите его мягкой тканью, которая не оставляет ниточек за собой.

Этой статьей мы открываем цикл статей о каллиграфии! В скором времени мы будем публиковать различные техники и уроки, так что следите за обновлениями и становитесь настоящим профессионалом в искусстве каллиграфии.

Автор: Lindsey Bugbee

Перевод: Sayhi

Смотрите также: Видеокурс: Каллиграфия. Базовые упражнения на острое перо

Смотрите также: Мастер-Класс по Каллиграфии от Вероники Чебаник

Смотрите также: Супер курс по каллиграфии. Classic Modern Script

Смотрите также: Инструменты для каллиграфии

say-hi.me


Смотрите также