Как выбрать тему магистерской диссертации


Темы магистерских диссертаций. Как выбрать?

В связи с переходом к новой европейской системе образования наши студенты разделились на бакалавров, которые обучаются четыре года в университете и получают, как правило, теоретическую подготовку и поверхностные практические навыки, которые должны совершенствоваться на конкретном производстве или любом другом рабочем месте, и магистров, обучающихся шесть лет и готовых посвятить свою жизнь науке. Многие студенты, на сегодняшний день, идут в магистратуру для того, чтобы получить более полное высшее образование, но болонский процесс подразумевает, что магистратура готовит деятелей науки, самостоятельных исследователей, умеющих провести научное исследование и успешно занимающихся этим в интересной для них научной области.

Весь процесс обучения в магистратуре направлен на изучение инструментария, которым можно воспользоваться при проведении научных исследований (для экономической сферы — математические методы в экономике, исследование систем управления, прикладная информатика и т. п.), изучение философии науки и иностранных языков. Недаром вступительные экзамены в аспирантуру сдают именно по этим направлениям.

Магистерская диссертация имеет фундаментальный характер и содержит научное исследование в определённой области. Прикладной аспект такое исследование не предполагает. Как правило, в ходе диссертации ставиться определённая проблема, формируется гипотеза, ставится эксперимент и затем проводится анализ полученных результатов.

Как выбрать тему магистерской диссертации

Следует отметить, что помимо написания диссертации магистры проходят практику, как правило, на кафедре. Она предполагает педагогическую деятельность (работа в паре с педагогом, проведение практических занятий) или работа над методическим обеспечением определённой дисциплины. Ведение занятий по конкретной дисциплине вынуждает магистров более полно изучить материал и вникнуть во все процессы, касающиеся последних изменений и дополнений научного знания в этой области. Очень часто читаемая дисциплина становится областью научных интересов диссертанта или смежною с ней.

Магистр допускается до защиты только в том случае, если у него есть не менее трёх публикаций по теме исследования. Поэтому, выбирать тему исследования необходимо заранее.

Таким образом, темы магистерских диссертаций рождаются из педагогической или методической практики диссертанта, при написании статей по определённой тематике, а также могут быть известны изначально при поступлении в магистратуру. Тематика магистерских диссертаций носит фундаментальный характер и направлена на проведение научных исследований в конкретной области.

Темы могут быть сгруппированы в несколько групп по направлениям исследования

1 Анализ существующего положения дел в конкретной области. Работая по этому направлению, магистры должны собрать информацию, провести анализ литературы по конкретному актуальному вопросу и выявить проблемы, которые необходимо решить в той или иной степени. Это хороший вариант для тех, кто поступает в аспирантуру для того, чтобы создать задел для кандидатской диссертации.

2 Обоснование узкой проблемы, формирование гипотезы, проведение эксперимента и анализ результатов исследования. Например, проблема: расхождение в оценке рыночной стоимости организации и капитализации компании. Цель — обосновать причины этого расхождения. Эксперимент — сравнение рыночной стоимости и капитализации 15-20 компаний. Анализ полученных результатов.

3 Расширение и дополнение существующего знания. Диссертант анализирует, например, существующие виды классификации чего-либо и предлагает свою систему классификации с обоснованием, чем она лучше.

Обоснование темы магистерской диссертации

Какое направление бы Вы не выбрали, необходимо заявить, что именно решаемая Вами проблема является актуальной и востребованной. Это необходимо ещё и для того, чтобы успешно публиковаться в рецензируемых изданиях. Актуальность темы исследования легко обосновать, если оно таковым действительно является, поэтому необходимо провести тщательный анализ существующих теорий и методик в конкретной области, чтобы выявить действительно актуальные проблемы.

Современный учёный должен быть «на острие науки» и разбираться во всех нововведениях и разработках по исследуемому кругу тем. Для этого необходимо предпринимать следующие шаги:

  1. Участвуйте в научных конференциях. На них часто обсуждаются актуальные вопросы в Вашей области. Кроме того, доклад Вашего коллеги может подкинуть Вам идеи для дальнейшего развития научного знания и темы магистерской диссертации. Если Вы сами являетесь докладчиком, то обсуждение тематики Вашего исследования и вопросы коллег помогут Вам более полно разобраться в изучаемой проблеме.
  2. Читайте свежую прессу. Научные журналы в определённой сфере публикуют актуальную новейшую информацию об исследованиях, проводимых Вашими коллегами. Как правило, научно-публицистические журналы («Коммерсант», «Вопросы экономики», «Секрет фирмы») содержат действительно нужную Вам информацию, комментарии известных в науке личностей, анализ крупных аналитиков существующей конкретной ситуации и т. п.
  3. Не пренебрегайте англоязычной литературой и периодическими изданиями. Особенно, журналами, входящими в список Scopus и Web of Science. Читая литературу в оригинале, Вы увидите множество несоответствий с переводной литературой. Понимая то, что хотел сказать автор, Вы подчерпнёте совершенно другой, отличный от официального или принятого в научной области, взгляд на конкретную проблему, который поможет Вам выбрать достойную и актуальную тему для проведения научного исследования и написания магистерской диссертации.

Поделиться:

dip-land.ru

Выбор темы магистерской диссертации *

Выбор темы магистерской диссертации является первой важной частью длительного процесса подготовки и защиты магистерской диссертации.

Правильный выбор темы, если не целиком, то в очень большой степени определяет стратегию исследования и направление научного поиска.

Создает необходимые предпосылки для заинтересованной работы выпускника, его удовлетворенности ходом работы и полученными результатами.

Магистерская диссертация является квалификационной работой, и то, как ее автор умеет выбрать тему и насколько правильно он эту тему понимает и оценивает с точки зрения своевременности и социальной значимости.

Характеризует его научную зрелость и профессиональную подготовленность. Магистранту предоставляется право самостоятельного выбора темы диссертации.

Темы магистерских диссертаций определяются кафедрой.

Выбор производится на основании имеющегося на кафедре утвержденного перечня направлений для выбора тем.

Перечень является примерным, и магистрант может предложить свою тему с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки.

Тема магистерской диссертации представляется на утверждение лишь тогда, когда установлены ее актуальность, научное и прикладное значение, наличие условий для выполнения в намеченный срок и обеспечено должное научное руководство.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Целесообразно, чтобы выбор магистранта отражал сферу его научных и практических интересов.

Поскольку в этом случае подготовка диссертационной работы окажет положительное воздействие на формирование магистранта как профессионала в определенной области деятельности.

Опыт показывает, что диссертационные работы высокого качества представляют, как правило, те магистранты, которые на завершающем году обучения продолжали исследование проблем, рассмотренных в их курсовых работах и проектах.

За время обучения на предыдущем уровне обучения, сумели систематизировать знания, накопленные в процессе всей предшествующей учебно-исследовательской и научной работы.

Тематика магистерской работы должна отражать как теоретическую, так и практическую направленность исследования.

Теоретическая часть исследования должна быть ориентирована на разработку теоретических и методологических основ исследуемых вопросов.

Так же  использование новых концепций и идей в выбранной области исследования, отличаться определенной новизной научных идей и методов исследования.

При выборе темы диссертационной работы нужно учитывать ее практическую значимость, возможность использования в ходе исследования фактического материала, собранного в период прохождения производственной практики.

Практическая часть исследования должна демонстрировать способности магистранта решать реальные практические задачи, с использованием нормативных правовых актов.

Также на основе разработки моделей, методологических основ и подходов в исследуемых вопросах.

После утверждения темы магистерской диссертации приказом ректора любые изменения в название темы вносить запрещается.

Название темы в протоколе ГАК должно точно соответствовать названию в приказе ректора.

disshelp.ru

Как выбрать тему магистерской диссертации?

После подписания Россией в 2003 году Болонской декларации срок обучения в вузах страны изменился. Первая ступень высшего образования – бакалавриат. За четыре года студент получает теоретическую подготовку, некоторые практические знания, которых достаточно для дальнейшей работы. Магистратура – дополнительные два года. Дают инструментарий для желающих посвятить себя науке, строить карьеру более высокого уровня. Обучение заканчивается написанием диссертации – выпускной квалификационной работы. По результатам определяется уровень подготовки студента, способность к самостоятельной аналитической деятельности.

Цель магистерской диссертации – решение фундаментальной проблемы в определенной области. Для этого формируется гипотеза, проводится эксперимент, данные обобщаются и анализируются. От правильности выбора диссертационного исследования во многом зависит результативность всей работы.

Алгоритм выбора

Тема должна быть актуальной, обладать новизной и иметь возможность применения на практике.

На кафедре есть список тем, которые предлагаются студентам, но обычно они устарели и потеряли актуальность. Кроме того, по этим темам, вероятно, в предыдущие годы написана уже не одна работа. Если вы подойдете с заранее самостоятельно выбранной тематикой, это будет характеризовать вас как самостоятельного, заинтересованного и стремящегося к научной деятельности человека. Но при выборе стоит придерживаться общего направления работы кафедры.

  1. Ознакомьтесь на кафедре с написанными и защищенными диссертациями, публикациями в специализированных журналах по интересующей теме. Сузьте область исследований.
  2. В общих чертах сформулируйте и выберите несколько примерных тем. Можно несколько конкретизировать или изменить направление существующих исследований. Узнайте, кто на кафедре занимается подобной тематикой. Подберите, изучите литературу. Подойдите, обсудите проблему, предложите путь решения.
  3. Выберите научного руководителя, конкретизируйте направление работы. Это важный момент, потому что вам предстоит плотное сотрудничество на протяжении нескольких лет, а возможно, и дольше. Он должен быть ответственным, требовательным, обладающим определенными знаниями и желающим работать в этом направлении.
  4. Возможно, научный руководитель предложит свою тему, которая интересна ему. Стоит рассмотреть такой вариант, потому что не придется переживать об актуальности, а также можно будет получить исчерпывающую консультацию по тематике исследования.
  5. Когда тема выбрана, необходимо обосновать ее актуальность, теоретическое и практическое значение. Поставить задачу, разработать гипотезу, предложить алгоритм поиска решения.

Примерные темы магистерских диссертаций

Направления исследований могут быть следующие:

  • Проанализировать существующее положение дел в какой-то конкретной области. В этом случае магистру предстоит сбор информации, ее анализ, определение проблемы, которую необходимо решить. Этот вариант подойдет тем, кто планирует продолжать заниматься наукой, создать базис для кандидатской диссертации.
  • Обосновать узкую проблему, сформировать гипотезу, провести эксперимент, проанализировать результат. К примеру, есть тема: Расхождение в оценке рыночной стоимости организации и капитализации компании. Задача – выявить и обосновать причину такого расхождения. Провести эксперимент – сравнить рыночную стоимость и капитализацию на примере 20 организаций. Проанализировать полученные данные.
  • Расширить, обобщить существующие знания. Магистр берет существующую классификацию, к примеру видов экономического анализа. Затем на основании логических выводов и обоснований предлагает свою. Доказывает, что его классификация более точная.

Здесь лишь описание того, что придется делать в рамках выбранной темы.

Смена темы магистерской диссертации

Как показывает практика, тема работы в процессе написания диссертации может видоизменяться. Трансформация названия происходит в процессе сбора информации, обработки и анализа, изучения трудов предшественников и научных публикаций, общения с руководителем. Предложить изменить магистрант может, однако следует помнить о том, что темы диссертаций утверждаются для вынесения на защиту. В связи с этим процесс изменения темы несколько усложнен. Запросить изменение темы лучше и в том случае, когда работа в рамках исследования изменилась и уже четко очевиден его новый вектор. Рекомендуется заняться этим вопросом на втором году обучения, но помнить о том, что после утверждения приказа о защите в конце второго года обучения изменить тему, указанную там, будет уже невозможно.

Поэтому очень важно заниматься исследованием на протяжении всего обучения в магистратуре и очень внимательно подходить к выбору, формулировке и утверждению темы.

www.internauka.org

ТЕМА МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ 2020: как правильно выбрать?

После бакалавриата следует магистратура, выпускной работой при этом является магистерская диссертация (ВКР).

Очень важно правильно выбрать тему магистерской диссертации 2020.

Чтобы успешно справиться с этой задачей, надо:

  • изучить литературу;
  • проанализировать свои возможности доступа к практическому материалу;
  • а также собственные карьерные планы;
  • интерес автора к исследованию того или иного предмета.

Основной задачей магистерской работы в 2020 г. является доказательство того, что автор:

  • умеет проводить научные исследования;
  • может квалифицированно работать с научной литературой;
  • анализирует практические проблемы;
  • может исследовать теоретические основы той или иной задачи.

Тема магистерской диссертации должна быть сформулирована в именительном падеже, хотя подразумевать при этом нужно, что в ходе Вашего исследования Вам придётся ответить именно на вопрос (задачу, проблему).

Начиная с самого начала структура (план) уже должна взгромоздиться в голову автора, иначе не нужно выбирать тему, чтобы не делать двойную или тройную работу. Таким образом, должен быть план и нужно знать вектор, куда двигаться, иначе не нужно начинать исследование. Следовательно, без структуры работы невозможно написать хорошую работу за отведённое время.

Тема должна быть реальной для её полного исследования, чтобы справиться с выполнением диссертации в отведённое для этого время (несколько месяцев). Если тема слишком обширная, то велики риски того, что можно не защититься в установленное время и потерять ещё один академический год.

Не следует опасаться того, что тема может оказаться слишком узкой, так как любой предмет можно исследовать сколь угодно глубоко, это зависит от отведённого на это ресурса времени и желания исследователя. Таким образом риски того, что тема слишком обширная слишком велики по сравнению с тем, что тема может оказаться слишком узкой.

При выборе темы магистерской диссертации 2020 очень важно опираться на личный опыт (навыки и компетенции), так как по какой-то узкой теме Вы можете быть намного более квалифицированными, чем все остальные, следовательно, имеете естественные конкурентные преимущества. Кроме того, это ещё доступ к практическому аналитическому материалу.

Кроме выбора темы, составления плана, ещё крайне важен график работы над магистерской диссертацией 2020. Пусть он будет приблизительный, но он очень нужен. График поможет понять, успевает исследователь или нет, есть отставание или нет.

xn----7sbbdsubapirb2a6ce7cg7e.xn--p1ai

Как выбрать тему диссертации магистра

Многих студентов мучает вопрос о том, как правильно сформулировать тему выпускной работы. Некоторым даже ставится задача от научного руководителя придумать тему выпускной квалификационной работы. В этой статье мы и поговорим о том, как правильно выбрать и сформулировать тему выпускной квалификационной работы.

Для начала обратимся к исходным данным. Окончательная цель каждого студента – это получение научной степени и продолжение работы по полученной специальности. По итогам полученной информации вы сможете определиться с темой своей кандидатской диссертации, а уже из неё вывести тему своего дипломного проекта.

1. На первом этапе вам следует собрат в библиотеке несколько книг по теории ведения научной работы.изучить их и ознакомится с содержанием. Помимо этого вам следует изучить за последние несколько лет уже защищенные диссертации по вашей специальности. Делается это для того чтобы ваша тема научной работы не повторялась. Так же не забудьте просмотреть публикации в журналах и газетах за последние несколько лет.

2. Следующий этап – это формулирование нескольких названий вашей будущей диссертации. После следует узнать, кто из ученых занимается подобной тематикой, какие существуют научные работы по выбранной теме. Вполне возможно , что один из ученых станет вашим научным руководителем или оппонентом на защите вашей диссертации.

3. Наиболее важным пунктом при выборе темы вашей диссертации является выбор научного руководителя. Запомните, не следует подходить к этому выбору формально или эмоционально. Ведь именно с этим человеком вам придется общаться очень тесно в течение нескольких лет. И именно от этого человека зависит успешное прохождение защиты вашей магистерской диссертации.

4. Научный руководитель вашей магистерской диссертации должен быть человек ответственный, требовательный и соответствовать всем критериям. Очень важно чтобы выбранная ваша тема была близка к научным интересам вашего руководителя. Вследствие чего, он вам сможет оказать реальную научное руководство и осуществить квалифицированную поддержку.

5. После выбора темы магистерской диссертации вам следует просмотреть сопутствующую литературу и изучить её. Потом отправлять согласовывать тему с научным руководителем. Лучше всего это сделать при личной встрече, а не по переписке, потому что только при личной встрече вы сможете оценить заинтересованность к данной теме вашего научного руководителя.

6. В том случае если ваш научный руководитель отмахнулся или подошел к вашей выбранной теме формально, то вам следует отказаться от такого научного руководителя. Если научный руководитель пытается навязать вам собственную тему, то следует разобраться, не ошиблись ли вы с формулировкой выбранной темы магистерской диссертации. Может быть такое, что вам предложат изменить тему в связи с тем что вы не до конца понимаете научную проблему, а может и человек, к которому вы обратились, пытается вас использовать в своих личных интересах. В любом случае вам стоит отстаивать свои интересы и свою точку зрения, а так же навязывать ту тему, которая вас больше всего интересует.

7. Иногда случается и другой фактор, когда студенту или аспиранту всё равно на какую тему писать магистерскую диссертацию.

xn--d1acynfdde.xn--p1ai

Как выбрать тему магистерской диссертации — СибАК

Магистерская диссертация – это выпускная квалификационная работа в вузе для получения степени магистра. Уровень ее выполнения демонстрирует, насколько хорошо студент овладел навыками научного анализа и исследовательской работы в выбранной им специальности, умеет ли выдвигать гипотезы и подтверждать их анализом данных.

В свою очередь, успех магистерской диссертации напрямую зависит от того, насколько удачно выбрана ее тема.

Почему важно правильно выбрать тему?

С 2011 года дипломы магистров получили уже более нескольких сот тысяч российских выпускников. По данным сайтов работодателей, наличие диплома магистра увеличивает стартовую зарплату молодых соискателей на 30%.

Это связано с тем, что магистратура предполагает более сложный набор компетенций, которыми должен овладеть ее выпускник. И одна из таких компетенций – навыки критического мышления и анализа, апробированные в магистерской диссертации.

Тема исследования должна отвечать специальности магистранта, следовать критериям научности, обладать новизной и актуальностью, предлагать научно ценные и обоснованные выводы, соответствовать приоритетным направлениям исследований.

Успешная подготовка и защита диссертации почти на 50% зависит от того, насколько успешно выбрана и сформулирована ее тема. От этого зависит масса факторов – от личности научного руководителя, с которым необходимо будет взаимодействовать, до доступности и репрезентативности научно-практической базы.

Чем руководствоваться при выборе темы

При выборе темы магистерской диссертации стоит учитывать следующие факторы:

  • cпециальность и направление обучения;
  • доступность экспериментальной, библиографической, историографической, источниковедческой, научно-практической базы;
  • наличие педагогических кадров, специализирующихся по данной теме;
  • актуальность и степень исследованности проблемы;
  • перспективность дальнейших исследований и разработки темы – можно ли будет в дальнейшем написать по ней кандидатскую или докторскую диссертацию.

Этапы выбора темы

1. Начать работу студенту лучше, уже имея в голове некую гипотезу-предположение, над какой проблемой ему хотелось бы работать в будущем.

2. Далее стоит промониторить библиографические ресурсы, каталоги библиотек, публикации в профильных научных изданиях за последние 5 лет на предмет наличия научных исследований в этом направлении.

Нужно обратить внимание на то, сколько диссертаций уже защищено, какие моменты исследованы недостаточно полно, есть ли пробелы.

3. Далее следует составить список основной литературы и источников и только потом попробовать сформулировать несколько вариантов будущей темы.

4. Следующий этап – выбор научного руководителя.

Успех диссертации зависит не только от того, насколько легко у вас получится сработаться с научным руководителем, но и от того, насколько высока его квалификация. Важно, чтобы сфера его научных интересов пересекалась с выбранной вами темой.

Магистранту стоит заранее узнать, кто потенциально может дать рецензию на работу или выступить оппонентом во время защиты.

5. После ознакомления с основной литературой формулировку можно скорректировать, после чего, согласовав ее с научным руководителем, написать заявление на утверждение темы и научного руководителя.

В ходе более глубокого и качественного погружения в тему во время написания работы может оказаться, что утвержденную тему придется поменять. Например, выясняется, что часть источников недоступна или же первоначальная гипотеза не подтверждается или ее приходится корректировать. Формально поменять тему можно до ее официального закрепления в окончательном приказе, но объективно это затруднит процесс написания в зависимости от того, сколько времени осталось до защиты.

Примерные темы по направлениям исследования

Ориентировочный перечень тем магистерских диссертаций обычно предлагается самой кафедрой исходя из актуальной на данный момент научной проблематики и приоритетных направлений исследований. Студент может конкретизировать выбранную из перечня тему или же предложить собственную тему.

Тема в обязательном порядке должна содержать постановку проблемы и конкретизацию аспекта исследования. Вот несколько примеров тем для диссертаций магистрантов, которые обучаются по специальности «Экономика»:

  • «Управление рисками цифрового предприятия в процессе проектирования продукции под заданную стоимость»;
  • «Обеспечение устойчивого развития предприятия на основе взаимодействия с финансовыми институтами».

Составление пояснительной записки

Пояснительная записка к выбору темы магистерской диссертации в кратком изложении содержит ключевые моменты, которые составляют научную работу:

  • актуальность темы;
  • степень разработанности научной темы;
  • цель исследования;
  • объект и предмет исследования;
  • научные задачи, которые реализуются в работе.

Этот документ подается на кафедру вместе с планом индивидуальной научной работы магистранта. Его цель – в тезисном виде кратко представить обоснование темы магистерской диссертации. Так, чтобы при беглом ознакомлении с ним ни у ученого совета кафедры, ни у государственной экзаменационной комиссии не осталось сомнений в актуальности выбранной научной темы.

Правильный выбор темы магистерской диссертации облегчит процесс ее написания. Самостоятельная работа усилит компетенции выпускника и поможет ему получить навыки критического мышления, анализа и синтеза, которые пригодятся в построении карьеры в науке или любой другой сфере.

sibac.info

20 правил выбора темы для магистерской диссертации

Магистерская диссертация отличается углубленным характером и содержанием научных исследований в выбранной сфере. Практическая часть редко входит список проводимых научных мероприятий. Чаще всего перед диссертационным исследованием ставится целью решение определенной проблемы. В ходе работы необходимо сформировать гипотезу и провести необходимые эксперименты. В конце анализируются достигнутые результаты.

Приступая к написанию магистерской диссертации, следует обосновать тот факт, что рассматриваемая вами тема является важной и интересной. Проведение глубокого анализа проблем в выбранной сфере позволит выявить сложные вопросы, которые стоит рассмотреть в процессе работы. Молодые научные сотрудники должны проводить комплекс научных мероприятий, в результате которых проделанная работа будет популярна на протяжении ближайших трех лет.

Чтобы обладать необходимой информацией следует придерживаться следующих правил:

  1. Определить тему в первые три месяца начала обучения.
  2. Определить объект исследования.
  3. Изучить текущие проблемы отрасли написания диссертации.
  4. Название не должно содержать больше семи слов.
  5. Ознакомиться со специализациями выбранной темы В паспорте Высшей Аттестационной Комиссии.
  6. Формулировка названия должна быть лаконичной и емкой.
  7. Согласовать название работы с научным руководителем на очередном заседании кафедры.
  8. Выбранная тема должна отличаться актуальностью и соответствием нынешнему положению и возможностям совершенствования изучаемой дисциплины.
  9. При раскрытии основных тезисов необходимо опираться на знания, полученные в процессе научно-исследовательской работы, проведенной во время прохождения курса магистратуры.
  10. Описывая определенную тему, необходимо брать в расчет литературные источники, посвященные данной науке.
    Проанализировать насколько тема разработана и освещена в прессе.
  11. Важно использование работ не только отечественных авторов. Зарубежные специалисты в данной отрасли способны указать на иные аспекты раскрываемой тематики. Мнения, отличающиеся от общепринятых, способствуют формированию объективной оценки проблематики выбранной дисциплины.
  12. Современные издания научных журналов содержат свежую информацию об актуальных изысканиях в данной сфере. Периодическое ознакомление с мнением коллег даст возможность максимально владеть необходимой информацией.
  13. Необходимо заранее позаботиться о полноценном доступе к достоверным первичным материалам.
  14. Немаловажной составляющей намеченной работы является соответствие интересам и потребностям предприятий и заведений, предоставивших научную и практическую базу для ее выполнения.
  15. Активная работа в исследовательской сфере выявит основные направления аналитической и гипотетической составляющих.
  16. Приветствуется предоставление собственной классификации проблем, описываемых в работе. Подобный подход обеспечит повышенное внимание ученого сообщества.
  17. В процессе написания работы необходимо предоставить инновационные направления развития науки и доказать их преимущество перед устаревшими нормами.
  18. Участие в научных симпозиумах позволит черпать информацию из докладов ваших коллег. Мнение признанных ученых важно при раскрытии проблематики.
  19. Проанализировать текущие разработки и достижения в выбранном направлении.
  20. Тема должна раскрывать конкретную часть проблемы.

Выводы

В завершении нужно признать, что подбор тематики магистерской диссертации является тяжелым этапом в работе над ней. От раскрытия успешно подобранной темы зачастую зависит будущая карьера научного сотрудника. Такая работа может со временем перерасти в докторскую диссертацию, которая позволит основать собственное научное направление, выработать инновационную теорию или создать новую школу научных изысканий. В процессе определения тематики данной работы стоит грамотно просчитать выбранный курс, проанализировать все доступные источники. Частые консультации с научными руководителями помогут правильно оценить свои силы и подобрать необходимую литературу.

disshelp.ru

Как выбрать тему диссертации? — Dissertatus.ru

Главной целью каждого аспиранта при начале обучения является определение своей темы для научного исследования. Достижение успеха при его защите обусловливается верным выбором направления для изучения.

Существует два главных условия при написании работы – это новизна и актуальность исследования. Оба они отражены в требованиях Положения о порядке присуждения ученых степеней.

Для научных работников, уже пробовавших себя в определенной области знаний, подобрать интересующую его тему и актуальность ее исследования окажется намного проще. Ведь основу он может взять из различных публикаций и разработок конференций в данной сфере.

Более трудным будет осуществить это для аспиранта, который еще не выяснил для себя, что ему хотелось бы осветить и рассмотреть в своем исследовании. Чтобы все же начать свой путь в написании диссертации, такому аспиранту следует найти научного руководителя и свою специальность, в которой он будет работать. А потом, уже, основываясь на этом выборе, подобрать направление для исследования.

Где искать актуальную тему диссертации?

Для молодых научных сотрудников основной базой для выбора направления служит та кафедра, и то научное сообщество, в постоянном контакте с которыми пребывает аспирант. С их помощью ему будет нетрудно найти актуальные вопросы выбранной области знаний и обозначить ряд задач для написания работы.

Для этого ему можно будет задействовать опубликованные разработки исследований его коллег: докторов и кандидатов наук. Рассмотрев результаты их работ, обнаружить актуальность некоторых вопросов, которые еще столь подробно не были изучены, довольно легко.

Архив диссертаций, прошедших процедуру защиты ранее, может многое подсказать при размышлении над спецификой индивидуального вашего исследования.

Изучая госпрограммы развития определенных областей научного знания, вы почерпнете для себя возможные задачи диссертационной работы, актуальность которых будет видна из результата анализа рассмотренных программных материалов.

Также, стоит учесть, и возможную денежную помощь или же получение грантов научной организацией. При разработке специфического направления исследования в аспекте более широкой области, работа может получить статус полезного и выгодного как для аспиранта, так и для всего учреждения, исследования

Стоит ли выбирать малоизученную тему

Выбор диссертационной темы, очевидно, связан не только с той специальностью, в рамках которой работает аспирант, но и от его научного руководителя, с чьей помощью он формирует свое исследование и его направленность.

Но, при этом, нужно помнить, что малоизученная область знаний в данной специальности довольно не редко остается обделенной вниманием ученых, даже с учетом крайне скудной ее разработки в общенаучном пространстве, потому как она может не включать в себя необходимую новизну и актуальность исследования.

Если вы беретесь за освещение пока неизученной темы, то на вас лежит большая ответственность и предстоит кропотливая работа. Потому как придется приложить намного больше старания при аргументировании своих тезисов.

Помимо этого, учитывайте, что подобную специфическую тему можно выбирать только при обоснованной убежденности в том, что заключение вашей работы обратит на себя внимание научного руководителя и всего сообщества

Возможные проблемы с темой диссертации

После того как была сформулирована тема диссертации, ее должен утвердить ученый совет. Но нередко эта процедура проходит с возникновения различных проблем. Причиной тому может стать неверное наименование.

Название работы предполагает полную согласованность с ее областью научного знания, и должно включать в себя специфику исследования. Поэтому неправильным будет именование работы: «Процесс в качестве атрибута власти судьи». Более логичным и верным является название: «Процессуальные возможности состава суда»

Затруднения также может вызвать и заурядность выбранной темы. При такой ситуации нужно поменять методы вашего исследования. Используя иной подход к поставленной в работе задаче, можно прийти к образованию совершенно других по своему смысловому содержанию результатов.

Не следует обозначать слишком обширную тему, потому как часто это затрагивает сферу интересов большого количества научных сотрудников, работающих в данной области знаний.

Выбор темы диссертации по направлениям

Область научных знаний аспиранта предполагает выбор конкретного направления в данной сфере. Основной целью научного руководителя соискателя является содействие в правильном определении тематики.

В названии диссертации необходимо показать и самостоятельный выбор соискателя, и общий вклад всей его кафедры и руководителя в этой области, а содержание автореферата включать в себя тезисы, близкие и знакомые научным коллегами аспиранта.

Выбор темы кандидатской по экономике

Область экономических знаний является обширной сферой для разработок научных трудов.

Эта сфера дает шанс выбрать не только исключительно теоретическую проблематику работы, но и тему с практической значимостью.

Данное направление деятельности научного сообщества очень разностороннее и благодатно при подборе темы исследования, которую, в частности, возможно найти:

в прошлых кризисных ситуациях финансового состояния государства 1. или их прогнозировании;

  1. в функционировании определенного субъекта экономической сферы;
  2. в современной экономической обстановке государства;
  3. в статических материалах;
  4. в публикациях и научных трудах лауреатов на нобелевскую премию или известных всему мировому сообществу ученых, работающих в этой сфере;
  5. в исследовании экономических новшеств современного мира (например, феномен биткойна).

Обилие выбора требует помощи коллег при определении темы. Совет поможет сконцентрироваться на конкретном тематическом сегменте этой области знаний.

Выбор темы диссертации по юриспруденции

Сфера правовых знаний государства подвержена большому количеству изменений, что предполагает наличие базы для формирования научного исследования аспиранта с кафедры юриспруденции.

Проблематика определяется и в сфере создания новых законов, и в практической деятельности их применения. Выбор тематического направления очень обширен.

Его можно осуществить, рассмотрев следующие области:

  1. известные судебные разбирательства, повлиявшие на законодательство;
  2. информация о формировании новых законов в правовой сфере;
  3. обобщенные данные практики работы судов;
  4. итоги применения созданных законопроектов;
  5. исследование потенциальных возможностей разработки других законопроектов в правовой области.

Не следует ориентироваться на направление, актуальность которого может в скором времени пропасть. Поэтому, если существуют сведения о формировании нового законопроекта, то написанная работа о нюансах статей старого уже не будет интересна сообществу и с низкой вероятностью пройдет процедуру защиты.

Найти тему по вентиляции

Техническое направление в научной сфере не так просторно для выбора темы для изучения. Здесь задействуются уже не раз доказанные и рассмотренные законы, что не способствует легкой формулировке новой проблематики для изучения соискателем.

В такой ситуации лучше обратиться к архиву диссертационных исследований данной области. На их основе можно осуществить преобразование в соответствии с современными реалиями.

Например, название диссертации «Вентиляция муниципальных зданий города» превращается в наименование «Вентиляция общественного пространства в современных реалиях урбанистики». Так, работа обретет свою актуальность и заинтересует коллег шансом рассмотрения европейских условий в этой области.

Стоит помнить, что даже если вы правильно выбрали тему, и она прошла процесс утверждения ученым советом – это еще не дает стопроцентной вероятности ее защиты, но весьма может обнадежить на том, что научный труд не будет заурядным и привлечет внимание коллег.

www.dissertatus.ru

примерный перечень тем магистерских диссертаций

 

При выборе темы необходимо учитывать следующие моменты:

1. Актуальность темы. Выбранная Вами тема, не должна быть ранее кем то исследована. Иначе Вы проведете ту же самую работу и получите аналогичные научные результаты, что является недопустимым;

2. Научная разработанность. Выбранная Вами тема должна отличаться уникальностью и не быть кем то ранее исследованной;

3. Самостоятельный выбор направления исследования. Не стоит использовать темы, которые Вам будут предложены на кафедре, или научным руководителем. Определите направление исследования самостоятельно. Это будет характеризовать Вас, как человека, крайне серьезно относящегося к процессу получения академической степени магистра.

 

Далее, приведем некоторые рассуждения, на тему того, каким образом должен происходить выбор темы магистерской диссертации:

 

Темы магистерских диссертаций по менеджменту. Данное научное направление, состоит из нескольких составляющих, а именно: «гостиничный менеджмент», «финансовый менеджмент», «общий менеджмент», «производственный менеджмент» и т.д. В рамках каждой рассматриваемой составляющей, существуют определенные проблемы, которые магистрант может определить, на основе собственного критического анализа и сформулировать диссертабельную тему, которая будет отвечать проблемам и вызовам сегодняшнего дня.

 

Темы магистерских диссертаций по экономике. Данное научное направление, является самым популярным, по количеству обращений за помощью в наш центр. Данное направление включает в себя следующие разделы: «экономика предприятия», «мировая экономика», «экономическая теория», «командная экономика», «рыночная экономика», «плановая экономика» и т.д. К сожалению, в настоящее время, экономическая система в РФ и в мире, не является абсолютно устойчивой, что позволяет магистранту легко определить научную проблематику, в рамках которой, он сможет подготовить качественное магистерское исследование.

 

Темы магистерских диссертаций по юриспруденции. Достаточно часто встречающееся научное направление, в рамках которого в нашем центре заказывают написание магистерских диссертаций. Стоит отметить, что правовая система РФ не является идеальной и содержит массу спорных моментов, которые нуждаются в совершенствовании. При детальном анализе законодательства, можно найти соответствующие нюансы, на основе исследования которых, магистрант сможет без труда подготовить качественную магистерскую диссертацию.

 

Темы магистерских диссертаций по педагогике. Реформа образования в нашей стране производится безостановочно. Многие решения, которые принимаются на уровне министерства образования, являются крайне спорными. Кроме того, в настоящее время, в связи с появлением средств информационных коммуникаций, образовательный процесс во многом смещается в виртуальную сферу. Проблем в развитии педагогики и образования различных уровней, в нашей стране накоплено достаточно много. Магистранту не составит особого труда разобраться в данной проблематике и подобрать тему магистерской диссертации, исходя из проблем сегодняшнего дня.

 

Темы магистерских диссертаций по психологии. В РФ наука психология появилась относительно недавно. И в настоящее время не распространена должным образом. Прежде всего, это связано с наследием советского времени, когда о психологии знали только понаслышке. И до настоящего времени, так и не сформировалась тенденции к решению психологических проблем у психолога или психотерапевта. При должном желании, магистрант психологии, может без проблем сформулировать тему магистерской диссертации, в соответствии с теми проблемами, которые актуальны для развития отечественной психологии на сегодняшний день.

 

Ниже приведем список ссылок на статьи, с рекомендациями по выбору тем магистерских научных исследований в тех или иных областях научного познания:

- темы магистерских диссертаций по социологии;

- темы магистерских диссертаций по бухгалтерскому учету;

- темы магистерских диссертаций по экономике предприятия

- темы магистерских диссертаций по сельскому хозяйству.

 

www.dissmaster.ru

Выбор темы магистерской диссертации — МегаЛекции

 

При выборе темы магистерской диссертации целесообразно брать задачу сравнительно узкого плана с тем, чтобы можно было ее глубоко проработать.

Выбрать тему диссертации магистранту могут помочь следующие приемы:

-ознакомление с новейшими результатами исследований в смежных, пограничных областях науки и техники, имея в виду, что на стыке наук возможно найти новые и порой неожиданные решения;

-оценка состояния разработки методов исследования и технологических приемов применительно к конкретной отрасли;

-пересмотр известных научных решений при помощи новых методов, с новых теоретических позиций, привлечением новых, существенных фактов, выявленных магистрантом. Эти методы широко применяются в практике научной работы.

Существенную помощь в выборе темы оказывает ознакомление с аналитическими обзорами и статьями в специальной периодике.

Выбор темы для диссертации имеет исключительно большое значение. Практика показывает, что правильно выбрать тему — это значит наполовину обеспечить успешное ее выполнение. Под темой диссертации принято понимать то главное, о чем в ней говорится. Это и материал, отобранный и организованный в соответствии с задачами исследования. Это и предмет изучения, отраженный в определенном аспекте и ставший поэтому содержанием диссертационного сочинения.

Темы магистерских диссертаций определяются высшим учебным заведением. Студенту-магистранту предоставляется право выбора темы диссертации вплоть до предложения своей тематики с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки.

Тема диссертационной работы должна определяться и закрепляться в начале магистерской подготовки. Она чаще всего выбирается из списка, рекомендованного соответствующими профилирующими кафедрами данного высшего учебного заведения.

При выборе темы очень важно учитывать общий стаж в избранной области знаний, предыдущий "задел" в ней, а также опыт выступлений в научных кружках или на собраниях специалистов с научными сообщениями и т.п.



При выборе темы целесообразно брать задачу сравнительно узкого плана с тем, чтобы можно было ее глубоко проработать.

Многие видные ученые предлагают для исследования конкретные темы с "переднего края" науки и техники. Начинающему научному работнику, занятому поисками актуальной и социально значимой темы, необходимо прислушиваться к их советам.

Но если молодой ученый не может сам выбрать тему для диссертации, он вправе обратиться за консультацией к своим преподавателям.

Выбрать тему диссертации соискателю могут помочь следующие приемы:

1. Просмотр каталогов защищенных диссертаций и ознакомление с уже выполненными на кафедре диссертационными работами.

2. Ознакомление с новейшими результатами исследований в смежных, пограничных областях науки и техники, имея в виду, что на стыке возможно найти новые и порой неожиданные решения. По определению академика А.Е.Ферсмана, "наука держится теми тесными связями, которые она умеет установить с соседними дисциплинами, умелым заимствованием чужих методов, продуманным внедрением своих завоеваний и своих методов в другие науки".

3. Оценка состояния разработки методов исследования, принципов конструирования машин и технологических приемов применительно к конкретной отрасли народного хозяйства. При этом следует обращать внимание на возможность применения "чужих" методов, используемых в смежных областях, применительно к изучению "своей" области знания.

4. Пересмотр известных научных решений при помощи новых методов, с новых теоретических позиций, с привлечением новых существенных фактов, выявленных диссертантом. Выбор темы диссертации по принципу основательного пересмотра уже известных науке теоретических положений с новых позиций, под новым углом зрения, на более высоком техническом уровне широко применяется в практике научной работы.

Существенную помощь в выборе темы оказывают ознакомление с аналитическими обзорами и статьями в специальной периодике, а также беседы и консультации со специалистами-практиками, в процессе которых можно выявить важные вопросы, еще мало изученные в науке.

Темы магистрантов профильного направления, обучающихся по Государственной программе индустриально-инновационного развития (ГПИИР), должны быть направлены на решение проблемы в рамках реализации данной стратегической программы развития Республики Казахстан. Причем исследования должны проводиться на базе одного из предприятий, включенных в программу ГПИИР, а результаты исследования рекомендованы данным предприятиям. Допускаются комплексные темы, т.е. несколько тем посвященных решению одной проблеме. Таким образом могут создаваться научные группы, работающие в одном научном направлении.

Выбрав тему, магистрант должен уяснить, в чем заключается сущность предлагаемой идеи, новизна и актуальность этой темы, ее теоретическая новизна и практическая значимость. Это значительно облегчает оценку и окончательное закрепление выбранной темы.

 

Основная часть

 

Основная часть работы состоит из разделов, подразделов, пунктов, подпунктов. Каждый раздел начинают с новой страницы. Основному тексту каждого раздела может предшествовать предисловие с коротким описанием выбранного направления и обоснованием примененных методов исследований. В конце каждого раздела формулируют выводы с кратким изложением приведенных в разделе научных и практических результатов, которые дают возможность выделить общие выводы от второстепенных подробностей.

В разделах основной части подают материал, как правило, в такой последовательности:

Раздел 1 – обзор литературы по теме и выбор направления исследований;

Раздел 2 – изложение теоретической части магистерской диссертации;

Раздел 3 – программа и методика исследования, выбор и описание методов исследования;

Раздел 4 – результаты экспериментальных исследований;

Раздел 5 – технологический процесс изготовления детали с обоснованием инновационных подходов.

В первом разделе проводится обзор проведенных в данном направлении исследований. Критически освещая работы предшественников, соискатель должен назвать те вопросы, которые остались нерешенными, а следовательно, определить свое место в решении задач. Желательно закончить этот раздел коротким резюме относительно необходимости проведения своего исследования. Общий объем обзора литературы не должен превышать 20% объема основной части квалификационной работы.

Во втором разделе, как правило, соискатель очерчивает основные этапы развития научной мысли по своей теме, обосновывает теоретические подходы к решению проблемы исследования.

В третьем разделе представляется программа исследования, описывается содержание работы, обосновываются выбранные методы теоретических и экспериментальных исследований. Описывается оборудование, используемое для проведения экспериментальных исследований, разрабатывается общая методика проведения исследований.

В следующих разделах с исчерпывающей полнотой излагают результаты экспериментальных исследований автора с освещением того нового, что он вносит в разработку темы. В обязательном порядке в заключительном разделе представляется технологический процесс изготовления или восстановления детали исследуемой в работе технологической машины. Соискатель должен оценить полноту и достоверность полученных им результатов, сравнить их с данными аналогичных исследований других авторов. Обосновать преимущество и целесообразность применения результатов исследования.

Введение должно содержать оценку современного состояния решаемой научной или научно-технологической задачи, основание и исходные данные для разработки темы, обоснование необходимости проведения научно-исследовательской работы, сведения о планируемом научно-техническом уровне разработки, о патентных исследованиях и выводы из них, сведения о метрологическом обеспечении научно-исследовательской работы. Во введении должны быть показаны актуальность и новизна темы, связь данной работы с другими научно-исследовательскими программами, а также должны быть приведены цели и задачи исследования, их место в выполнении научно-исследовательской работы в целом.

Общая структура введения:

- актуальность;

- цель и задачи исследования;

- методы исследования;

- научная новизна;

- основные положения, выносимые автором на защиту;

- практическая значимость и апробация;

- внедрение в производство;

- достоверность результатов;

- публикации основных материалов диссертации;

- структура и объем диссертации.

Таким образом, введение - очень ответственная часть диссертации, поскольку оно не только ориентирует читателя в дальнейшем на раскрытие темы, но и содержит все необходимые его квалификационные характеристики, раскрывает сущность научной задачи и ее значимость, основания и исходные данные для разработки темы, обоснование необходимости проведения исследования.

Во вступлении подают общую характеристику квалификационной работы в такой последовательности.

При оценке актуальности выбранной темыследует знать, что актуальность применительно к диссертационным работам заключается в убеждении в том, что ранее подобных работ не выполнялось. Актуальность - обязательное требование к любой диссертации, поэтому вполне понятно, что введение должно начинаться с обоснования актуальности выбранной темы. Освещение актуальности должно быть немногословным. Начинать ее описание издалека нет особой необходимости. Достаточно в пределах 1-2 страниц машинописного текста показать главное - суть проблемной ситуации, из чего и будет видна актуальность темы.

Формулируют цель и задачи исследования, которые необходимо решить для достижения поставленной цели. Не следует формулировать цель как "Исследование...", "Изучение...", потому что эти слова указывают на средство достижения цели, а не на самую цель. Название квалификационной работы должно быть кратким, конкретным, отвечать специальности и сути темы, указывать на предмет и цель квалификационного исследования. В названии не желательно использовать осложненную, обобщающую или псевдонаучную терминологию. В названии надо избегать слов "Исследование...", "Анализ...", "Изучение...".

Объект исследования – это процесс или явление, которое порождает проблемную ситуацию и избранное для изучения.

Предмет исследования содержится в пределах объекта.

Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та его часть, которая является предметом исследования. Именно на него направлено основное внимание соискателя, поскольку предмет исследования определяет тему квалификационной работы, которая отмечается на титульном листе как ее название.

В введении представляется перечень методов исследования, использованных для решения поставленных в работе задач. Перечислять их надо коротко и конкретно, определяя, что именно исследовалось тем или иным методом. Это даст возможность убедиться в логичности и приемлемости выбора именно этих методов.

Научная новизна полученных результатов применительно к самой диссертации – это признак, наличие которого дает автору право на использование понятия «впервые» при характеристике полученных им результатов и проведенного исследования в целом.

Дается краткое описание новых научных положений (решений), предложенных лично магистрантом. Необходимо показать отличие полученных результатов от известных раньше, описать степень новизны (впервые получено, усовершенствовано, получило дальнейшее развитие). Чаще всего научная новизна проявляется в наличии теоретических положений, которые впервые сформулированы, содержательно обоснованы, методических рекомендаций, которые внедрены в практику и оказывают существенное влияние на достижение новых социально-экономических результатов и др. Новыми могут быть только те положения диссертационного исследования, которые способствуют дальнейшему развитию науки в целом или отдельных ее направлений.

Каждое научное положение четко формулируют, выделяя его основную сущность и концентрируя особое внимание на уровне достигнутой при этом новизны. Сформулированное научное положение должно читаться и восприниматься легко и однозначно (без накопления мелких фактов, и таких, что затемняют его сущность, деталей и уточнений). Ни в одном случае нельзя прибегать к изложению научного положения в виде аннотации, когда просто констатируют, что в работе сделано то и то, а сущности и новизны увидеть невозможно. Представление научных положений в виде аннотаций является наиболее распространенной ошибкой соискателей при изложении общей характеристики работы.

Оценивая практическую значимость выбранной темы, следует знать, что эта значимость зависит от того, какой характер имеет конкретное научное исследование. Подаются сведения о практическом применении полученных результатов или рекомендаций по их использованию. Если диссертация будет носить методологический характер, то ее практическая значимость может проявиться в публикации основных результатов исследований в научных статьях, апробации результатов на научно-практических конференциях, в использовании научных разработок в учебном процессе высших и средних учебных заведений, в участии в разработке государственных и региональных программ развития социально-экономической отрасли и т.д.

Составление рабочих планов

Любая научная работа предполагает наличие плана ее осуществления. С учетом специфики творческого процесса такой план должен предусматривать все, что можно заранее предвидеть. Конечно, в науке возможны и случайные открытия, но нельзя строить научное исследование, ориентируясь на случайности. Только плановое исследование позволяет надежно шаг за шагом познавать новые объективные закономерности во всей окружающей действительности.

Особенно большое значение имеет планирование творческого процесса студента-магистранта, впервые приступающего к написанию серьезного научного сочинения, каковым является магистерская диссертация. Планирование его работы начинается с составления рабочего плана, представляющего собой своеобразную наглядную схему предпринимаемого исследования. Такой план используется на первых стадиях работы, позволяя эскизно представить исследуемую проблему в различных вариантах, что существенно облегчает научному руководителю оценку общей композиции и рубрикации будущей диссертации.

Рабочий план разрабатывается при непосредственном участии научного руководителя магистранта и начинается с разработки темы, т.е. замысла предполагаемого научного исследования. Возможно, что в основу такого замысла будет положена гипотеза, т.е. предположение, изложенное на основе как интуиции (предчувствия), так и предварительно разработанной версии (т.е. сообщения чего-либо в целях предварительного объяснения). Но даже и такая постановка позволит систематизировать и упорядочить всю последующую работу.

Первоначально рабочий план только в основных чертах дает характеристику предмета исследования, однако в дальнейшем такой план может и должен уточняться, однако основная задача, стоящая перед работой в целом, должна оставаться неизменной.

Рабочий план имеет произвольную форму. Обычно он состоит из перечня расположенных в столбик рубрик, связанных внутренней логикой исследования данной темы и позволяющих по их месту судить об их уместности и значимости. Отдельные рубрики плана следует писать на отдельных карточках (или полосках бумаги). Это позволяет в результате ряда механических перестановок найти наиболее логичную и приемлемую для данного исследования схему их расположения.

В состав рабочего плана желательно включать, помимо заголовков, выделенных отдельными строками, заголовки в подбор с текстом, заголовки — внутритекстовые выделения (слова и словосочетания самого текста, обозначающие тему текстового отрывка). Это позволяет оценить, единообразно ли использованы мелкие заголовки в разных главах и параграфах диссертационного сочинения.

На более поздних стадиях работы составляют план-проспект, то есть такой план, который представляет собой реферативное изложение расположенных в логическом порядке вопросов, по которым в дальнейшем будет систематизироваться весь собранный фактический материал.

План-проспект служит основой для последующей оценки научным руководителем магистранта соответствия его работы целям и задачам проводимого исследования. По этому плану уже можно будет судить об основных положениях содержания будущей диссертации, принципах раскрытия темы, построении и соотношении объемов отдельных ее частей. Практически план-проспект — это уже черновое оглавление диссертации с реферативным раскрытием содержания ее глав и параграфов.

Желательность составления плана-проспекта определяется тем, что путем систематического включения в такой план все новых и новых данных его можно довести до окончательной структурно-фактологической схемы диссертационной работы.

Магистранту после составления плана диссертационной работы необходимо уяснить очередность и логическую последовательность намеченных работ. При организационной очередности задания выполняются в зависимости от наличия возможности, и порядок исполнения их может измениться с тем, однако, условием, чтобы за определенный период работы они все были выполнены.

Логическая последовательность диктует раскрытие существа задачи. Пока не изучен первый раздел, нельзя переходить ко второму. Важно научиться находить в любой работе главное, решающее, на чем следует сосредоточить в данное время все внимание. Это позволит найти и оптимальные решения планируемых заданий.

Такой методический подход приводит к необходимости учета стратегии и тактики научного исследования. Это значит, что исследователь определяет общую генеральную цель в своей работе, формулирует центральную задачу, выявляет все доступные резервы для выполнения замысла и идеи, выбирает необходимые методы и приемы действий, находит наиболее удобное время для выполнения каждой операции.

Из этого вовсе не следует, что надо пренебрегать второстепенными заданиями. Наоборот, стратегия и тактика научного исследования требуют, чтобы при концентрации внимания на выполнении основных разделов плана не упускались из поля зрения дополнительные стороны дела, то, что иногда неосмотрительно называют "деталями" или "мелочами".

В творческом исследовании план всегда имеет динамический, подвижный характер и не может, не должен связывать развитие идеи и замысла исследователя при сохранении какого-то четкого и определенного научного направления в работе.

План должен быть гибким, чтобы можно было включать в него новые возможные аспекты, обнаруженные в процессе подготовки текста. При составлении плана тщательно обдумывайте такие вопросы: что вам уже известно по разрабатываемой теме и что необходимо узнать. Затем решите, в каком порядке вы сделаете свои первые шаги.

Научный руководитель не только принимает участие в разработке рабочего плана будущей диссертации, но и ведет с ее потенциальным автором и другую работу, в частности:

· рекомендует необходимую литературу, справочные, статистические и архивные материалы и другие источники по теме;

· проводит систематические, предусмотренные расписанием беседы и консультации;

· оценивает содержание выполненной диссертации как по частям, так и в целом;

· дает согласие на представление диссертации к защите.

Таким образом, научный руководитель оказывает научную и методическую помощь, систематически контролирует выполнение работы, вносит определенные коррективы, дает рекомендации о целесообразности принятия того или иного решения, а также заключение о готовности работы в целом.

Личный взнос. В случае использования в работе идей или разработок, которые принадлежат соавторам, вместе с которыми были опубликованы научные работы, соискатель должен отметить этот факт во вступлении и в автореферате с обязательным указанием конкретного личного взноса в эти работы или разработки.

Апробация результатов работы.Указывается, на каких конференциях, симпозиумах, совещаниях обнародованы результаты исследований.

Публикации. Указывают статьи в научных журналах, сборниках научных работ, материалах и тезисах конференций, авторских свидетельствах, где опубликованы результаты работы.

В выводах излагают самые важные научные и практические результаты, полученные в работе. В первом пункте выводов коротко оценивают состояние вопроса. Дальше выводы должны содержать ответы на все задачи, поставленные во вступлении. Все это даст возможность автору доказать, что цели, которые сформулированы во вступлении, достигнуты. Следует сделать ударение на отдельных важных результатах, обосновать их достоверность, изложить рекомендации относительно их использования.

Список использованной литературы нужно размещать в алфавитном порядке фамилий первых авторов или заголовков, или в порядке использования по тексту. Библиографическое описание источников составляют согласно действующим стандартам библиотечного и издательского дела. Ссылка на литературу в тексте работы размешивают в квадратных скобках после соответствующей цитаты, например [12], где "12" – это номер в списке литературы той публикации, на которую ссылается автор.

Знакомство с опубликованной по теме диссертации литературой начинается с разработки идеи, т.е. замысла предполагаемого научного исследования, который, как уже указывалось ранее, находит свое выражение в теме и рабочем плане диссертации. Такая постановка дела позволяет более целеустремленно искать литературные источники по выбранной теме и глубже осмысливать тот материал, который содержится в опубликованных в печати работах других ученых, ибо основные вопросы проблемы почти всегда заложены в более ранних исследованиях.

Далее следует продумать порядок поиска и приступить, к составлению картотеки (или списка) литературных источников по теме. Хорошо составленная картотека (список) даже при беглом обзоре заглавий источников позволяет охватить тему в целом. На ее основе возможно уже в начале исследования уточнить цели.

Просмотру должны быть подвергнуты все виды источников, содержание которых связано с темой диссертационного исследования. К ним относятся материалы, опубликованные в различных отечественных и зарубежных изданиях, непубликуемые документы (отчеты о научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах, диссертации, депонированные рукописи, отчеты специалистов о зарубежных командировках, материалы зарубежных фирм), официальные материалы.

Состояние изученности темы целесообразнее всего начать со знакомства с информационными изданиями, цель выпуска которых — оперативная информация как о самих публикациях, так и о наиболее существенных сторонах их содержания. Информационные издания в отличие от обычных библиографических изданий оперируют не только сведениями о печатных произведениях, но и идеями и фактами, в них заключенными.

Помимо оперативности публикации, их отличают новизна сообщаемой информации, полнота охвата источников и наличие справочного аппарата, позволяющего быстро систематизировать и отыскивать документы.

Изучение научной литературы — серьезная работа. Поэтому статью или книгу следует читать с карандашом в руках, делая выписки. Если имеется собственный экземпляр журнала или книги, то можно делать пометки на полях. Это существенно облегчает в дальнейшем поиск необходимых материалов.

Изучение научных публикаций желательно проводить по этапам:

· общее ознакомление с произведением в целом по его оглавлению;

· беглый просмотр всего содержания;

· чтение в порядке последовательности расположения материала;

· выборочное чтение какой-либо части произведения;

· выписка представляющих интерес материалов;

· критическая оценка записанного, его редактирование и "чистовая" запись как фрагмент текста будущей диссертационной работы.

Можно рекомендовать еще и такой способ изучения. Страницу тетради надо поделить пополам вертикальной чертой. С левой стороны сделать выписки из прочитанного, а с правой — свои замечания, выделяя подчеркиванием слов особо важные места текста.

При изучении литературы не нужно стремиться только к заимствованию материала. Параллельно следует обдумать найденную информацию. Этот процесс должен совершаться в течение всей работы над темой, тогда собственные мысли, возникшие в ходе знакомства с чужими работами, послужат основой для получения нового знания.

При изучении литературы по выбранной теме используется не вся информация, в ней заключенная, а только та, которая имеет непосредственное отношение к теме диссертации и является потому наиболее ценной и полезной. Таким образом, критерием оценки прочитанного является возможность его практического использования в диссертации.

Изучая литературные источники, нужно очень тщательно следить за оформлением выписок, чтобы в дальнейшем было легко ими пользоваться. Работая над каким-либо частным вопросом или разделом, надо постоянно видеть его связь с проблемой в целом, а разрабатывая широкую проблему, уметь делить ее на части, каждую из которых продумывать в деталях.

Возможно, что часть полученных данных окажется бесполезной: очень редко они используются полностью. Поэтому необходим их тщательный отбор и оценка. Научное творчество включает значительную часть черновой работы, связанной с подбором основной и дополнительной информации, ее обобщением и представлением в форме, удобной для анализа и выводов. Факты, применяя образное сравнение, не лежат на поверхности, а скрыты подобно самородкам и крупицам золота, рассеянным в громаде пустой породы. Из этого позволительно сделать вывод, что отбор научных фактов — не простое дело, не механический, а творческий процесс, требующий целеустремленной работы.

В обязательном порядке при написании диссертации магистрант должен обязательно ссылаться на авторов и источники, с которых позаимствовал материалы или отдельные результаты. В случае использования заимствованного материала без ссылки на автора и источник квалификационная работа снимается из рассмотрения независимо от стадии прохождения без права ее повторной защиты.

При написании квалификационной работы магистрант должен ссылаться на цитированную литературу, или на ту литературу, откуда взята идея, выводы, задачи, вопросы, изучению которых посвящена работа. Ссылаться нужно на последние издания публикаций. Если используют сведения, материалы из монографий, обзорных статей, других источников с большим количеством страниц, тогда в ссылке необходимо точно указать номера страниц, иллюстраций, таблиц, формул из источника, на который есть ссылки.

Для подтверждения собственных аргументов ссылками на авторитетный источник или для критического анализа того или другого печатного произведения нужно приводить цитаты. Научный этикет нуждается в точном воссоздании цитированного текста, потому что сокращение приведенного извлечения может исказить содержание, заложенное автором.

Общие требования к цитированию такие:

а) текст цитаты начинается и заканчивается кавычками и приводится в той грамматической форме, в которой он представлен в источнике, с сохранением особенностей авторского написания. Научные строки, предложенные другими авторами, не выделяются кавычками, за исключением тех, что вызвали общую полемику.

б) цитирование должно быть полным, без произвольного сокращения авторского текста и без искажений мыслей автора. Пропуск слов, предложений, абзацев при цитировании допускается без искажения авторского текста и обозначается тремя точками, они ставятся в любом месте цитаты (в начале, внутри, в конце). Если перед упущенным текстом или за ним стоял разделительный знак, то он не сохраняется;

в) каждая цитата обязательно сопровождается ссылкой на источник;

г) при косвенном цитировании (пересказе, изложении мыслей других авторов своими словами), что дает значительную экономию текста, нужно быть предельно точным в изложении мыслей автора, корректным относительно оценивания его результатов и давать соответствующие ссылки на источник;

Каждый включенный в список литературный источник должен иметь отражение в рукописи диссертации. Если ее автор делает ссылку на какие-либо заимствованные факты или цитирует работы других авторов, то он должен обязательно указать в подстрочной ссылке, откуда взяты приведенные материалы. Не следует включать в библиографический список те работы, на которые нет ссылок в тексте диссертации, и которые фактически не были использованы. Не рекомендуется включать в этот список энциклопедии, справочники, научно-популярные книги, газеты. Если есть необходимость в использовании таких изданий, то следует привести их в подстрочных ссылках в тексте диссертации. Если ссылаетесь на интернет ресурсы, необходимо указать сайты, название работы, автора.

Приложения.Здесь при необходимости целесообразно включать вспомогательный материал:

- таблицы вспомогательных данных;

- анкеты опрашиваний или других примененных видов эмпирических исследований;

- протоколы и акты испытаний, внедрений, вспомогательные иллюстрации и др.;

 


Рекомендуемые страницы:


Воспользуйтесь поиском по сайту:

megalektsii.ru

Выбор и формулировка темы диссертационного исследования

Определение научной проблемы

Перед выбором темы исследования, необходимо определится в научной проблеме, которую предстоит решить соискателю в процессе написания диссертационной работы. Если выбор проблемы ставит вас в тупик, обратитесь к собственным предпочтениям, а также можно изучить целый ряд проблем из вашей области знания, которые уже находятся в разработке у ученых. Иными словами, прежде чем обозначить свою тему диссертации, нужно знать, чем занимаются или занимались другие. Это поможет вам вновь не изобрести велосипед.

Чтобы найти как можно больше информации о проведенных или не законченных исследованиях можно обратиться к литературным источникам, которые являются самым популярным методом сбора информации. Также можно обратиться к услугам глобальной сети Интернет, но не смотря на скорость и оперативность такой информации, зачастую страдает её качество. Если есть такая возможность, можно посетить специальные семинары, научные конференции и прочие специфические курсы, но как правило это очень дорого и подобные мероприятия проходят крайне редко.

Если соискатель проживает недалеко от научных центров или исследовательских лабораториях, то всегда можно обратиться за помощью к другим ученым. Поиск информации опирается исключительно на собственные качества, способности, возможности автора.

Научный руководитель вам в помощь

Обсудить возможные варианты тем для диссертации можно с научным руководителем, но самое важное на этом этапе – это утверждение темы на заседании кафедры. На заседании, ученые уточнят и если нужно откорректируют сформулированную тему соискателя. Если удастся объединить все вышеперечисленные способы поиска информации, то несомненно это был бы идеальным вариантом. Чаще всего диссертанты обращаются за помощью именно к литературным научным источникам.

Останавливаясь на полезной информации во время поиска и формулировки темы диссертации, можно выделить некоторые научные издания, такие как «Вестник диссертационных советов» и «Летопись авторефератов диссертаций». Полезную информацию можно найти на кафедре, где планируется защита диссертации. Там же можно найти другие диссертации, выполненные ранее, рефераты и обзоры. Среди множества бумаг необходимо сконцентрироваться исключительно на собственной теме. Затратив не мало сил и времени результат должен оправдать себя. Во время сбора информации, можно узнать много нового, а также быть в курсе других актуальных проблем, которые нуждаются в решении. Следует помнить, что среди соискателей и ученых существует негласная научная конъюнктура, то есть некая мода на определенные темы и проблемы. Но несмотря на это, популярная тема может быть раскрыта по-новому, по-особенному, что придаст соискателю свою положительную репутацию в научном сообществе.

Проделав уже не малый путь, не надо расслабляться, ведь выбор и формулировка темы — это только лишь вершина айсберга. Анализируя множество исследований можно получить широкое представление о том, что происходит вокруг, чем интересуются другие ученые, какие решения предложены в других диссертациях и многое другое. Из этого обилия информации соискателю необходимо выбрать ту тему, над которой будет желание трудиться и работать самому. Можно опереться на следующие критерии:

  1. Главным фактором должна стать личная заинтересованность в самой теме.
  2. Возможно у вас уже есть определенный багаж знаний по этой теме.
  3. Огромным плюсом послужат креативные идеи.
  4. Имеется в наличие опыт в дискуссиях, подготовке докладов на эту тему.

Если соискатель относится к какой-то научной школе, либо является одним из членом какого-либо научного сообщества, то тему для исследования можно подчерпнуть из коллективных исследований. Допустим отдельная часть коллективного исследования может стать темой для более глубокого анализа или исследования, либо наоборот, диссертация может стать частью какого-то общего исследования. Так или иначе, будет достигнут положительный эффект для обеих сторон.

Появились проблемы при формулировке темы ?

Во время формулировки темы, у соискателя могут возникнуть проблемы. Они связаны в первую очередь с тем, что автор не всегда может отделить проблему от темы диссертации. Из-за такой неразберихи могут возникнуть проблемы с планированием своего научного труда. Поэтому стоит уделить отдельное внимание формулировке темы и обозначение проблемы в диссертационной работе. Проблема – это некая разница между реальным положением дел и тем как должно быть в идеале, либо то явление, которое необходимо устранить. Для решения проблемы соискателю понадобятся новые знания. Выявив проблему, можно будет определить в какую сторону необходимо проводить исследования получая новые знания. Проблему можно выявить при помощи противоречия, то есть когда что-то одно исключает что-то другое, несовместимое с первым. После нахождения противоречий, заметно легче будет сформулировать тему диссертации. Тема работы – это итоговый результат, которой желает достичь соискатель, решив попутно обозначенную проблему. Доработка, корректировка формулировки темы может быть и на поздних стадиях работы, но при этом смысл исследования не должен изменяться.

Во время формулировки темы диссертации необходимо учесть следующие моменты. В названии нужна конкретика, а обтекаемость и не информативность не приветствуются. Необходимо избавится от некоторых оборотов-паразитов, такие как «Анализ некоторых вопросов», «Материалы к изучению», «Изучение процесса» и так далее. Такие обороты не несут смысловой нагрузки, не отражают самой сути обозначенной проблемы. Не стоит применять сложные научные термины, особенно если они вовсе не уместны, а некоторые могут сбить и запутать. Простота и лаконичность приветствуется. Короткое название работы говорит об высокой обобщённости исследований, а длинное название диссертации говорит об углубленном исследовании. 

Если удалось обозначит проблему и получить некое представление о будущих, возможных результатах, но не удается сформулировать тему, не стоит огорчаться. С течением времени, тема может видоизменятся, поэтому зайдя в тупик, следует заняться другой работой, к примеру, можно перейти непосредственно к исследованиям.

Не стоит полагаться на память и лучше подстраховаться, и записать все первоначальные формулировки тему диссертации. Это связано с тем, что во время исследований запоминается огромный объем новой информации, которая попросту может вытеснить другую информацию. В большинстве случаев, исследователям запоминаются не формулировки, а яркие и важные моменты в процессе своей деятельности.

disshelp.ru


Смотрите также